Учёное звание доцента по кафедре присваивается
А) преподавателям вузов, проработавшим не менее года в должности доцента, имеющим научно-педагогический стаж не менее 5 лет, учебно-методические пособия и научные работы; Б) любому научному работнику; В) преподавателю, занимающему должность доцента кафедры
3. Президент высшего учебного заведения по согласованию с его ректором осуществляет следующие полномочия (выберите 2 ответа):
А) определяет содержание учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) на основании ФГОС ВПО или федеральных государственных требований, а также устанавливаемых в соответствии с п. 4 ст. 5 ФЗ № 125 образовательных стандартов и требований;
Б) представляет высшее учебное заведение в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями;
В) участвует в решении вопросов совершенствования учебной, научной, воспитательной, организационной и управленческой деятельности высшего учебного заведения.
Г) выбирает методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса;
4.Решение о присуждении ученой степени доктора наук и кандидата наук вступает в силу:
А) со дня присуждения ученой степени советом по защите диссертаций; Б) со дня принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома; В) со дня фактической выдачи диплома кандидата (доктора) наук
5. С какого момента претендент на занятие определенной должности в образовательной организации его работником:
А) с момента написания заявления о приеме на работу; Б) с момента заключения трудового договора; В)с момента издания приказа ректора о приеме на работу
6. Педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительностьежегодного оплачиваемого отпуска:
А) 28 рабочих дней; Б) 28 календарных дней; В) 56 календарных дней; Г) 42 рабочих дня
7. Какие из ниже перечисленных прав и социальные гарантий Педагогических работников не относятся к трудовым, а являются академическими:
А) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
Б) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
В)право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; Г) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации; Д) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы
8. Что из нижеперечисленного не является обязанностью педагогических работников:
А) прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании; Б) прохождение в соответствии с трудовым законодательством предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров; В) предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска; С) прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучения и проверка знаний и навыков в области охраны труда; Д) соблюдение устава образовательной организации.
9. Персонал – это:
А) Кадры;
Б) Кадры, объединяющие все части трудового коллектива;
В) Все работники, выполняющие производственные или управленческие операции, с использованием средств труда;
Г) Люди;
10.Трудовые ресурсы – это:
А) Люди, которые имеют место работы;
Б) Рабочая сила страны;
В) Население обеих полов в трудоспособном возрасте, за исключением неработающих инвалидов войны и труда I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях, а также лиц в нетрудоспособном возрасте (подростки и население старше трудоспособного возраста), занятые в экономике;
Г) Все население страны.
11. Согласно российскому стандарту классификаций персонал состоит:
а) Трудоголиков, пенсионеров, пьяниц и прочей части активного трудоспособного населения;
б) Карьеристов и домохозяинов (к);
в) Рабочих, служащих, специалистов и руководителей
г) Тех, кто погоняет и тех, кто тащит.
Тема 3. Система управления персоналом образовательной организации
Задание 1. Разработка кадровой политики образовательной организации.
Представьте эффективную кадровую политику, направленную на улучшение результатов работы образовательной организации.
Заполните таблицу.
Таблица – Эффективная кадровая политика организации
Аспекты кадровой политики | Предлагаемые мероприятия | Результаты введения |
Корпоративная культура и ценности | ||
Поиск и отбор персонала | ||
Адаптация сотрудников | ||
Аттестация и оценка | ||
Обучение, развитие и управление карьерой сотрудников | ||
Система материального и нематериального стимулирования |
Задание 2. «Модель идеальной организации»
Разработайте по группам модели идеальной образовательной организации, ее кадровую политику и корпоративные ценности.
Задание 3.
Определите документы, необходимые для формирования кадровой политики организации. Ответ представьте в виде таблицы.
Задание 4
Дайте характеристику пяти базовым направлениям воздействия на персонал управления.
Задание 5
Подготовьте характеристику человеческих ресурсов как совокупности социокультурных характеристик и личностно-психологических свойств людей.
Задание 6
Сформулируйте перечень основных задач, которые должна решать кадровая служба образовательной организации, для своевременного укомплектования подразделений квалифицированными работниками.
Задание 7 (кейс)
Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей
Отделов образовательной организации о том, как лучше обращаться с подчиненными. Было высказано несколько точек зрения:
• Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывать особенности его личности.
• Все это мелочи. Главное в оценке людей — это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено.
• Я считаю, что успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его.
• Это правильно, но все же лучшими стимулами в работе являются четкий приказ, приличная зарплата, заслуженная премия.
Ваше мнение? Какая из этих точек зрения вам ближе?
Задание 8 (Кейс)
В настоящее время в России все больше внимания уделяется развитию профессионального и творческого потенциала работников, поддержанию высокой ответственности за качество выполняемой работы и за судьбу организации в целом. Службы управления человеческими ресурсами руководствуются следующими принципами:
• подчеркивать уважение к индивидуальности и ценности каждого человека путем поощрения высокой производительности труда;
• поддерживать доверительные отношения и уважение работников друг к другу;
• нести ответственность за обучение и повышение профессионализма персонала;
поощрять инициативу каждого, одновременно поддерживать свободную творческую деятельность;
• стимулировать принятие на себя ответственности работниками в сложных ситуациях;
• предоставлять каждому работнику возможность для реализации его индивидуальных способностей;
• лучше расставлять кадры;
• повышать ответственность за развитие трудового потенциала персонала;
• обеспечивать справедливую оплату труда;
• оценивать результаты работы по достижению поставленных целей.
Вопросы:
1. Какие еще принципы управления персоналом могли бы сыграть серьезную роль?
2. Соответствуют ли упомянутые принципы особенностям русского менталитета, специфике, историческим чертам русского человека?
Задание 9 (Кейс)
Вас назначили руководителем школы, которая в районе считается благополучной, имеет хорошие показатели успеваемости. За учебным заведением не числится ни преступлений, ни приводов в милицию. Между тем выпускники школы плохо адаптируются к жизни и на производстве после окончания школы. Половина из них не выдерживает конкурсных экзаменов в вузы, многие не подтверждают знания при проведении единых контрольных работ. Как вы будете действовать?
Вот некоторые из возможных действий:
посещаю уроки и анализирую их;
• разбираюсь со своими заместителями;
• провожу педсовет и выслушиваю членов коллектива;
• встречаюсь с выпускниками школы и беседую с ними;
• знакомлюсь с работой лучших школ и лучших учителей;
• сам провожу открытые уроки и совместно с учителями анализирую их.
Задание:проанализируйте предложенные варианты действий, чтобы определить, достаточно ли этих шагов для менеджера или они неправомерны и нужно предпринимать совсем другие усилия. Обоснуйте последовательность ваших управленческих действий.
Задание 10. Методы управления персоналом подразделяются на следующие: охарактеризуйте каждый из методов.
Задание 11.
Г. Беккер человеческий капитал определил как –
Задание 12. Особенности человеческого капитала по Дятлову С.А.
Задание 13. Решите тестовые задания
1.Процесс использования индивидуумов (сотрудников) для достижения целей компании — это:
А) управление человеческими ресурсами
Б) развитие человеческих ресурсов
В) общее линейное руководство
Г) политика компании в области управления кадровым потенциалом
2.Управление человеческими ресурсами — это:
А) процесс анализа трудовых операций и планирования человеческих ресурсов
Б) процесс использования индивидуумов (сотрудников) для достижения целей компании
В) процесс управленческого воздействия на сотрудников
Г) среди перечисленных вариантов правильного нет
3.Управление человеческими ресурсами помимо 5 специфических функций включает в себя:
А) политику организации в области управления человеческими ресурсами
Б) стратегическое управление персоналом
В) общее линейное руководство
Г) наличие в организации высококлассного персонала
4.Что из перечисленного не включается в состав 5 специфических функций управления человеческими ресурсами:
А) кадровое обеспечение
Б) вознаграждение
В) развитие человеческих ресурсов
Г) социальная ответственность
5.Осознанное воздействие руководителя на своих подчиненных с целью исполнения ими прямых должностных обязанностей и достижения поставленных целей трудовой деятельности, представляет собой:
А) кадровое обеспечение
Б) развитие человеческих ресурсов
В) общее линейное руководство
Г) систему управления персоналом
6.Система, в которой реализуются функции управления человеческими ресурсами организации — это:
А) система управления персоналом
Б) система линейного руководства персоналом
В) система управления предприятием
Г) система реализации трудового потенциала организации
7.Что из перечисленного не относится к принципам стратегического управления персоналом:
А) долгосрочность оцениваемых перспектив и принимаемых решений
Б) интегрированность процессов управления персоналом
В) партнерство как форма взаимодействия между руководством и исполнителями
Г) среди перечисленных вариантов правильного нет
8.Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом осуществляет:
А) нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда
Б) разработку штатного расписания, разработку и реализацию рекомендаций по развитию стилей и методов руководства
В) ведение учета и статистики персонала, информационное и техническое обеспечение системы управления персоналом
Г) согласование распорядительных и иных документов по управлению персоналом
9.Подсистема общего и линейного руководства осуществляет:
А) организацию найма персонала, собеседования, оценки, перемещений, поощрений и увольнения
Б) управление организацией в целом, управление отдельными и функциональными подразделениями
В) управление производственными конфликтами и стрессами
Г) обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников
10. Система управления персоналом предполагает:
А) формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом и т.д.
Б) рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления
В) организацию найма, отбора, приема персонала, профориентацию и адаптацию
Г) организационно-практические подходы к формированию механизма реализации функционирования организации