Г. Дифференциация звуков С и Ш в предложениях

Рекомендуются следующие упражнения:

1. По сюжетной картинке придумать предложение, в котором есть слова со звуком С или Ш. Назвать в предло­жении слова со звуками С и Ш; определить, какой это звук и его место в слове.

2. Повторить предложения со словами, включающи­ми звуки С и Ш. Назвать слова со звуками С и Ш.,

В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные гру­ши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Соня надела красную шаль. Б лесу растут душистые ландыши. Па­стух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше самоле­тик. Дедушка принес большого сома. Кошка уснула на стуле.

3. Придумать предложения по предметным картин­кам на слова со звуками С и Ш. Примерные картинки: кошка, куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. Вначале предлагается определить, какой звук - С или Ш - в назва­нии картинок.

4. Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами-квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.

Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в ... (кассу).

Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску).

В сарае протекает ... (крыша). В подвале завелась ... (крыса).

Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голо­ву ... (каску).

Можно использовать картинки на слова-квазиомони­мы. Картинки предлагаются парами.

5. Придумать предложения на слова-квазиомонимы. Определить, в каких словах есть звук С или Ш, назвать ме­сто данного звука (перед каким звуком, после какого звука слышится данный звук в слове).

6. Вставить пропущенные буквы С и Ш.

В .кафу ви.ит ко.тюм. Под ногами .ур.ат .ухие ли.тья. В .аду по.пели яблоки и грум. На .о.не выроли м.ки. Гадом .тоят в углу. По.уда .тоит в .кафу. Мы купили .ыр, .ливки и лап.у.

1. Выборочный диктант. Выбрать из предложений и записать слова со звуками С и Ш в два столбика.

Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Де­душка спит на кушетке. Миша срывает груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в школу шишки.

Д. Дифференциация звуков С и Ш в связной речи

Рекомендуются следующие задания:

1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки С и Ш.

2. Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов, включающих звуки С и Ш.

3. Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.

В саду

В на.ем .аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви.ят боль.ие грум. Деду.ка хоро.о ухаживает за .адом.

4. Диктант текстов со словами, включающими зву­ки С и Ш.

В нашей комнате

Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шка­фу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло, В кресле сидит бабушка.

Лиса и мышка

В норке была мышка. Мышка выиыа из норки. Лиса уви­дела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.

Аналогичным образом проводится работа по диффе­ренциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Дифференциация твердых и мягких согласных

Большую трудность для детей с фонематической дис­лексией представляет чтение слогов с мягкими согласными звуками. В связи с этим распространенными ошибками являются замены твердых и мягких звуков при чтении. Эти ошибки обусловлены целым рядом факторов: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, труд­ностью ориентировки на гласную в процессе чтения (при чтении прямого открытого слога именно гласная определя­ет, какой согласный - твердый или мягкий - надо произне­сти). Для преодоления указанных ошибок необходима сле­дующая работа;

а) слуховая и произносительная дифференциация твердых и мягких согласных в словах;

б) уточнение двузначности многих букв, обозначаю­щих согласные звуки, так как одна и та же буква предпола­гает двоякое звучание, в зависимости от последней буквы;

в) усвоение мягкости согласных звуков перед Е, Ё, Ю, Я. И в процессе чтения;

г) чтение с ориентировкой на последующую букву, особенно прямых открытых слогов;

д) обозначение мягкости согласных на письме с по­мощью Ь;

е) обозначение мягкости согласных на письме с по­мощью йотированных гласных Е, Ё, Ю, Я, а также И.

Логопедическая работа по дифференциации твердых и мягких согласных осуществляется по аналогичному пла­ну: дифференциация изолированных звуков, дифференци­ация в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Рассмотрим содержание этой работы на примере диф­ференциации звуков В и ВЬ.

Наши рекомендации