Принцип гибкости организационных форм

Для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм обучения. Тем более что в условиях ры­ночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным — далеко не каждая семья смо­жет кормить и одевать своего взрослого члена.

В системе народного образования (за исключением базовой общеобразовательной школы) неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без от­рыва от работы.

Рассмотрим в первую очередь то, что касается заочного об­разования.Хотя в области заочного образования Россия имеет признанный в мире исторический приоритет и значительный наличный потенциал, из-за общих для нашего образования причин и, в частности, особенностей организации образования по заочной форме, уровень подготовки подавляющего боль­шинства выпускников-заочников в последние десятилетия ко­мандно-административной системы перестал соответствовать предъявляемым требованиям. Заочная форма оказалась на­столько дискредитированной, что как правительство, так и население страны стали считать, что прекращение обучения по ней принесет больше пользы, чем вреда. В ходе реформ заочная форма образования была сохранена лишь из-за необ­ходимости обеспечения непрерывности образования.

Между тем заочная система обучения необходима гражда­нам для непрерывного образования, получения общего обра­зования и специальности жителями удаленных регионов, ин­валидами, молодыми матерями и многими другими группами населения, не имеющими иных возможностей обучаться. Она необходима предприятиям, особенно добывающим, транспор­тным, имеющим рассредоточенные по территориям объекты и заинтересованным в обучении кадров на местах без отрыва от производства.

В отношении связки «заочное обучение — производство» есть также очень интересная особенность: подавляющее боль­шинство руководящего состава заводов и фабрик, строек и т.д.




к



составляют выпускники именно заочных ВУЗов, которые в свое время кончали ПТУ или техникумы и затем продолжали образование в заочной форме — они вырастали в производст­венных коллективах и осваивали специфику общения в нем, специфику производственных отношений, к чему выпускники очного обучения оказываются неприспособленными и на заво­дах не задерживаются, кроме аппарата заводоуправления, конструкторских бюро и т.п.

Наконец, в заочном образовании заинтересовано общество в целом, поскольку при сравнительно небольших затратах обеспечивается рост общекультурного уровня и профессиона­лизма населения. Заочное обучение, при качественной его по­становке, во всем мире рассматривается как «высокая техно­логия» получения образования, и количество студентов, обу­чающихся по этой форме, постоянно растет.

Все остальные формы обучения, кроме, пожалуй, экстерната, занимают промежуточное положение между очным и заочным обучением. Втом числе вечернее (сменное) обучение, на которое в той же мере распространяется все сказанное выше о заочном обучении. А кроме того за рубежом существует много других форм обучения, давая возможность учащемуся, студенту право широкого их выбора с целью обеспечить ему наиболее удобный режим обучения без отрыва от работы: так называемое «обу­чение частичного времени» (part-time education), когда обуча­емый два дня в неделю учится, а три дня работает на произ­водстве, сокращенный(по академическим часам аудиторных занятий) курс очного обучения, «сэндвич»и «блок»— разные варианты сочетания очного и заочного обучения, вечернее обу­чениеи т.д. — всего, например, в Англии насчитывается 9 форм. Причем в английских колледжах студенты-очники со­ставляют всего 40% контигента, т.е. без отрыва от работы учит­ся большая часть молодежи.

Особый интерес представляет система так называемого «от­крытого обучения»,на которой есть смысл остановиться под­робнее ввиду ее потенциальной перспективности.

Эта система возникла в Англии и в настоящее время полу­чает все большее распространение во всем мире. История его такова. В 60-х годах многими специалистами в области обра­зования высказывалась идея «эфирного университета» как объединения учебных заведений, использующих радио и те-




левидение для заочного обучения и «доставки преподавателей на дом». Эта идея была поддержана правительством, и в 1969году был создан Открытый университет, который тут женачал стремительно расти по числу студентов с 24 тысяч в 1971г. до 200 тысяч в 1993 г., не считая контингентов многочисленных филиалов Открытого университета во многих странах мира. Таким филиалом в России является, в частности, ЛИНК — Международный центр дистанционного обучения в г. Жуков­ском Московской области с его многочисленными филиалами по всей России. Кроме того, в России создан, в частности уси­лиями Московской областной и районной служб занятости, ряд российско-британских центров открытого обучения на базе профессиональных лицеев в городах Жуковском, Сергиевом Посаде, Щелково по переподготовке безработных граждан.

Вслед за Открытым университетом в Англии, в других стра­нах стали создаваться открытые колледжи, а также отделения открытого обучения во многих обычных университетах и кол­леджах. Всего сегодня этой формой обучения в Англии охва­чено более 5 млн человек.

В чем суть открытого обучения? Это дальнейшая модерни­зация системы заочного обучения. Основные отличия откры­того обучения от заочного в следующем:

— для поступления на обучение не требуется никаких сви­
детельств об образовании;

— обучаемый сам выбирает содержание (из предлагаемых
на выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп
изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возмож­
ность на время прекратить обучение по каким-либо обстоя­
тельствам, а затем вернуться к нему вновь и т.д.;

— для каждого курса, модуля создаются комплекты учеб­
ных материалов, включающие пособия на печатной основе,
аудио-, видео- и слайд-фильмы, компьютерные программы и
т.д. Такие комплекты для сотен учебных курсов, в том числе
альтернативных, выпускаются десятками фирм и позволяют
студенту самостоятельно осваивать материал;

— самостоятельное изучение учебных курсов сопровожда­
ется консультациями тьютора (индивидуального наставника-
консультанта), чаще всего по телефону, проверкой им пись­
менных заданий, организацией групп взаимопомощи студен­
тов, изучающих один и тот же курс, что позволяет им обме-





ниваться информацией и идеями, практиковаться в различ­ных ролях (тоже часто по телефону), организацией воскресных школ, тьютериалов (семинаров под руководством тьютора) и летних лагерей.

Открытое обучение — рациональная форма образователь­ного продвижения для людей, которые хотят продолжать об­разование, но не могут даже частично оторваться от своей слу­жебной деятельности. Открытое обучение позволяет, во-пер­вых, пройти весь курс обучения для получения сертификатов и дипломов всех уровней колледжа или университета, для по­лучения степеней бакалавров и магистра. Во-вторых, открытое обучение широко используется для повышения квалификации и переподготовки персонала фирм, которые чаще всего опла­чивают обучение или приобретают комплекты учебных мате­риалов для коллективного пользования их сотрудниками. В-третьих, — открытое обучение широко используется насе­лением для повышения квалификации, общего уровня обра­зованности.

Вместе с тем, открытое обучение требует от обучаемого значительных волевых усилий в условиях практически пол­ной самостоятельности в учебной деятельности. К этому спо­собен не всякий. Так, по оценкам английских специалистов, лишь 15% людей способны пройти в форме открытого обучения полный университетский курс до получения дип­лома.

Широкие перспективы в развитии форм получения образо­вания имеет, очевидно, и экстернат. Экстернат у нас в стране вроде бы никогда не запрещался, но в то же время никак и не поощрялся. Организационно эта форма обучения почти не от­работана, хотя в Законе РФ об образовании и указана как одна из возможных форм получения образования. Тем не менее она имеет большие возможности.

В частности, во-первых, для общеобразовательных школ. В том числе для сдачи экзаменов экстерном для получения рос­сийского аттестата зрелости молодежью, приезжающей из быв­ших республик СССР и желающей поступать в российские ВУЗы. Сегодня для учреждений начального и среднего профес­сионального образования сложилась ситуация, при которой уровень квалификации рабочих значительно отстает от потреб­ностей народного хозяйства. Как уже говорилось, к концу 80-х

годов средний квалификационный разряд рабочих в целом по стране отставал от среднего разряда работ на целую единицу. Между тем известно, что разница всего в 0,5 разряда означает технологическую катастрофу для любого предприятия. В чем же дело? В том, что большинство государственных предприя­тий не были заинтересованы в повышении квалификацион­ных разрядов рабочим — ведь тогда надо повышать им зара­ботную плату. В то же время многие рабочие заинтересованы в повышении разряда, особенно в случаях перехода на другие предприятия, в фирмы и т.д. В этой ситуации учреждения начального и среднего профессионального образования могут стать государственной альтернативной службой за счет введе­ния экстернатной формы присвоения квалификации рабочим.

Во-вторых, перспективы развития экстерната могут быть связаны, очевидно, с тем обстоятельством, что уже сегодня для работы на многих негосударственных предприятиях и в орга­низациях администрация последних начинает требовать от специалистов наличия одновременно двух специальностей, до­пустим, инженерного и экономического, финансового образо­вания, инженерного и компьютерного и т.д. Или, допустим, в небольших строительных фирмах, которых стало уже много, требуются рабочие, владеющие множеством профессий: строи­тельно-монтажными, отделочными, электротехническими, столярными и т.п. И для профессиональных образовательных учреждений здесь большой выбор для развития экстернатной формы обучения.

Таким образом, система народного образования стоит сегод­ня перед необходимостью создания целого комплекса гибких организационных форм обучения, создающих максимально благоприятные условия для продвижения человека в образо­вательном пространстве.

Итак, мы рассмотрели основные идеи, принципы развития отечественного образования и условия их реализации. Из этого обширного материала видно, что завтра система образования должна стать иной, чем она есть сегодня, и совершенно, каче­ственно иной,чем она была вчера. Мы еще нередко слышим обращения многих работников образования в директивные ор­ганы всех уровней, их призывы: «Сохранить!», «Не допу­стить!», «Вернуть!». Можно понять чувства, которые ими дви-




м



жут. Но это все взгляд в прошлое, которого уже не вернуть. Надо смотреть в завтрашний день.

В заключение мы вновь вернемся к идеям, принципам раз­вития образования и условиям их реализации, но уже с иных — теоретико-методологических позиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Теоретико-методологическое)

Мы часто ищем сложности вещей,

Где истина лежит совсем простая.

С. Щипачев

У читателя вполне могло сложиться впечатление, что автор в книге приводит слишком много различных идей, принципов, и т.д., т.е. «красивых научных слов». Действительно, «краси­вых слов» можно придумать еще больше: прогностичность, адаптивность, динамичность, — да мало ли еще сколько. «Сло­ва, слова...», как говорил известный принц Датский. Но суть в другом.

На самом деле автор предпринял попытку построить теорию развития системы народного образования России. Именно по­пытку. Ведь понятие «теория» в строгом смысле этого слова в отношении к гуманитарным, общественным наукам, каковы­ми являются, в том числе, педагогика и другие науки об об­разовании, применить затруднительно в силу чрезвычайной подвижности, изменчивости явлений и процессов, изучаемых этими науками, отсутствия достоверных процедур их система­тизации, измерения и т.д. В этих науках используется, как правило, понятие «концепция» — как определенный комплекс взглядов, воззрений, идей, направленных на объяснение яв­лений, процессов и связей между ними. И когда говорят, к примеру, «теория проблемного обучения», то, строго говоря, это — «концепция проблемного обучения».

В строгом смысле, теория — это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о сущест­венных связях в определенной области знаний — объекте дан­ной теории (в нашем случае объектом выступает образование). Основными требованиями к любой теории являются:

1) Требование полноты, т.е. теория должна научно описы­вать все основные явления, процессы и связи между ними.

17-1045



2) Требование непротиворечивости, т.е. все постулаты, идеи, принципы и другие конструкции теории логически не должны противоречить друг другу*.

Рассмотрим, как эти требования могут быть удовлетворены в нашем случае. Относительная полнота может быть достигну­та, по мнению автора, типологией и иерархической системой классификаций идей, вытекающих из них принципов разви­тия образования и условий их реализации.

Напомним логические правила построения классификаций:

1) В одной и той же классификации должно быть одно и то
же основание классификации, т.е. признак, по которому клас­
сифицируемые объекты объединяются в один класс.

2) Объем членов классификации должен однозначно соот­
ветствовать объему классифицируемой совокупности, т.е. сум­
ма членов классификации должна полностью исчерпывать всю
совокупность и не превышать ее.

3) Члены классификации должны исключать друг друга,
т.е. ни один из членов не должен входить в объем другого
члена.

4) Подразделение на подклассы должно быть непрерывным,
т.е. идти по линии непрерывного нарастания или ослабления
выделенного в качестве основания признака, не перескакивая
через ближайший подкласс.

Теперь рассмотрим логическую структуру построения дан­ной книги. В конце первого раздела был сформулирован ис­ходный постулат, что в новой эпохе, в которую перешло чело­вечество, в новых условиях жизни России, направленной на построение гуманистического демократического общества с рыночной экономикой, народное образование в стране должно стать качественно иным, адекватно соответствующим этому новому обществу.

Этот постулат развивается в формулировании четырех ос­новных идей, соответствующих основным целям образования, связанных с удовлетворением потребностей четырех субъек­тов — его «потребителей»: личности, общества, производства и самой образовательной сферы: гуманизации, демократиза-

принцип гибкости организационных форм - student2.ru * Естественно, полнота и непротиворечивость любой теории всегда будут относи­тельными. Ведь даже в математике, как показано двумя известными теоремами К. Ге-деля, любая достаточно сложная теоретическая система будет, с одной стороны, непол­на, с другой стороны, ее непротиворечивость не может быть доказана в рамках данной

системы.

ции, опережающего образования, непрерывного образования. Напомним при этом, что идея (в смысле общественно-истори­ческая идея) понимается как высшая форма познания мира, не только отражающая объект, но и направленная на его пре­образование (Философский энциклопедический словарь. — М., 1989). Идеи в науке не только подытоживают опыт пред­шествующего развития знания в той или иной области, но и служат основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы.

В свою очередь, каждая идея в книге раскрывается, конк­ретизируется в совокупность принципов развития образова­ния. Причем эти совокупности выделены в каждом случае по вполне определенным основаниям классификации. Так, на­пример, напомним, что в основание классификации принци­пов гуманизации образования положены убеждения личности, включающие ее мировоззрение и стремление к его реализации и объединяющие: эмоциональные (принцип гуманитариза­ции), интеллектуальные (принцип фундаментализации) и во­левые (принцип деятельностной направленности) свойства личности. Интегративной характеристикой убеждений лично­сти выступает ее национальный менталитет (принцип нацио­нального характера образования). В свою очередь, к примеру, в основание классификации условий реализации принципа гу­манитаризации образования взяты отношения личности: к са­мому себе (эстетическое обучение и воспитание обучаемых); к другим людям (этическое...); к труду, производству (экономи­ческое...); к природе (экологическое...); к государству (право­вое...).

Аналогично в основании классификации принципов демок­ратизации образования лежит уровень управления субъекта­ми: учащийся, студент — принцип самоорганизации; учитель, преподаватель как руководитель обучаемых — принцип со­трудничества; учебное заведение — принцип открытости; си­стема образования — принцип многообразия; регион — принцип регионализации, страна в целом в двух аспектах (новая классификация — деление на подклассы): в аспекте общества — принцип равных возможностей и в аспекте го­сударства — принцип общественно-государственного управ­ления. В свою очередь, каждому принципу соответствует совокупность условий его реализации, также построенных по

17* 259

определенной классификации с вполне конкретным основа­нием.

Вся типология идей, принципов развития народного обра­зования и условий их реализации приведена в приложениик данной книге. Там же представлены основания всех класси­фикаций.

Таким образом, требование полнотытеории развития рос­сийского образования, очевидно, обеспечивается построением иерархической системы классификаций (с соблюдением всех правил их построения, охватывающих в совокупности все су­щественные стороны и аспекты рассматриваемого объекта) по выделенным основаниям классификаций.

Требование непротиворечивости, очевидно, также удовлет­воряется за счет соблюдения тех же правил построения клас­сификаций. В частности, того правила, что члены классифи­каций должны исключать друг друга, а также тех обстоя­тельств, что в каждом случае классифицировались разные объ­екты и что классификации строились по разным не совпадающим основаниям.

Далее, как известно, теорияимеет триосновных функции: объяснительную, предсказательную (прогностическую) и пред­писывающую (нормативную). Применение подобного типоло­гического способа построения теории развития образования по­зволяет: выявцть и объяснить противоречия, прорывы, слабые места в современном состоянии системы образования; выявить, что необходимо делать безотлагательно, вводить в качестве нормативов, императивов; предвидеть, как должна развивать­ся система народного образования в будущем. В частности, здесь необходимо отметить то обстоятельство, что каждая идея развивается в совокупности принципов, а принципы (в науч­ном смысле), как известно, выполняют двоякую роль — с одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, пред­ставляющее обобщение и распространение какого-либо поло­жения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован; с другой стороны, принцип выступает в смысле принципа действия — норматива, предписания к деятель­ности.

Наконец, при данной конструкции теории любая вводимая в дальнейшем кем-либо какая-либо инновация может быть, очевидно, четко индентифицирована, однозначно отнесена к

тому или иному конкретному условию реализации конкрет­ного принципа конкретной идеи.

Тем не менее, поскольку известно, что одна и та же сово­купность объектов может быть классифицирована по различ­ным основаниям (так, например, известно девять независимых классификаций методов обучения), то понятно, что данная те­ория развития образования — не единственно возможная. Впрочем, как сказал булгаковский Воланд, «все теории стоят одна другой». Ведь, как известно, гносеологический принцип дополнительности допускает множественность теорий, описы­вающих одну и ту же предметную область.

В любом случае этот типологический, классификационный подход к построению теоретических конструкций, думается, имеет определенный научный и практический интерес. На­сколько же материал данной книги может претендовать на теорию развития образования (в строгом смысле) — судить читателям, в первую очередь теоретикам и методологам педа­гогики и образования.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТИПОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ,

ПРИНЦИПОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

И УСЛОВИЙ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Так бриллиант невидим нам, пока

Под гранями не оживет в алмазе

В. Брюсов

Совокупность основных идей развития образования:

1. Гуманизации образования.

2. Демократизации образования.

3. Опережающего образования.

4. Непрерывного образования.

Основание классификации идей: субъекты, на которые на­правлены цели образования ( «потребители» образования): лич­ность (идея гуманизации ), общество (идея демократизации), производство (идея опережающего образования), сама сфера образования — рефлексия (идея непрерывного образования).

ИДЕЯ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Принципы развития:

1.1. Гуманизации образования.

1.2. Фундаментализации образования.

1.3. Деятельностной направленности образования.

1.4. Национального характера образования.
Основание классификации принципов: убеждения личности,

включающие ее мировоззрение и стремление к его реализации и объединяющие: эмоциональные (гуманизация), интеллекту­альные (фундаментализация) и волевые (деятелъностная на­правленность) свойства; национальный менталитет как ин-тегративная характеристика убеждений личности (нацио­нальный характер образования).

1.1. Условия развития принципа гуманизации образо­вания:

1.1.1. Улучшение эстетического обучения и воспитания уча­
щихся и студентов.

1.1.2. Улучшение этического обучения и воспитания уча­
щихся и студентов.

1.1.3. Улучшение экономического обучения и воспитания
учащихся и студентов.

1.1.4. Улучшение экологического обучения и воспитания
учащихся и студентов.

1.1.5. Улучшение правового обучения и воспитания уча­
щихся и студентов.

Основание классификации условий: психические отношения личности: к себе (эстетическое...), к другим людям, обществу (этическое...), к производству (экономическое...), к природе (экологическое), к государству (правовое...).

1.2. Условия реализации принципа фундаментализации об­разования:

1.2.1. Сохранение ядра общего среднего образования.

1.2.2. Обучение учащихся и студентов базисным квалифи­
кациям.

1.2.3. Усиление общеобразовательных компонентов в про­
фессиональных образовательных программах.

1.2.4. Переход профессиональной школы на подготовку спе­
циалистов широкого профиля.

1.2.5. «Университетизация» высшей школы, «кол-
леджизация» начальной и средней профессиональной
школы.

1.2.6. Модульное построение содержания образования (ин-
тегративный вариант как один из возможных).

1.2.7. Усиление научного потенциала школы.

1.2.8. Методологическая подготовка обучающихся.

Основание классификации условий — содержание образова­ния: в аспекте содержания — виды, направленность подготов­ки — общеобразовательная (1.2.1; 1.2.3), политехническая (1.2.2), специальная (1.2.4), научно-исследовательская (1.2.7), методологическая (1.2.8); в аспекте структуры организации содержания (1.2.5; 1.2.6).

1.3. Условия реализации принципа деятельной направлен­ности образования:





1.3.1. Соединение формирования теоретических знаний уча­
щихся и студентов с их практическими потребностями, цен­
ностными ориентациями.

1.3.2. Совершенствование системы знаний, определяющих
деятельностную направленность личности.

1.3.3. Формирование умений на уровне тактики и стратегии
интегративной деятельности.

Основание классификации условий: умения осуществле­ния интегративной профессиональной деятельности как вы­сшее звено опыта личности: знания, определяющие деятель­ностную направленность личности (1.3.1; 1.3.2); умения на уровне тактики и стратегии профессиональной деятельно­сти (1.3.3).

1.4. Условие реализации принципа национального харак­тера образования: построение системы воспитательной работы на основе национальной идеи России; учет особенностей наци­онального менталитета в содержании обучения.

ИДЕЯ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Принципы развития:

2.1. Самоорганизация учебной деятельности учащихся и
студентов.

2.2. Сотрудничества педагогов и обучаемых.

2.3. Открытости образовательных учреждений.

2.4. Многообразия образовательных систем.

2.5. Регионализации образования.

2.6. Равных возможностей.

2.7. Общественно-государственного управления.
Основание классификации принципов — уровни организации

и управления: учащийся, студент (самоорганизации), педагог (сотрудничества), учреждение образования (открытости), си­стема образования (многообразия), регион (регионализация), страна в целом в двух аспектах: в аспекте общества (равных возможностей) и в аспекте государства (общественного-госу­дарственного управления).

2.1. Условия реализации принципа самоорганизации: 2.1.1. Переход из позиции «педагог ведет учащегося, сту­дента за собой» в позицию «обучаемый идет вперед».

2.1.2. Сокращение аудиторной учебной нагрузки учащихся и студентов.

Основание классификации условий: пара категорий диалек­тики: внутренее (изменение позиции...), внешнее (сокращение учебной нагрузки).

2.2. Условие реализации принципа сотрудничества: изме­
нение позиции педагога из позиции «над обучаемым» к пози­
ции «вместе с обучаемым».

2.3. Условия реализации принципа открытости образова­
тельных учреждений:

2.3.1. Развитие рыночных отношений в системе образова­
ния (развитие рынка образовательных услуг).

2.3.2. Развитие открытых связей с социальными и зарубеж­
ными партнерами.

Основание классификации условий: пара категорий диалек­тики: внутреннее (рыночные отношения), внешнее (открытые связи).

2.4. Условия реализации принципа многообразия образова­
тельных систем:

2.4.1. Дифференциация образовательных программ.

2.4.2. Индивидуализация образовательных программ.

2.4.3. Многоукладность образовательных учреждений.

2.4.4. Многообразие типов образовательных учреждений.

Основание классификации условий: пара категорий диа­лектики: содержание (дифференциация и многоукладность) и форма. В свою очередь содержание: для групп людей (диф­ференциация), для каждого человека (индивидуализация). Форма — принципы рынка: собственность (многоуклад­ность), право свободной предпринимательской деятельности (многообразие типов...).

2.5. Условия реализации принципа регионализации обра­
зования:

2.5.1. Введение национально-региональных компонентов
содержания образования.

2.5.2. Переход образовательных учреждений от отраслевой
к региональной ориентации.

2.5.3. Расширение культурообразующих функций образо­
вательных учреждений в своих регионах.

2.5.4. Вхождение образовательных учреждений в регио­
нальное образовательное пространство.





2.5.5. Разработка долгосрочных региональных программ развития образования.

Основание классификации условий — структура деятель­ности образовательных учреждений в регионах: перспективы (2.5.5), цели (специальные — 2.5.2, общие — 2.5.3), содержание (2.5.1), методы (2.5.4).

2.6. Условия реализации принципа равных возможностей:

2.6.1. Усиление роли государства в регулировании образо­
вательных возможностей, предоставляемых каждому чело­
веку.

2.6.2. Посильность образовательных стандартов.

2.6.3. Развитие элитарного образования.

2.6.4. Социальная защита нуждающихся.

2.6.5. Обучение инвалидов.

Основание классификации условий — пара категорий диа­лектики: общее (всеобщее) — (2.6.1) и единичное (2.6.2 — 2.6.5). В свою очередь единичное — четыре основных категории молодежи и взрослого населения: одаренные (элитарность), средние (посильность), инвалиды, лица, нуждающиеся в соци­альной защите.

2.7. Условия развития принципа общественно-государст­
венного управления:

2.7.1. Развитие демократических механизмов финансиро­
вания образования.

2.7.2. Введение демократических механизмов руководства.

2.7.3. Введение демократических механизмов контроля ка­
чества образования.

Основание классификации условий — основные механизмы в общей теории управления: финансирование, руководство, кон­троль.

ИДЕЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принципы развития:

3.1. Опережающего потребности производства уровня обра­
зования населения.

3.2. Опережающей подготовки кадров для регионов.

3.3. Саморазвития личности обучаемого (учащегося, студен­
та, слушателя, курсанта).

Основание классификации принципов — субъекты, имеющие отношение к производству: общество (опережающего уровня), регион (опережающей подготовки кадров), личность (самораз­вития).

3.1. Условие реализации принципа опережающего уровня
образования населения: увеличение численности учащихся
полной средней школы и студентов профессиональных обра­
зовательных программ всех уровней.

3.2. Условия реализации принципа опережающей подготов­
ки кадров для регионов:

3.2.1. Заблаговременная подготовка и переподготовка спе­
циалистов по перспективным для регионов профессиям.

3.2.2. Создание профессиональными образовательными уч­
реждениями в своей структуре рабочих мест для выпускников
по перспективным для региона профессиям.

Основание классификации условий — пара категорий диа­лектики: внешнее (3.2.1), внутреннее (3.2.2).

3.3. Условия реализации принципа саморазвития личности:

3.3.1. Саморазвитие интеллектуальной сферы личности обу­
чаемых.

3.3.2. Саморазвитие волевой и эмоциональной сферы лич­
ности обучаемых.

3.3.3. Саморазвитие сенсорно-двигательной сферы личности
обучаемых.

Основание классификации условий — сферы личности: ин­теллектуальная, волевая, эмоциональная, сенсорно-двигатель­ная.

4. ИДЕЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принципы развития:

4.1. Базового образования.

4.2. Многоуровневости образовательных программ.

4.3. Дополнительности (взаимодополнительности) базового
и последипломного образования.

4.4. Маневренности образовательных программ.

4.5. Преемственности образовательных программ.

4.6. Интеграции образовательных структур.

4.7. Гибкости организации форм образования (обучения).





Основания классификации принципов: пара категорий диа­лектики: содержание (4.1 —4.5) и форма организации (4.6; 4.7). В свою очередь подсистема содержания делится: состав под­системы в составляющих: базовое образование, многоуровне-вость, последипломное (дополнительности) и переподготовка, смена направления (маневренности); структура подсистемы, ее структурные связи (преемственности). Подсистема форм организации — основание — целостность подсистемы: ее со­став (интеграции) и ее функции (гибкости организационных

форм).

4.1. Условие реализации принципа базового образования:
создание основы для дальнейшего движения человека в обра­
зовательном пространстве по всем возможным векторам.

4.2. Условие реализации принципа многоуровневости: вве­
дение образовательных программ многих уровней и ступеней.

4.3. Условия реализации принципа дополнительности
(взаимодополнительности) базового и последипломного об­
разования:

4.3.1. Доподготовка и переподготовка специалиста для ра­
боты на конкретном рабочем месте.

4.3.2. Формирование самосознания личности.

4.3.3. Периодическое изучение (освоение) новинок науки,
техники, технологии.

4.3.4. Развитие неформального образования взрослых.

Основание классификации условий — временные этапы (ха­рактеристики) последипломного образования: одномоментное, эпизодическое (доподготовка и переподготовка); постоянное (формирование самосознания); периодическое (изучение нови­нок...). Интегративный вариант — развитие неформального образования взрослых.

4.4. Условие реализации принципа маневренности образо­
вательных программ: создание технологий «стыковки» содер­
жания образовательных программ разных профилей, уровней

и ступеней.

4.5. Условие реализации принципа преемственности обра­
зовательных программ: создание «сквозных» стандартов об­
разования всех уровней и ступеней, «сквозного» содержания
образовательных программ.

4.6. Условия реализации принципа интеграции образова­
тельных структур:

4.6.1. перевод нормативно-правовой базы образования с об­
разовательных учреждений на образовательные программы.

4.6.2. Развитие интегративных образовательных учрежде­
ний (многоуровневых, многопрофильных и многофункцио­
нальных).

4.6.3. Создание единого регионального образовательного
пространства.

4.6.4. Создание единого федерального образовательного про­
странства.

Основание классификации условий — уровни образователь­ных структур: образовательная программа, образовательное учреждение, система образования региона, система народного образования страны.

4.6. Условие реализации принципа гибкости организацион­ных форм: развитие очной, заочной, вечерней форм обучения, открытого образования (обучения), экстерната и т.д.



ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие........................................................................................................... 3

Российское образование в новой эпохе ............................................ 8

Идея гуманизации образования......................................................... 44

Принцип гуманитаризации образования...................................... 48

Принцип фундаментализации образования .................... 68

Принцип деятельностной направленности образования . . 78

Принцип национального характера образования ...................... 98

Идея демократизации образования ................................................ 109

Принцип равных возможностей ........................................................ 112

Принцип многообразия образовательных систем ........................... 122

Принцип сотрудничества........................................................................... 129

Принцип открытости ..................... ,......................................................... 134

Принцип регионализации образования.................................................. 142

Принцип общественно-государственного управления ... 150

Принцип самоорганизации учебной деятельности обучаемых . . 163

Идея опережающего образования .................................................... 166

Принцип опережающего уровня образования .................................. 177

Принцип опережающей подготовки кадров в регионах..................... 183

Принцип саморазвития личности ......................................................... 192

Идея непрерывного образования...................................................... ... 197

Принцип базового образования ............................................................ 204

Принцип многоуровневости образовательных программ . . 206
Принцип дополнительности базового и последипломного

образования.................................................................................................... 209

Принцип маневренности образовательных программ .... 213

Принцип преемственности образовательных программ ... 216

Принцип интеграции образовательных структур

Наши рекомендации