М2.В.ОД.4 География населения с основами демографии
Цели и задачи освоения дисциплины
Цель дисциплины – овладение теоретическими основами географии населения с основами демографии и умения использовать эти знания в географических исследованиях
Задачи:
· ознакомить магистров с современными достижениями в области демографии и географии населения;
· научить магистров правильно раскрывать проблемы географии населения и уметь увязывать их с конкретными практическими нуждами и задачами;
· показать связь учебной дисциплины с региональными проблемами и геополитикой;
· дать знания, способствующие успешному осуществлению профессиональной работы;
· привить умение самостоятельно работать над постановкой и разрешением профессиональных задач.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла. Освоение дисциплины опирается на знания, полученные в процессе изучения дисциплин: введение в географию, история, психология, землеведение, геоморфология, климатология с основами метеорологии. Дисциплина закладывает основу для изучения геоурбанистики, социально-экономической географии, экономической и социальной географии России, экономической и социальной географии мира и зарубежных стран, экономических районов России, региональной демографии и социологии, географии Ульяновской области
Требования к усвоению дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими:
1) общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
- способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
- способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4).
2) профессиональными компетенциями (ПК)
- готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);
- готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);
- способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);
- готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);
- способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать:
- специфику географического подхода к населению, историю изучения населения в географии
- основные понятия демографии и географии населения»;
- определение понятий и терминов в области теории;
- особенности географии рас, основных этносов, языков, религий современного мира;
- сущность демографических и этнических процессов;
- основные демографические коэффициенты, закономерности естественного и механического движения населения.
Уметь:
- объяснять закономерности размещения населения по территории России и стран мира;
- проводить географические исследования населения;
- анализировать, составлять тематические карты населения, народов, религий;
- анализировать информацию о современных демографических процессах, полученную из различных источников;
- приводить примеры отрицательного и положительного опыта в разрешении демографических проблем в различных регионах мира.
Владеть:
-основными представлениями географии населения, демографии, этнологии, экономики труда
- навыками организации исследовательской деятельности в области географии населения и демографии.
Содержание дисциплины: Становление географии населения как науки предмет географии населения её место в системе наук. Ключевые направления исследования населения. Динамика, современная численность, размещение населения на земном шаре. Основы демографии и геодемографии. Миграции населения и их география.Основы этнографии и этногеографии. Репатриация, реэмиграция. Понятие этноса. Классификация народов, Основы этнической психологии. Межэтнические, межрегиональные и межконфессиональные конфликты. Способы и принципы их решения.
Общая трудоёмкость дисциплины – 2 зачётные единицы (72 часа).