Со-су-сы-са ос-ус-ыс-ас сто-сту-сты-ста ост-уст-ыст-аст

Занятие № 17.

Тема: «Звук и буква С»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [С], знакомство с

буквой С.

2. Определение места звука в слове.

3. Деление слов на слоги. Звуко-слоговой анализ слов типа суп.

4. Составление предложения с данным словом по предметной картинке.

5. Закрепление образования множественного числа существительных.

6. Составление рассказа по сюжетной картинке с помощью вопросов.

Оборудование: предметные картинки на [С] на панно, сюжетная картинка «Соня

и собака», наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные

азбуки.

Ход занятия.

1. Оргмомент(припоминание слов начинающихся на твёрдые согласные).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой:

а) отгадывание загадок:

Лежит под крылечком, хвост колечком. (Собака)

Сто одёжек - все без застёжек. (Капуста)

Хвост пушистый, мех ворсистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)

Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолёт)

б) проговаривание получившегося ряда слов – игра «Запомни, повтори»;

в) выделение звука [С].

4. Произнесение звука [С], характеристика: согласный, свистящий, твёрдый.

5. Воспроизведение слоговых рядов:

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс ста-сто-сту-сты аст-ост-уст-ыст

Со-су-сы-са ос-ус-ыс-ас сто-сту-сты-ста ост-уст-ыст-аст

Су-сы-са-со ус-ыс-ас-ос сту-сты-ста-сто уст-ыст-аст-ост

Сы-са-со-су ыс-ас-ос-ус сты-ста-сто-сту ыст-аст-ост-уст

6. Выделение на слух звука [С], дифференциация С-С’- З-Ш-Ц-Щ: сом, щётка, зайка,

Собака, шум, стал, самолёт, зубы, сядь,цапля, посуда, сирень, шуба, квас, синий,

Сон, щель, самосвал, поднос, закат.

7. Произнесение слов со звуком [С]:

а) проговаривание картинок на панно;

б) игра «Закончи предложение» - дополнение предложений словами в единственном

или множественном числе по картинкам на панно:

В лесу растут высокие (сосны). На опушке леса стоит стройная (сосна). На

деревьях пожелтели (листья). Соня рисует кленовый (лист). На улице ночью

громко лают (псы). В нашем дворе живёт большой и умный (пёс). Мама

поставила на стол чистые (стаканы). Она взяла в руки стеклянный (стакан).

в) проговаривание оставшихся картинок, определение места звука [С] в словах.

8. Составление предложений по индивидуальным картинкам:

а) подбор имён на С: Таня, Катя, Соня, Дима, Саня, Толя;

б) составление, проговаривание предложений по образцу:

Соня ест суп из миски.

9. Физкультминутка со скороговоркой:

На кокосы, на кокосы налетели мы как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко.

10. Деление слов на слоги – знакомство с игровыми способами определения слогового

состава.

11. Звуко-слоговой анализ слова суп, составление схемы слова.

12. Знакомство с буквой С: рассматривание, отыскивание, контур, печатание.

13. Упражнения с разрезной азбукой: звуковой анализ, синтез, преобразование по следам

анализа: ас – са – сам - сом

Ус – су – сук – суп

14. Печатание слогов и слов:

ас ос ус ис са со су си

Сам сом сук суп

15. Составление рассказа по сюжетной картинке «Соня и собака»:

а) подбор девочке имени на [С] – Соня;

б) подбор слов на [С] к этой картинке:

скамейка, сосна, собака, куст, кусок, сад, высокая

в)составление рассказа с помощью вопросов:

Что это? Кто сидит на скамейке?

Где стоит дом? Кто сидит у скамейки?

Где высокая сосна? Что у Сони?

Что стоит под сосной? Кому даёт Соня кусок хлеба?

Соня и собака

Вот дом. У дома сад. В саду высокая сосна. Под сосной стоит скамейка. На

скамейке сидит Соня. У Сони кусок хлеба. У скамейки сидит собака. Соня даёт

собаке кусок хлеба.

16. Итог занятия:

- С каким звуком познакомились?

- Какой он?

- игра «Отгадай слово»: ле., поя., фику., анана., компа., кла., ква., уку., насо., но.,

Автобу., поко., уксу. .

Работа воспитателя по заданию логопеда

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Гимнастика для развития мелкой моторики рук.

3.Игра с мячом «Назови первый звук» (ум, утка, ухо, ах, ахать, Оля, умный, Аня, улица).

4.Рисование на буквы У.

Дата __________

Занятие № 18

Тема: «Звук [С’]»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука [С’].

2. Звуко-слоговой анализ слов гусь, гуси.

3. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных

(употребление).

4. Согласование прилагательных с существительными в роде.

5. Упражнение в употреблении притяжательных прилагательных с

суффиксом –ин-.

6. Чтение слогов (са, ас, со, ос, су, ус, си, ис).

Оборудование: предметные картинки (сеть, семь, восемь, десять, гусь, беседка,

Осень, василёк, такси, письмо, письма, апельсин, гусята, свинья, лисята,

селёдка, гуси, кисель, лес, кастюм, коляска), серия картин для упражнения

в согласовании прилагательных с существительными (синий, -яя, -ее),

наборы для составления схем.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:

Василёк, пион, гвоздика, ноготки - василёк

Аист, цапля, дятел, гусь - гусь

Торт, селёдка, конфета, апельсин - апельсин

Помидор, лук, селёдка, тыква - селёдка

4. Произнесение, артикуляционная поза звука [С’], характеристика: согласный, мягкий,

свистящий.

5. Выделение на слух (с закрытыми глазами):

а) из ряда слогов: со, ся, тя, ча, зя, щя, оч. ось, оть, сю…;

б) из ряда слов: лисята, внучата, площадь, пятёрка, земляника, наседка, овчарка,

Сы - ыс - юс -

Сэ - эс - ёс -

б) сад – сядь косы – коси

Осы – оси носы – носи

Вес – весь соль – сёл

Квас – квась сыта – сито

Сыны – сини сома – Сёма

7. Выделение звука [С’] в произношении по картинкам на панно:

а) проговаривание слов по картинкам;

б) выделение слов на [С’] – игра «Найди ошибку»;

в) определение места звука [С’] в словах – игра «1,2,3»;

г) образование притяжательных прилагательных на –ин-

Составление предложений по образцу:

Это Люсино письмо. Это Васина беседка.

Физкультминутка.

9. Деление слов на слоги, с помощью хлопков (с индивидуальными картинками,

беззвучное проговаривание) .

10. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов (коллективно): гусь, гуси.

11. Согласование прилагательных с существительными в роде – подбор картинок

(предметов) к признакам синий, синяя, синее,(ясеневый, ясеневая,

ясеневое),составление предложений с этими словами.

12. Упражнение в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательным

значением с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов – игра «Большой –

маленький»:

пёс – пёсик лестница – лесенка колесо – колёсико

нос - песня - насос –

хвост - басня - пылесос –

лист - сосна - кокос –

13. Выделение слов со звуком [С’] из рассказа «Лиса и гусята», пересказ.

Лиса и гусята

Гуси и гусята паслись на поляне. Наелись гуси и гусята и улеглись спать. А тут из

лесу лиса. Гуси спят и не видят лису. Лиса хватает одного гусёнка и убегает с ним в

лес. Несёт лиса гусёнка своим (голодным) лисятам. Лисята наелись. Они сыты и

довольны.

Итог занятия.

- С каким звуком знакомились?

- произнесение, характеристика звука [С’].

- припоминание слов на [С’].

Занятие № 19

Тема: «Звуки [С] – [С’]»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения и различение звуков.

2. Деление слов на слоги.

3. Звуко-слоговой анализ слов сам, сами, сама.

4. Упражнение в употреблении предлогов на, с (со).

5. Словообразование сложных слов.

6. Словообразование и согласование с существительными относительных

прилагательных.

Оборудование: предметные картинки на [С] – [С’] на столах, сюжетная картинка

«Осень», наборы для составления схем, тетради, карандаши, разрезные

азбуки.

Ход занятия

1. Оргмомент (припоминание картинок на [С’]).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3.Сопоставление звуков [С] – [С’]: отгадывание по характеристике, произнесение.

4. Воспроизведение слоговых рядов:

Физкультминутка.

8.Словообразование относительных прилагательных, согласование с существительными

(закрепление):

а) игра «Эхо»:

осень – осенний апельсин - фасоль –

весна – весенний ананас - мясо –

сосна – сосновый слива - стекло –

осина – осиновый банан - уксус –

ясень – ясеневый кокос - капуста –

б) подбор предметов к признакам:

осенний осенняя осеннее осенние

Лист погода небо листья

Воздух листва солнце поля

Костюм слякоть пальто сады

Лес обувь поле леса

Сад кофта облако дни

в) упражнение на развитие внимания и памяти «Запомни, повтори»:

осенний лист – осеннее небо – осенняя погода – осенний воздух.

9. Составление (путём договаривания предложений ) и заучивание рассказа по сюжетной

картинке «Осень»:

а) рассматривание картинки, определение времени года (назвать признаки),

придумывание названия;

б) подбор слов на [С] – [С’] к картинке:

осень осенние сад усыпана

Ясени костюм сухие листопад

Осины лист наступает сосны

в) составление рассказа:

Наступает (осень). С ясеней, лип, клёнов, осин осыпаютcя

на землю (сухие листья). Аллеи сада усыпаны (сухими листьями). Соня, Саня, Вася

и Сима гуляют в (осеннем саду). Они поднимают с земли (осенние листья). Из

осенних листьев они делают (осенний букет). Дети поставят букет на окно в

(синюю вазу).

г) заучивание рассказа;

д) выделение слов на [С] – [С’].

10. Упражнение в употреблении предлогов на, с (со) – преобразование деформированной

фразы – игра «Путаница»:

Соня, земля, листья, с, поднимать –

Сима, листья, земля, сухие, с, поднимать –

Земля, осыпаются, ясень, листья, с, на –

Осина, листья, земля, на, осыпаются, с –

Осыпаются, на, липа, листья, с, сухие, земля –

Падать, земля, листья, на, сухие –

Ставить, дети, букет, окно, на –

Физкультминутка.

12. Упражнение в образовании сложных слов путём сложения основ по данному образцу

– игра «Придумаем новые слова»:

Осенью листья падают на землю – это листопад;

А зимой на землю падает снег – это снегопад;

С высоты падает вода (в горных реках) – это водопад;

Ночью в небе падают звёзды – звездопад;

Сам летит – самолёт;

Сам катит – самокат;

Разводит сады – садовод;

Перевозит лес – лесовоз.

13. Итог занятия:

- произнесение, сопоставление [С] – [С’].

- припоминание картинок, слов на [С] – [С’].

Занятие № 20

Тема: «Звук и буква Н»

Цель: 1. Правильное произношение звука [Н].

2. Знакомство с буквой.

3. Звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.

4. Печатание слогов по следам анализа.

5. Чтение слогов.

6. Большая буква в именах.

7. Сложные слова (повторение).

8. Закрепление употребления предлогов на, с (со).

Оборудование: предметные картинки (нитки, носки, лимон, апельсин, пион,

Ход занятия.

1. Оргмомент (припоминание изученных гласных и согласных).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой: игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:

Помидор, лимон, репа, огурец - лимон

Конфета, яблоко, груша, абрикос - конфета

Василёк, одуванчик, пион, ландыш - пион

Туфли, сапоги, валенки, носки - носки

4. Произнесение, характеристика звука [Н]: согласный, носовой, твёрдый.

5. Знакомство с буквой Н.

6. Звуковой и буквенный анализ и синтез:

а) составление и чтение слогов по схеме на доске:

А А

О О

У Н У

И И

Ы Ы

б) преобразование слогов устно (на слух):

Занятие № 21

Тема: «Звук и буква З»

Цель: 1. Закрепление правильного произношения звука[ З].

2. Знакомство с понятием звонкий согласный.

3. Звуко-слоговой анализ слов зубы, тазы, Лиза, ваза;схемы слов.

4. Употребление предлогов за, из-за.

5. Знакомство с буквой З.

Оборудование: предметные картинки (зонт, тазы, коза, завод, замок, звёзды,

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:

Гвоздика, гладиолус, незабудка, пион - незабудка

Медведь, волк, коза, ёж - коза

Кролик, корова, зайка, кошка - зайка

Зонт, плащ, костюм, платье - зонт

4. Произнесение, характеристика звука [З]: согласный, твёрдый, свистящий, звонкий.

Знакомство с буквой З: рассматривание, отыскивание, контур, печатание.

5. Воспроизведение слоговых рядов:

Физкультминутка.

9. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов, замена кружков изученными буквами:

а) Лиза – коллективно;

б) зубы, козы, тазы, ваза, Зина – самостоятельно.

10. Предлоги за, из-за:

а) выполнение инструкций с предлогами за, из-за;

б) составление предложения по демонстрации действия;

в) составление предложений из данных в начальной форме слов с предлогами за,

из-за:

зайка, куст, залезть, за –

зайка, куст, вылезать, из-за –

Зоя, сосна, за, стоять –

Зоя, сосна, выходить, из-за -

столик, дети, сидеть, за –

дети, столик, из-за, вставать –

незабудки, за, Лиза, дом, посадить –

Зоя, за, незабудки, беседка, посадить –

Зоя, коза, хлев, загонять, за–

Зайка, лист, капуста, сидеть, за –

Зайка, выглядывать, лист, капуста, из-за –

Лиза, из-за, бант, спина, зелёный, вынимать –

Пастись, лес, поляна, козлёнок, на, за –

г) выделение предлогов в предложении;

д) составление предложений с предлогами за, из-за по индивидуальным

картинкам.

11. Игры на развитие внимания и памяти: «Отгадай картинку», «Что изменилось?» (6

картинок на З).

12. Итог занятия:

- произнесение, характеристика звука;

- припоминание картинок на З.

Занятие № 22

Тема: «Звуки [З]-[З’]»

Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [З] – [З’].

2. Согласование прилагательных с существительными.

3. Родительный падеж множественного числа существительных

(закрепление).

4. Родственные слова (зима).

5. Звуко-слоговой анализ, схемы слов Зина, зима, зонт.

6. Упражнение в употреблении предлогов за, из-за – преобразование

деформированной фразы.

Оборудование: предметные картинки (магазин, змея, газета, земляника, музей,

Ход занятия

1. Оргмомент (припоминание картинок на З).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Произнесение, характеристика, сопоставление звуков [З] – [З’].

4. Различение звуков [З] – [З’]:

а) игра «Наоборот»: за-зя, зо-зе, зу-зю, зы-зи;

б) за, зо, зя, зи, зы, зе, зу, зю, зна, зни…;

в) корзина, зоопарк, бузина, кизил, заря, резина, берёза, заноза, зяблик, зебра, земля,

стрекоза, разиня, озеро…;

г) отбор картинок для Зиныи Зои(уносят на столы).

5. Упражнение в определении слогового состава слов.

6. Закрепление образования родительного падежа множественного числа

существительных – игра «Один-много» (составление предложений по

индивидуальным картинкам).

7. Звуко-слоговой анализ, составление схем слов (коллективно): зима, зонт.

Физкультминутка.

9. Знакомство с родственными словами – выделение их из контекста:

Наступила холодная зима. Люди надели тёплую зимнююодежду. Звери

попрятались на зимовье. Перелётные птицы улетели зимовать на юг. Остались

только зимующие: снегири, синицы, вороны, голуби, зимородки. Трудная зимовка

ожидает их суровой зимой. Особенно трудно зайке в зимнююстужу. Нет у него ни

запасов, ни тёплого дома. Разгребёт снег лапами, найдёт озимые, полакомится

свежей озимью.

Почему выделенные слова называются родственными?

10. Согласование прилагательных с существительными:

а) отбор картинок к признакам зелёный, зелёная, зелёное;

б) придумывание предметов к признакам:

Зимний зимняя зимнее

День ночь утро

Вечер шапка небо

Ветер одежда пальто

Свитер погода платье

Холод спячка развлечение

Буран шуба яблоко

Шкаф стужа море

Воздух метель поле

в) придумывание предметов к признакам: заячий, заячья, заячье.

11. Упражнение в употреблении предлогов за, из-за – преобразование деформированной

фразы:

Зина, беседка, цветы, посадить, за –

Зина, беседка, кусты, посадить, за –

Коза, за, пастись, лес –

Зина, беседка, из-за, выходить –

Зоя, беседка, выглянуть, из-за –

Коза, стоять, куст, за –

Коза, куст, выглядывать, из-за –

Лиза, зонт, спина, из-за, вынуть .

12. Итог занятия:

- произнесение и сопоставление звуков;

- припоминание картинок на [З] – [З’]

Занятие № 23

Тема: «Звуки [С] – [З]»

Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [С] – [З].

2. Звонкие и глухие согласные. Правописание сомнительных согласных в

конце слова.

3. Закрепление употребления предлогов за, из-за.

4. Родственные слова (зима, заяц).

5. Закрепление навыка печатания слов.

Оборудование:предметные картинки (зонт, тазы, коза, завод, замок, звёзды,

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление звуков [С] – [З].

4. Сопоставление звонких и глухих согласных из звукового ряда:

а) выделение сначала звонких, затем глухих согласных из звукового ряда:

б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ…;

б) преобразование парных звонких-глухих согласных игра «Наоборот»:

Б-п в-ф д-т ж-ш г-к з-с

5. Различение звуков [С] – [З]:

а) на слух (с закрытыми глазами):

со, за, зо, со, су, зы, сы, зу, зна, озн, сны, зну…;

Cо- сто- зуб- Захар-

Cу- сту- коза- роза-

Cы- сты- Лиза- козы-

в) воспроизведение слоговых рядов – игра «Запомни, повтори»:

са-са-за за-за-са сна-сна-зна

Физкультминутка.

9. Выделение из рассказа слов на [С], [З], заучивание текста.

Зима

Наступила зима. На земле много снега. Все аллеи сада усыпаны снегом. Зоя, Соня,

Саня и Лиза взяли санки и понеслись в сад. Зоя и Саня возили на санках Соню и Лизу.

За детьми бегала собака. Зовут собаку Тузик. Потом дети слепили снеговика.

10. Родственные слова:

а) припоминание родственных слов к слову зима:

зимний, зимующие, зимовать, зимовье, зимовка, озимые, озимь, зимородок;

б) подбор родственных слов к слову заяц:

у зайца дети – зайчата, зайчонок

Их маму зовут – зайчиха

Лиса – куст Зоя – сосна

Самолёт – лес Лиза – осина

Занятие №24

Тема: «Звук и буква Б»

Цель: 1. Правильное произношение звука [Б].

2. Знакомство с буквой Б.

3. Звуко-слоговой анализ слов бант, бантик, банты.

4. Упражнения с разрезной азбукой: составление слов бант, банты, бантик

по следам анализа.

5. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов

существительных –ок, -ек, -ик.

6. Знакомство с ударением.

7. Соcтавление предложений по опорным словам, распространение их.

Оборудование: предметные картинки (бинт, банка, губы, зубы, батон, ботинки,

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой – игры «Четвёртый лишний», «Запомни, повтори»:

Собака, медведь, заяц, волк – собака

Пальто, носки, платье, ботинки – ботинки

Самосвал, автобус, грузовик, фургон – автобус

Сливы, яблоки, батон, айва – батон

4. Произнесение, характеристика звука [Б]: согласный, твёрдый, звонкий, губной.

Знакомство с буквой Б.

5. Выделение звука [Б]:

а) из слоговых рядов: па, ба, бы, по, би, пу, бо…;

б) из ряда слов: булка, работа, сапоги, парашют, барабан, кубики, дудка, баран,

бабушка…;

в) отбор картинок на [Б]: проговаривание слов, игра «Исправь ошибки»;

г) определение места звука [Б] в словах.

6. Деление слов на слоги – выделение ударного слога (по силе, длительности).

7. Упражнения с разрезной азбукой:

а) звуко-слоговой анализ слов;

б) составление схем слов бант, банты, бантик.

Физкультминутка.

9. Закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных

–ок, -ек, -ик – игра «Назови ласково»:

Бант – бантик хвост - ноготь –

Бинт - куст - пень –

Бот - мост - день –

Соболь - лист - огонь –

Билет - зонт - коготь –

Хобот - дом - уголь –

10. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам и опорным

словам (Люба, много). Упражнение в употреблении родительного падежа

множественного числа существительных:

У Любы много бантов.

11. Распространение полученных предложений определениями с помощью вопросов:

У Любы много бантов. – Какихбантов?

У Любы много синихбантов.

12. Правописание сомнительных согласных в конце слова – игра «Проверь и назови

последний согласный»:

дуб – дубыбоб – бобы выкуп – выкупить

туп – тупойзуб – зубы потоп – потопы

выступ – выступатьсноп – снопысуп – супы

куб – кубы топ – топатьизгиб – изгибы

13. Итог занятия:

- припоминание картинок на [Б];

- игра на развитие внимания «Что изменилось?» (6 картинок).

Занятие № 25

Тема: «Звуки [Б] – [Б’]»

Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [Б] – [Б’].

2. Подбор картинок к схемам слов.

3.Закрепление предлогов под, из-под.

4. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных и

прилагательных (закрепление).

5. Распространение предложений определениями.

6. Закрепление понятия мягкий согласный.

Оборудование: предметные картинки (бант, банка, губы, зубы,батон, ботинки,

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Отгадывание звуков [Б], [Б’] по характеристике, произнесение (хором,

индивидуально).

4. Воспроизведение слоговых рядов:

ба-бя-ба ба-бя-бя

Ба-ба-бя бя-ба-бя и т.д.

5. Преобразование слогов, слов – игра «Наоборот»:

Ба-бя бо - бу - бы- бэ -

Быт – бит быть – бить

Были – били забыли – забили

Побыть – побить

6. Различение звуков [Б] – [Б’]:

а) ба, би, бо, бу, бе, бэ, би, бю, бя…;

б) берёт, баран, барабан, белый, библиотека, работа, рыбак, ребёнок, берёза,

рубашка, бублики, брюки…;

в) отбор картинок на [Б’], затем на [Б].

7. Деление слов на слоги по гласным – игра «Назови и сосчитай гласные».

8. Уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных и прилагательных:

а) составление предложений по индивидуальным картинкам с парами слов по образцу:

Бант – бантик

У Тани бант. У Танечки бантик.

Физкультминутка.

10. Подбор картинок к схемам, составление слов из букв разрезной азбуки (бинт, зубы,

бусы, бант).

11. Упражнение в употреблении предлогов под, из-под:

а) составление предложений с предлогами под, из-под по индивидуальным

картинкам;

б) выделение предлогов;

в) деление предложений на слова;

г) работа с деформированной фразой:

Зоя, банка, под, ставить, скамейка –

Зоя, банка, скамейка, вынимать, из-под –

Диван, собака, спать, под –

Диван, собака, выглянуть, из-под –

Диван, собака, вылезать, из-под –

Автобус, водитель, под, залезть –

Автобус, водитель, вылезать, из-под –

Билет, скамейка, под, падать –

Билет, скамейка, поднимать, из-под, Зина –

Панама, под, падать, скамейка –

Нина, скамейка, панама, из-под, поднимать –

12. Итог занятия:

- произнесение, сопоставление, характеристика звуков [Б] – [Б’];

- припоминание картинок на эти звуки.

Занятие № 26

Тема: «Звуки [П] – [Б]»

Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков [П]-[Б].

2. Закрепление употребления предлогов под, из-под.

3. Закрепление понятий звонкий – глухой согласный.

4. Упражнение в звуко-слоговом анализе слов.

5. Закрепление словообразования слов путём сложения основ.

6. Чтение и печатание слов.

Оборудование: предметные картинки (павлин, панама, пеликан, петух, пальто,

Ход занятия

1. Оргмомент (припоминание картинок, слов на [П], [Б]).

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой – отгадывание по характеристике, произнесение, сопоставление

звуков [П] – [Б].

4. Различение звуков [П] – [Б]:

а) па, ба, бу, пы,бы, по, пу, бо, бэ…;

б) папоротник, бабушка, барабан, пуговица, сапоги, парашют, работа, барометр,

бархат, портрет, пароход, барабанщик…;

в) игра «Наоборот» - преобразование слогов, слов:

Бэ-бэ-бэ - пыль- папа -

г) отбор картинок на [П], [Б] (2 команды).

5. Деление слов на слоги – выделение ударного слога.

6. Воспроизведение слоговых рядов:

ба-па-па па-па-ба

Ба-ба-па па-ба-ба

Ба-па-ба па-ба-па и т.д.

7. Правописание сомнительных согласных в конце слова:

Дуб – дубы потоп – потопы сноп – снопы

Зуб – зубы куб – кубы хлюп – хлюпать

Суп – супы туп – тупы всхлип – всхлипывать

Боб – бобы топ – топать цып – цыпочки

8. Печатание выделенных пар слов.

9. Подбор слов (из напечатанных) к схемам.

Физкультминутка

11. Закрепление употребления предлогов под, из-под:

а) составление предложений по сюжетным картинкам;

б) припоминание предметных картинок;

в) составление предложений с предлогами под, из-под по предметным картинкам.

12. Итог занятия:

- произношение, сопоставление звуков;

- припоминание картинок на эти звуки.

Занятие № 27

Тема: «Звук и буква В»

Цель: 1. Правильное произношение звука [В].

2. Знакомство с буквой В.

3. Сопоставление звука и буквы В.

4. Составление, преобразование, чтение слогов, слов.

5. Составление схем слов квас, звон, звук, буква.

6. Большая буква в начале предложения.

7. Составление предложений по картинкам, деление их на слова.

8. Распространение предложений по вопросам.

Оборудование: предметные картинки (вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы,

Ход занятия

Оргмомент.

2. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

3. Знакомство с темой – рассматривание картинок, выделение звука [В].

4. Произнесение, характеристика звука [В].

5. Знакомство с буквой В:

а) показ и рассматривание буквы;

б) отыскивание в азбуках;

в) контур буквы;

г) печатание на доске;

д) сопоставление звука и буквы.

6. Упражнения с разрезной азбукой (после звукового анализа и синтеза):

а) ва, во, ву, вы, ви, вы;

б) зва, зво, зву, звы, зви;

в) звон, звук, зван, квас, вата, ива, ваза, Иван, нива, буква;

г) У Вани вата. У Вовы квас.

7. Печатание в тетрадях (выборочно):

а) буквы [В];

б) ва, во, ву, вы, ви, ква, кво, кву, квы, кви, зви, зва, зво, зву;

в) звук, звон, зван, квас, ива, вата, ваза, Иван, Вова, буква;

г) У Вани вата. У Вовы квас. Вот буквы, Иван.

(После знакомства с правилом написания большой буквы в начале предложения)

Физкультминутка.

9. Повторение правил грамматики:

а) большая буква в начале предложения, в именах людей;

б) раздельное написание слов;

в) точка в конце предложения.

10. Составление предложений по индивидуальным предметным картинкам.

Деление этих предложений на слова.

11. Распространение составленных предложений по вопросам – игра «Волшебная

цепочка»:

Вова едет в автобусе.

В каком автобусе? Вова едет в новом автобусе.

Куда едет Вова в новом автобусе? Вова едет в детский сад в новом

автобусе.

С кем едет Вова в детский сад в Вова едет с мамой в детский сад в новом

новом автобусе? автобусе.

12. Итог занятия:

- произнесение, характеристика звука [В];

Наши рекомендации