Представление о себе по модели «Я-концепция».

Компоненты «Я-концепции»:

1. Когнитивный компонент – образ своих:

o качеств;

o способностей;

o внешности;

o социальной значимости.

2. Эмоциональный компонент:

o самоуважение;

o себялюбие;

o самоуничижение.

3. Оценочно-волевой компонент:

o стремление повысить самооценку, завоевать уважение.

Структура «Я-концепции»:

  • Я – реальный (каким я вижу себя в настоящее время);
  • Я – идеальный (каким я должен стать, ориентируясь на моральные нормы и профессиональные установки);
  • Я – динамический (каким я стараюсь стать);
  • Я – фантастический (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно).

Если сделать проекцию на педагогическую деятельность, то правомерен вывод о том, считает Г.М. Коджаспирова, что формирование «образа Я» у учителя (а значит, позиции «Я – педагог») как субъекта этой деятельности продуктивно только при условии формирования ответственности в его сознании как непреложного морального установления.

Эта теория разработана зарубежными учеными-психологами З. Фрейдом, Э. Берном, К. Благим и М. Шебеком, английским ученым Р. Бернсом и др. Из отечественных ученых теорию «Я-концепции» разрабатывали И.С. Кон (его книга «Открытие "Я"»), В.А. Ядов, А.В. Мудрик, Е.Н. Пехота, К. Мудзыбаев и др.

Видный теоретик и практик современной отечественной педагогики В.И. Журавлев считает, что знание и использование теории «Я-концепции» студентом (в процессе профессионального образования) и специалистом (в процессе самостоятельной профессиональной деятельности) обязательно.

В.И. Журавлев относит знание и использование этой теории к общепедагогическим стандартам профессионализма.

Поэтому будущим педагогам важно помнить о том, что формирование «образа Я», положительной «Я-концепции» для них профессионально значимо: только уважая в себе личность, учитель сможет увидеть и развить личность в другом – в ученике. И, уважая в себе личность и профессионала, он никогда не остановится в своем самосовершенствовании.

Проведение тестирования методом психогеометрии

Представление о себе по модели «Я-концепция». - student2.ru

Представление о себе по модели «Я-концепция». - student2.ru

Рис. 15. Концентрическая диаграмма «Круг» модели образа личности учителя

6. Домашнее задание

1. Освоить терминологию темы, структуру модели личности учителя и «Я-концепции».

2. Изучать указанную литературу.

3. Готовиться к практическому занятию по теме: используя составные модели личности учителя «Домик», учитывая логику структуры модели, придумать другие образы.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ФОРМЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
«ИЗОБРЕТАЕМ МОДЕЛЬ "ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ-ВОСПИТАТЕЛЯ"»
(практическое занятие)

Задачи

1. Демонстрация умений оперировать теоретическими знаниями и применять их в нестандартной ситуации.

2. Развитие умений слаженно и результативно работать в группе.

3. Развитие умений рефлексии собственной и анализа чужой деятельности.

4. Развитие умений визуализировать свою деятельность.

5. Развитие умений выступать перед аудиторией.

1. Проведение тестирования методом психогеометрии
(до 2-го занятия)

1. Рассортировать анкеты.

2. Скомплектовать группы.

3. Объяснить сущность теста «Психогеометрия» и значение геометрических фигур.
 – лидеры;
О – коммуникаторы;
 – прекрасные исполнители, реализаторы плана, дела;
 – люди, которые способны работать творчески при условии их стимулирования;
/\/\ – генераторы идей, но не всегда способны доводить дело до конца.
Обратить внимание на фигуру № 2.

Наши рекомендации