Б. Формирование синтаксической , структуры предложения
Логопедическая работа над предложением учитывает сложность его структуры, последовательность появления различных типов предложения в онтогенезе. Она проводится в следующей последовательности:
1. Двусоставные предложения (субъект - предикат), включающие подлежащее, выраженное существительным, и сказуемое, выраженное глаголом 3 лица настоящего вре
мени (Девочка играет).
2. Другие двусоставные предложения (Это дом. Дом большой).
3. Распространенные предложения из 3-4 слов:
а) субъект-предикат-объект (подлежащее, сказуемое, прямое дополнение), например: Мальчик читает книгу,
б) субъект-предикат-объект-объект (подлежащее, сказуемое, прямое и косвенное дополнение), например: Лапа подарил сыну велосипед,
в) субъект-предикат-локатив (подлежащее, сказуемое, обстоятельство места), например: Дети катаются на горке;
г) субъект-предикат-объект-локатив (подлежащее, сказуемое, дополнение, обстоятельство места), например: Девочка рвет цветы в саду,
д) субъект-предикат-объект-атрибут (Мама подарила дочке красивую куклу) и т.д.
4. Сложносочиненные предложения.
5. Сложноподчиненные предложения.
В процессе формирования синтаксической структуры предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий при обучении развернутым высказываниям на начальных этапах работы необходимо опираться на внешние схемы, идеограммы, т.е. материализовать процесс построения речевого высказывания. Графические схемы помогают с помощью значков и стрелок символизировать предметы и отношения между ними. Таким образом, графическая схема занимает промежуточное место между материальным действием и речью. В дальнейшем она инте-риоризуется, т.е. переносится из внешнего плана действия во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.
Первоначально на материале 1-2 предложений детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам). Например, предлагается картинка Коза щиплет траву. С помощью вопросов определяется субъект (кто?), предикат (что делает?), объект действия (что?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Фишки кладутся на картинку, т.е. соотносятся непосредственно с изображенными предметами и действием.
Дети составляют предложение по картинке. В дальнейшем они выкладывают схему предложения под картинкой.
Затем те же фишки соотносятся с изображением на других картинках (Девочка рвет цветы. Мальчик рисует дом). По каждой картинке с опорой на фишки дети самостоятельно составляют предложение.
В дальнейшем предлагаются различные графические схемы: из трех элементов, типа "Мальчик гладит собаку"; из четырех элементов, типа "Девочка гладит платье утюгом".
Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графических схем:
1. Подбор предложений по данной графической схеме.
2. Запись предложений под соответствующей схемой (предлагаются две схемы).
3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.
4. Составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме. Например, предложения Левочка играет и Мальчик поет можно свести к одному- обобщенному смыслу - кто-то выполняет какое-то действие.
На основе обобщенного представления о значении предложений предлагается придумать аналогичное предложение. Например, дается задание придумать предложение из двух слов, в котором кто-то выполняет какое-то действие.
После усвоения обобщенных значений нескольких структур предложений рекомендуется выбрать среди других предложения, имеющие одинаковое с данным обобщенное грамматико-смысловое значение. Например, среди предложений - Девочка читает книгу. Мальчик ловит бабочку сачком. Дети катаются на горке. Мальчик рисует дом -предлагается выбрать те, которые соответствуют значению и сходны по структуре с предложением Девочка рвет цветы.
Используются и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений, распространение предложений.
В процессе работы над предложением необходимо давать аналогичные предложения и для чтения. Каждое прочитанное предложение при этом анализируется с помощью вопросов, уточняются и закрепляются грамматические связи между словами предложения.