Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака
На начальном этапе формирования умения обозначать мягкость согласного звука с помощью буквы Ь используются слова-квазиомонимы.
Примерный речевой материал: угол - уголь, мел - мель, шест - шесть, ел - ель, брат - брать, жар - жарь, опят -опять, стая - сталь, цел - цель, вес - весь, дал - даль, жест
- жесть, удар - ударь.
Вначале сравниваются слова с конечным твердым и мягким согласным звуком. Затем включаются слова, в которых дифференцируемые твердые и мягкие согласные звуки находятся в середине слова. Например: банка - банька, галка
- галька, полка - полька, колко - Колька.
Работа над словами-квазиомонимами проводится в следующей последовательности (мягкий знак в конце слова):
1. Дифференциация значений слов с опорой на картинки. Например, с помощью картинок уточняется значение слов угол - уголь.
2. Сравнение звучания двух слов. Определение количества звуков в словах. Составление графической схемы слов под картинками.
3. Определение конечного звука в первом и втором слове.
4. Обозначение буквами конечных звуков слов (Л - ЛЬ).
5. Прочтение слов по схеме. Составление слов из букв разрезной азбуки.
Итогом этой работы является закрепление детьми правила: мягкость согласного звука в конце слова обозначается с помощью Ь.
Рекомендуется заучить стихотворение Е.Измайлова "Мягкий знак".
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится, Но в слово часто просится.
Почему у лома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно:
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
В дальнейшем предлагаются следующие задания:
1. Поднять карточку с буквой Ь при произнесении слов с конечным мягким согласным звуком. Примерные слова: дом, быль, мак, рысь, сыпь, лес, копь, суп, сон, соль, дым, кровь, бровь, лоб, шаль, руль, мост, цепь, лень, шмель, пух, сок, рубль, дверь, зверь.
2. Дописать конечные буквы в словах: фасо.., соха., ого.., касте., буква.., дива., песо., табе.., меда.., кара.. .
3. Записать пары слов под диктовку: был - быль, кров - кровь, кон - конь, весь - вес, мыл - мыль, цель - цел.
4. Добавить слог КИ к названиям картинок. Записать слова. Это задание может быть дано в нескольких вариантах.
а) На доске вывешиваются картинки с изображением одного и нескольких предметов (куль - кульки, хорь - хорьки, зверь - зверьки, уголь - угольки, тополь - топольки, окунь - окуньки, карамель – карамельки). Сначала дети называют картинки с изображением одного предмета. Названия картинок записываются. Затем детей просят назвать много предметов, но так, чтобы в конце слышалось КИ
(хорь - хорьки). Справа от слов-названий одного предмета дети записывают через черточку слова, обозначающие много предметов.
б) Детям предлагаются только картинки с изображением одного предмета. Дети называют картинки, записывают их названия. Уточняется, что в конце слов надо писать Ь, так как в конце слова слышится мягкий согласный звук. Далее логопед просит добавить в конце каждого слова
слог КИ. Вновь образованные слова также записываются.
в) Детям предлагаются картинки с изображением одного предмета. Они называют их вслух. Определяют в словах конечный звук (твердый или мягкий). Уточняется. что в конце слов надо писать Ь, так как конечные согласные в них мягкие. Слова записываются. Логопед дает задание добавить в конце каждого слова слог КИ. Дети произносят образованные таким образом слова, уточняют их значение и записывают.
5. Найти ошибку. На доске записаны слова, в некоторых из них пропущен или лишний Ь. Детям предлагаетсяисправить ошибки.
Санки, албом, палма, персик, пальто, мосьты, рел-сы, крылцо, писмо, филм, денки.
После исправления ошибок на доске слова записываются в тетради.
6. Записать названия картинок. Примерные картинки: галька, письмо, коньки, пальто, нитки.
7. Добавить Ь в середине слова. Какое слово получится? Записать пары слов.
Банка, галка, полка, горка, пенки.
8. Выделить из предложений похожие по звучанию слова. Определить их различие. Записать слова парами.
Маше шесть лет. Около сарая шест.
Под домом появился хорь. На сцене поет хор.
Петя ел грушу. Около дома высокая ель.
У меня есть брат. Он разреши мне брать его карандаши.
9. Чтение предложений и текстов со словами, в которых твердые и мягкие согласные звуки стоят в конце.
Уголь положили в угол. Дождь прибил пыль. Рысь - хищный зверь. Рыбаки закинули сеть. Мы купили мебель. Кровать стоит около окна. У пенька опять выросли пять опят.
10.Диктанты предложений и текстов, насыщенных словами с конечными твердыми и мягкими согласными.
Наступила осень. С деревьев падают листья. Часто идет дождь. От дождя грязь. День становится короче. Птицы улетают в дальний путь.