Формирование словоизменения существительных

Развитие словоизменения существительных проводит­ся в следующем порядке:

- дифференциация именительного падежа единствен­ного и множественного числа;

- закрепление беспредложных конструкций единствен­ного числа в такой последовательности: винительный па­деж (нулевое окончание, окончания У, А-Я), родитель­ный падеж, дательный падеж, творительный падеж (со значением орудийности);

- предложно-падежные конструкции единственного числа;

- формы существительных множественного числа, сначала беспредложные, затем с предлогами.

Наиболее трудным для детей является употребление предложно-падежных конструкций, обозначающих про­странственные отношения.

При определении последовательности в работе над предложно-падежными конструкциями учитывается после­довательность их появления в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги В, НА, ПОД с ярко вы­раженным конкретным значением, а позднее - предлоги НАД, ИЗ, ОКОЛО, ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ПО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:

1) родительный падеж с предлогом У, обозначаю­щий местонахождение, а также с предлогами С, ИЗ, ДО со значением направления действия (лежит у забора, бе­рет с парты, из портфеля);

2) дательный падеж с предлогом ПО (значение местонахождения), с предлогом К (значение направления действия). Например: плывет по реке, идет к дому,

3) винительный падеж с предлогами В, НА, ЗА, ПОД (значение направления действия). Например: ставит на стол, кладет в стол, под стол, за стол;

4) творительный падеж с предлогами ЗА, НАД, ПОД, ПЕРЕД (значение местонахождения), обозначаю­щими часть пространства, в пределах которого совершает­ся действие (например: лежит за книгой, перед книгой), а также с предлогом С (значение совместности), например: с блюдцем;

5) предложный падеж с предлогами В, НА, обозна­чающими местонахождение предмета (лежит на столе).

Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, часть простран­ства, в пределах которого совершается действие, так и его направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложи о-падежных конструкциях, имеет раз­личные значения. Например, предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предлож­ным падежом - местонахождение (кладет в стол, но - ле­жит в столе).

Исходя из этого при проведении логопедической ра­боты необходимо уточнить и отдифференцировать различ­ные значения одного и того же предлога. Так, сначала нуж­но уточнить понимание и употребление предлога В со зна­чением местонахождения (где?), а затем - со значением направления действия (куда?).

В большинстве случаев нарушение понимания и упот­ребления предложных конструкций проявляется не только в неправильном использовании предлогов, но и в наруше­нии падежных окончаний. В связи с этим работа прово­дится как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конст­рукциях. Первоначально предлог отрабатывается с суще­ствительными только одного склонения, постепенно вклю­чаются существительные других склонений.

Так, например, предлог В со значением направления действия (вин.п.) сначала используется с существи­тельными 2-го склонения, затем 3-го склонения, имею­щими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). В дальнейшем этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кла­дет в книгу, в машину, в сумку, в парту).

Употребление предложно-падежных конструкций це­лесообразно давать в прилагательных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значение предлога и па­дежная форма существительного (лежит (где?) в портфеле; кладет (куда?) в портфель).

Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного пред­лога со значением направления действия часто определяет­ся в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в исполь­зовании глагольных приставок и предлогов, например: вхо­дит в дом (в - в), выходит из дома (вы - из), подходит к дому (под - к), отходит от дерева (от - от).

В связи с этим необходимо проводить работу по уточ­нению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога и падежной флексии существительного в словосо­четания с глаголом: влетела ... (метка), вылетела... (клет­ка), подлетела ... (клетка), отлетела ... (клетка), залетела ... (клетка).

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух направлениях: уточнение конкретного его значения и рабо­та над падежной формой существительного, с которым он употребляется.

Значение предлога уточняется с помощью графичес­кой схемы:

Формирование словоизменения существительных - student2.ru

После изолированной отработки отдельных предло­гов проводится дифференциация нескольких предлогов.

С целью уточнения понимания предлогов в импрес-сивной речи рекомендуются такие задания:

1. Предлагаются картинки с различным простран­ственным расположением предметов - ложка в стакане, ложка на стакане, ложка под стаканом, - а также вопросы к ним: "Где ложка в стакане? Где ложка на стакане? ложка под стаканом?" Ребенок должен показать соответ­ствующую картинку.

2. Выполнить действия с предметами в соответствии с заданиями логопеда, например: "Положи карандаш а) в пенал, б) под пенал, в) на пенал"; "Положи ручку а) на книгу, б) в книгу, в) под книгу".

Для закрепления правильного употребления предло­гов в самостоятельной речи детям предлагается сказать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клетке; тетрадь на альбоме, в альбоме, под альбомом); назвать действия с предметами, которые выпол­няет логопед; придумать предложение на основе выполнен­ного действия или по сюжетной картинке; составить пред­ложение из слов в начальной форме например: Мальчик, выпускать, птичка, из, клетка).

Рекомендуются следующие игры в лото:

1. Логопед называет предметы. Ребенок закрывает картинку соответствующим предлогом, написанным на кар­точке. Примерные картинки: птичка под клеткой, книга на столе, цветы в вазе.

2. Детям раздаются карточки с тремя картинками на различные предлоги (голуби на крыше, ложка в стакане, кошка под столом). Логопед называет предлог. Дети зак­рывают карточку с соответствующей картинкой.

Примерный план занятия по дифференциации предлогов В - ИЗ, обозначающих направление движения

ТЕМА. Предлоги В - ИЗ, обозначающие направле­ние движения.

ЦЕЛИ. Уточнение значений, дифференциация пред­логов В - ИЗ в устной и письменной речи, развитие лекси­ки и грамматического строя речи.

ОБОРУДОВАНИЕ. Предметы, картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

2. Уточнение значения предлога В.

Логопед предлагает детям рассмотреть несколько кар­тинок: Люди входят в трамвай. Птичка влетает в метку. Мальчик кладет книгу в портфель. Логопед называет кар­тинки, интонационно выделяя предлог В.

- Какое слово повторяется во всех этих предложени­ях? (В)

- На какой вопрос отвечают слова с предлогом В в этих предложениях? (Куда?)

Предлагается схема предлога В:

Формирование словоизменения существительных - student2.ru

Для закрепления значения предлога В используются действия, например: карандаш кладут в пенал, книгу кла­дут в портфель и т.д.

3. Уточнение значения предлога ИЗ.

Логопед предлагает детям картинки: Люди выходят из трамвая. Птичка вылетела из клетки. Мальчик вынимает книгу из портфеля. Аналогичным образом в этих названиях выделяется предлог ИЗ, который соотносится с графичес­кой схемой:

Формирование словоизменения существительных - student2.ru

4. Сравнение предлогов В - ИЗ. Работа ведется в виде вопросов логопеда и ответов учеников.

- Разложите картинки парами. Назовите предложения по каждой паре картинок. - Люди входят в трамвай.
Люди выходят из трамвая. И т.д.

- Какие слова разные в этих предложениях? - В - ИЗ.

- В чем отличие этих картинок? - На картинках изоб­ражены противоположные действия.

- Значит, слова В - ИЗ являются предлогами проти­воположного значения.

5. Работа с графическими схемами предлогов В, ИЗ:

а) поднять графическую схему соответствующего предлога после прочтения логопедом предложения;

б) подобрать картинки к схемам предлогов;

в) подобрать к картинке схему предлога;

г) придумать предложение к графической схеме каж­дого предлога.

6. Работа по сюжетной картинке.

Дети составляют рассказ по сюжетной картинке. Из рассказа выделяют предложения сначала с предлогом В, затем с предлогом ИЗ. Логопед дает задание изменить в предложении предлог В на ИЗ, и наоборот.

7. Закрепление правильного употребления предлогов В и ИЗ в письменной речи (при чтении и на письме).

а) Дополнить предложения словосочетанием с пред­логом вместо картинки. Например:

Мама вынимает письмо

Формирование словоизменения существительных - student2.ru Бабушка вдевает нитку

Петя кладет грибы

б) Вставить в предложения пропущенные предлоги В и ИЗ (задавая вопросы):

Дети идут ... школу. Люди выходят ... автобуса. Мама вынимает огурцы ... банки. Мышка влезла ... норку. Весной медведь вылезает ... берлоги. Пчелы влетели ... улей. Птенчик, выпал ... гнезда. Дети пришли ... рощу.

8. Повторение значения предлогов В и ИЗ. Повторение предложений с предлогом В, с предлогом ИЗ.

9. Подведение итогов занятия.

Примерный план занятия по дифференциации предлогов В - НА, обозначающих местонахождение

ТЕМА. Дифференциация предлогов В - НА (со зна­чением местонахождения).

ЦЕЛИ. Уточнение семантики предлогов В' и НА, их сходства и различия; закрепление употребления этих пред­логов в экспрессивной речи; дифференциация предлогов В и НА на письме; развитие анализа структуры предложения на слова, фонематического анализа и синтеза.

ход занятия

1. Организационный момент.

2. Выделение предлога В из речи и уточнение его значения.

Логопед предлагает детям картинки, на которых на­рисованы грибы в корзине, ложка в стакане, цветы в вазе, птица в гнезде, карандаши в пенале; называет картинки, интонационно выделяя предлог В.

- Какое слово повторялось при назывании картинок? - В.

- Что обозначает слово В? - Оно обозначает, что один предмет находится внутри другого предмета: грибы внутри корзины, ложка внутри стакана, цветы внутри вазы, пти­ца внутри гнезда, карандаши внутри пенала.

Дети повторяют: "Слово В значит ВНУТРИ".

- А теперь я буду называть картинки и употреблять слово ВНУТРИ. А вы будете заменять слово ВНУТРИ сло­вом В. Например, я скажу: "Грибы внутри корзины", а вы скажете: "Грибы в корзине".

На доске делается запись: В - ВНУТРИ.

- Нарисуйте точку в квадрате. Это и будет графичес­кая схема предлога В.

3. Выделение предлога НА из речи, уточнение его значения.

Логопед предлагает детям картинки, на которых на­рисованы голуби на крыше, книга на полке, карандаш на книге, тетрадь на парте, ваза на столе. Логопед называет картинки, интонационно выделяя предлог НА.

- Какое слово повторялось при назывании картинок? - Слово НА.

- Что обозначает слово НА? - Оно обозначает, что один предмет находится сверху другого предмета: голуби сверху крыши, книга сверху полки, карандаш сверху кни­ги, тетрадь сверху парты, ваза сверху стола.

Дети повторяют: "Слово НА значит СВЕРХУ". На доске делается запись: НА - СВЕРХУ.

- Нарисуйте точку на квадрате. Это и будет графи­ческая схема предлога НА.

4. Выполнение действий с предметами: положить карандаш в книгу, тетрадь на книгу, ручку в тетрадь, карандаш на тетрадь, карандаш на книгу, тетрадь в книгу, ручку на тетрадь, карандаш в тетрадь, книгу на тетрадь, тетрадь на ручку, книгу на карандаш.

5. Разложить картинки под графическими схемами предлогов.

Предлагаются картинки: белка на дереве, кубики в ко­робке, огурцы на грядке, вода в стакане, книги в шкафу, картина на стене, рыбки в аквариуме, чашка на блюдце.

6. Придумывание по картинкам словосочетаний с предлогами В и НА и запись их под графическими схема­ ми в тетрадях.

7. Игра в лото.

Детям выдаются карточки с картинками, на которых один предмет находится либо сверху, либо внутри другого предмета. Логопед называет пары предметов (ложка и ста­кан, чашка и блюдце и т.д.). Дети должны назвать место­положение предметов по отношению друг к другу (ложка в стакане, чашка на блюдце и т.д.) и закрыть картинку соот­ветствующим предлогом.

8. Составление словосочетаний из букв разрезной азбуки.

9. Запись пропущенных в предложениях предлогов В и НА.

Птица сидит клетке. Ваза стоит столе. Лиса живет норе. Пальто висит шкафу. Яблоко лежит тарелке, клумбе расцвели цветы. Книга лежит парте. Рыбки плавают аква­риуме.

10. Подведение итогов занятия.

Наши рекомендации