Формирование словоизменения глаголов
Словоизменение глаголов закрепляется по следующему плану:
- согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе;
- согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;
- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.
ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
1. Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.
2. Вставка в предложения пропущенных слов.
3. Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья. - Осенью с деревьях опали листья.
4. Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и вместо недостающего слова картинка. Следует закончить предложение, поставив название картинки в определенной форме.
5. Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже.
6. Игра в лото "2 и 5", На картинках изображено разное количество предметов (2 или 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количество предметов (2 гриба или 5 грибов).
7. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций (положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу ...).
8. Употребление различных предложно-падежных конструкций при выполнении действия (положил ручку в пенал, на пенал, под пенал ...).
9. Составление предложений с предложно-падежными конструкциями по специально подобранным картинкам (ложка в стакане, на стакане, под стаканом ...).
10.Ответы на вопросы по картинкам.
Что делает? Что сделал? - Мальчик, рисует дом. Мальчик нарисовал дом.
10.Называние цвета различных предметов (красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.).
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
При формировании функции словообразования рекомендуются следующие задания:
1. Образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного по опорным словам с помощью картинок (дом - домик., шкаф - шкафчик, береза - березка, одеяло - одеяльце и т.д.).
2. Образовать прилагательное от существительного с помощью картинок лото "Из чего сделано?" (дерево - деревянный).
3. Образовать глаголы с различными приставками (налил - вылил, входят - выходят).
4. Выбрать родственные слова среди слов, сходных по звуковой структуре (лес - лесной, лесник, лестница).
Формирование словоизменения и словообразования сначала проводится на уровне слова, затем в словосочетаниях, далее в предложениях.
Большое внимание уделяется закреплению правильных форм словоизменения и словообразования в письменной речи (при чтении и на письме).
ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ
ФОРМИРОВАНИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ
И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
1. Подобрать картинки к данной форме глагола. Записать названия картинок рядом с глаголом. Например, к глаголам лежал, лежала, лежало предлагаются следующие картинки: дерево, карандаш, яйцо, сумка, книга, мальчик, тетрадь, яблоко.
2.Записать название цвета к словам: помидор ..., груша ..., яблоко ... .
3. Добавить название предмета к данным словам: высокое ..., веселый ..., длинная ..., красная ..., круглое... .
4. Записать разные названия предметов одного цвета (красная машина, красный шар, красное платье).
5. Среди трех слов найти два похожих слова и записать их. Предлагаются слова: лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарница.
6. Подобрать картинки, к которым можно подставить слова он, она или оно. Под каждым из этих слов в 3 столбика записать названия предметов, изображенных на следующих картинках: дом, яйцо, машина, яблоко, белка, карандаш, сумка, стол, стул, доска, ручка, рубашка.
7. Прочитать слова, найти в них общую часть. Назвать части, которыми различаются слова, записать эти части через черточку. Например: сахар - сахар, сахар-ница, сахар-ный.
8. Дописать начальные буквы в слове предложения.
Машина ...ъехала в гараж. Дети ...ъехали с горки. Грузовик ...ехал через мост. Мальчик ...шел к забору. Девочка ...шла с крыльца.
9. Дописать слово в предложении, используя записанные окончания. Например, предлагаются незаконченные предложения: Я пишу ... . Ты рисуешь ... . Она шьет ... . Они пилят ... . На доске записаны следующие окончания: ой, ей, ом.
10. Вставить в предложение пропущенное слово, Цветы стоят в ... . Огурцы растут ... грядке. Книги...на полке. Над цветами летают ....
11. Найти неправильные окончания в словах предложения,
У Маши красная яблоко, В аквариуме плавает рыбки. Мальчик умывается лицо. Мальчик спрятался за деревой. Дом нарисован девочка. Дети идут в школе,
12. Вставить в предложение слово, используя записанные части этого слова. Например: Серый волк спрятался под ... (куст, ой, ом). Заяц (у, при, бежал) от лисы.
13. Дополнить предложения словами из правого столбика (слова даны вразброс).
В норке живет .... белки
А в дупле живет ... . мышка
У... пушистый хвост. белку
Кошка поймала .... мышкой
На дереве дети увидели ... . белка
Котенок побежал за ... . мышку
14. Составить и записать предложение из данных слов. Например: кошки, острые, у, когти.
15. Изменить слова, данные в скобках. Записать получившиеся предложения. Например: Маша одела (красная кофта). Мороз разрисовал окна (красивые узоры). Коза щиплет (зеленая трава). Грачи свили гнездо на (высокая береза).
16. Придумать предложения к данным словосочетаниям: в нору из желтых цветов на столе.
........ под стулом.
17. Записать ответ на вопрос (можно использовать сюжетную картинку).
18. Составить по картинке предложение, аналогичное данному, и записать его. Например, дается предложение: Лиса поймала зайца. Надо придумать и записать похожее предложение про мышку и кошку (по картинке).
19. Выбрать из записанных на доске предложений сходное с данным. Записать оба предложения. Например, дается предложение: На полке лежат книги. Нужно выбрать похожее из трех следующих, записанных на доске: Девочка рвет цветы. На столе стоит ваза. Собака лает.
20. Вставить пропущенное предложение в нужное место текста. Подчеркнуть повторяющиеся в тексте слова. Переписать текст. (Пропущенные предложения даются детям на отдельных полосках бумаги).
21. Вставить в письменный текст пропущенные слова. При этом пропущены формы одного и того же слова.