Уместность модели примирения сторон в школе

В школе, как нигде, необходима такая модель взаимодей, ствия. Далеко не все детские конфликты можно разрешать раци,

1 Кроме этого, оно может диктоваться требованиями религиозной морали либо другим этическим императивом или выступать условием какого,то значитель, ного блага.

онально, с помощью процедур проведения обсуждения спорно, го вопроса. Часто гораздо проще и эффективнее просто прими, рить стороны.

Для того чтобы модель примирения работала в школе наи, более эффективно, необходимо институциализировать формы и ритуалы примирения. Культуре известны такие формы. Так, например, день прощения является общественным ожиданием, которое регулирует напряжение между людьми. В этом смысле в школе в день прощения можно организовывать такие места, где дети смогут это делать. Важно, чтобы место, в котором про, щение реализуется, было общественным, открытым. Возможны публичные извинения обеих сторон или «зачитывание» миро, вого соглашения на публике. Это формирует у сторон установ, ку, противоположную конфронтационной, и заставляет соответ, ствовать социальным ожиданиям мирного сосуществования, несмотря на конфликт.

Методический инструментарий для учебных занятий по анализу конфликтов и ведению переговоров

Уместность модели примирения сторон в школе - student2.ru

178 Б И ХАСАН, П А СЕРГОМАНОВ

Будьте самоучками - не ждите, чтобы вас научила жизнь.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Особенности психологического экспериментирования, при котором предметом моделирования и изучения является конф, ликт, состоят прежде всего в трудности получения искусствен, ным путем собственно полной психологической картины кон, фликта.

Конфликтное переживание связано в действительности с очень сильной мотивацией. От мотивации, по сути дела, зави, сит не только интенсивность действия, но и направленность и избираемый способ поведения. Поэтому осознание испытуемым экспериментального характера действия в значительной мере «закрывает» картину поведения. В то же время, стремление экс, периментатора максимизировать реальность эксперименталь, ной конфликтной ситуации может привести к эффектам азар, та, при которых учебные цели занятий становятся трудно дос, тижимыми. Кроме того, при сверхсильной (подлинной) моти, вации участников можно просто не заметить границы учебно, го экспериментирования. Здесь нужно всякий раз отвечать на вопрос о том, насколько вправе ведущий провоцировать опре, деленные действия и переживания? Каковы будут последствия для испытуемых, участников? Достаточно ли у ведущего ресур, сов для управления развитием учебной ситуации, в которой раз, ворачивается конфликт, к достижению именно образователь, ных целей?

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________179

3.1. ЭКСПЕРИМЕНТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕГОВОРОВ1

Плоскость взаимопонимания -идеальное поле битвы.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

В эксперименте предлагается принять участие двум испыту, емым для формирования модельного представления об общем переговорном процессе. Остальная группа ведет наблюдение для последующего анализа. Испытуемым предлагается настольная игра, представляющая собой поле, состоящее из подвижных по, лос на которых нарисованы схематические «рожицы», по пять «рожиц» у двух краев поля, каждая «рожица» расположена на трех полосах. Поле посередине разделено непрозрачным экраном, таким образом, чтобы участники не могли видеть состояние «ро, жиц» на стороне «противника». Полосы должны свободно дви, гаться под экраном.

Каждый из испытуемых получает задание, согласно которо, му на его половине поля рисунки («рожицы») должны иметь максимально согласованный вид.

После получения задания оба испытуемых одновременно приступают к работе, пытаясь передвижением полосок собрать в согласованный вид «рожицы» на своем поле, и тем самым со, здают помехи в выполнении задания другому участнику. По ус, ловиям эксперимента испытуемые могут (это оговаривается в инструкции) обсуждать ход работы с «противником», приоста, навливать работу и договариваться о правилах, задавать вопро, сы экспериментатору.

По ходу эксперимента важно поощрять стремление к макси, мально возможному выполнению задания. Быстрое прекраще, ние попыток нежелательно. Вместе с тем такое поведение также имеет диагностическое значение (хотя может свидетельствовать о недостаточной мотивации испытуемого).

Экспериментатор и наблюдатели фиксируют поведение ис, пытуемых: спонтанные высказывания, обращения за разъясне, ниями друг к другу, а также время, за которое устанавливается, что выполнить задание оба испытуемых одновременно не могут.

1Данный эксперимент построен на идее В .А.Лефевра [1]; модификация Б И.Ха, сана, 1988 [2].

180__________________________________Б.И.ХАСАН, П.А.СЕРГОМАНОВ

Наиболее важным в наблюдениях являются способы, кото, рыми действуют в переговорах испытуемые: разъяснения, аг, рессия, апелляции к третьей стороне и др.

Другой важный фактор , установление целевой направлен, ности испытуемых:

- решение своей задачи при полной независимости от ситу, ации «противника»;

- компромиссное полу,решение для обоих сторон;

- отказ от своего успеха в пользу «противника».

На следующем этапе эксперимента проводится беседа с каж, дым испытуемым для выяснения степени понимания, субъек, тивной интерпретации задания и, что очень важно, степени пе, реживания результатов, а также для получения объяснений выб, ранной линии поведения. Случается, что после таких экспери, ментов необходима специальная терапевтическая работа по сня, тию фрустрации и регулированию взаимоотношений между ис, пытуемыми.

Примерная инструкция одному испытуемому:

«Перед Вами настольная игра, в которой нужно выполнить такое задание: собрать, передвигая полоски, «рожицы» на Ва, шей половине поля. Сейчас они сдвинуты и рассогласованы, важно не останавливаться сразу, если не будет получаться.

Ваш партнер будет занят тем же самым на своей половине поля. Вы можете с ним разговаривать. Если возникает необхо, димость, можно задавать вопросы. Задание нужно выполнить за максимально короткий срок».

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________181

Наши рекомендации