Формирование словоизменения глаголов

Словоизменение глаголов закрепляется по следующе­му плану:

- согласование глаголов настоящего времени и суще­ствительных в числе;

- согласование глаголов прошедшего времени и существительных в роде и числе;

- дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

1. Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.

2. Вставка в предложения пропущенных слов.

3. Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложе­ний правильное. Например: Осенью с деревьев опали лис­тья. - Осенью с деревьях опали листья.

4. Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и вме­сто недостающего слова картинка. Следует закончить пред­ложение, поставив название картинки в определенной форме.

5. Ответы на вопросы, требующие постановки дан­ного слова в определенном падеже.

6. Игра в лото "2 и 5", На картинках изображено разное количество предметов (2 или 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количе­ство предметов (2 гриба или 5 грибов).

7. Выполнение действий, требующих понимания раз­личных предложных конструкций (положи карандаш на кни­гу, под книгу, в книгу ...).

8. Употребление различных предложно-падежных конструкций при выполнении действия (положил ручку в пенал, на пенал, под пенал ...).

9. Составление предложений с предложно-падежны­ми конструкциями по специально подобранным картинкам (ложка в стакане, на стакане, под стаканом ...).

10.Ответы на вопросы по картинкам.

Что делает? Что сделал? - Мальчик, рисует дом. Маль­чик нарисовал дом.

10.Называние цвета различных предметов (красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.).

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

При формировании функции словообразования ре­комендуются следующие задания:

1. Образовать уменьшительно-ласкательные формы существительного по опорным словам с помощью карти­нок (дом - домик., шкаф - шкафчик, береза - березка, одеяло - одеяльце и т.д.).

2. Образовать прилагательное от существительного с помощью картинок лото "Из чего сделано?" (дерево - дере­вянный).

3. Образовать глаголы с различными приставками (налил - вылил, входят - выходят).

4. Выбрать родственные слова среди слов, сходных по звуковой структуре (лес - лесной, лесник, лестница).

Формирование словоизменения и словообразования сначала проводится на уровне слова, затем в словосочета­ниях, далее в предложениях.

Большое внимание уделяется закреплению правиль­ных форм словоизменения и словообразования в письмен­ной речи (при чтении и на письме).

ВИДЫ ПИСЬМЕННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ

ФОРМИРОВАНИИ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

1. Подобрать картинки к данной форме глагола. За­писать названия картинок рядом с глаголом. Например, к глаголам лежал, лежала, лежало предлагаются следующие картинки: дерево, карандаш, яйцо, сумка, книга, мальчик, тетрадь, яблоко.

2.Записать название цвета к словам: помидор ..., гру­ша ..., яблоко ... .

3. Добавить название предмета к данным словам: высо­кое ..., веселый ..., длинная ..., красная ..., круглое... .

4. Записать разные названия предметов одного цвета (красная машина, красный шар, красное платье).

5. Среди трех слов найти два похожих слова и записать их. Предлагаются слова: лес, влез, лесник; сахар, ли­сица, сахарница.

6. Подобрать картинки, к которым можно подставить слова он, она или оно. Под каждым из этих слов в 3 столбика записать названия предметов, изображенных на следующих картинках: дом, яйцо, машина, яблоко, белка, карандаш, сумка, стол, стул, доска, ручка, рубашка.

7. Прочитать слова, найти в них общую часть. На­звать части, которыми различаются слова, записать эти части через черточку. Например: сахар - сахар, сахар-ница, сахар-ный.

8. Дописать начальные буквы в слове предложения.

Машина ...ъехала в гараж. Дети ...ъехали с горки. Гру­зовик ...ехал через мост. Мальчик ...шел к забору. Девочка ...шла с крыльца.

9. Дописать слово в предложении, используя записанные окончания. Например, предлагаются незакончен­ные предложения: Я пишу ... . Ты рисуешь ... . Она шьет ... . Они пилят ... . На доске записаны следующие окончания: ой, ей, ом.

10. Вставить в предложение пропущенное слово, Цветы стоят в ... . Огурцы растут ... грядке. Книги...на полке. Над цветами летают ....

11. Найти неправильные окончания в словах предло­жения,

У Маши красная яблоко, В аквариуме плавает рыбки. Мальчик умывается лицо. Мальчик спрятался за деревой. Дом нарисован девочка. Дети идут в школе,

12. Вставить в предложение слово, используя запи­санные части этого слова. Например: Серый волк спрятался под ... (куст, ой, ом). Заяц (у, при, бежал) от лисы.

13. Дополнить предложения словами из правого столбика (слова даны вразброс).

В норке живет .... белки

А в дупле живет ... . мышка

У... пушистый хвост. белку

Кошка поймала .... мышкой

На дереве дети увидели ... . белка

Котенок побежал за ... . мышку

14. Составить и записать предложение из данных слов. Например: кошки, острые, у, когти.

15. Изменить слова, данные в скобках. Записать по­лучившиеся предложения. Например: Маша одела (красная кофта). Мороз разрисовал окна (красивые узоры). Коза щиплет (зеленая трава). Грачи свили гнездо на (высокая бере­за).

16. Придумать предложения к данным словосочета­ниям: в нору из желтых цветов на столе.

........ под стулом.

17. Записать ответ на вопрос (можно использовать сюжетную картинку).

18. Составить по картинке предложение, аналогич­ное данному, и записать его. Например, дается предложе­ние: Лиса поймала зайца. Надо придумать и записать похожее предложение про мышку и кошку (по картинке).

19. Выбрать из записанных на доске предложений сходное с данным. Записать оба предложения. Например, дается предложение: На полке лежат книги. Нужно выб­рать похожее из трех следующих, записанных на доске: Де­вочка рвет цветы. На столе стоит ваза. Собака лает.

20. Вставить пропущенное предложение в нужное место текста. Подчеркнуть повторяющиеся в тексте слова. Переписать текст. (Пропущенные предложения даются де­тям на отдельных полосках бумаги).

21. Вставить в письменный текст пропущенные слова. При этом пропущены формы одного и того же слова.

Наши рекомендации