Использование лечебных и оздоровительных процедур
6.1 Использование рекомендательных и утвержденных методов профилактики заболеваний (витаминизация, фитотерапия, профилактика нарушений осанки, зрения).
6.2 Регулярный анализ и обсуждение на педагогических Советах, данных о состоянии здоровья школьников.
6.3.Организовать работу с документацией (внесение данных углубленного диспансерного обследования учащихся в медицинские карты, листы здоровья в классных журналах).
6.4 Регулярное проведение анализа результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами и родителями.
6.5 Ведение Паспортов здоровья класса, что позволяет наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры.
6.6 Создание системы, комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами.
6.7 Привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.
7. Деятельность психолого – педагогической службы школы
предполагает:
7.1. Диагностику детей, имеющих трудности в обучении и отклонения в поведении;
7.2. Диагностику адаптации учащихся первых классов к обучению в школе;
7.3. Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими трудности в адаптации;
7.4. Создание психологически комфортного климата в школе;
7.5. Развитие коммуникативных способностей учащихся;
7.6. Развитие социальной, социально – личностной сфер учащихся;
7.7. Реализация принципов гуманизма, индивидуальности, заложенных в образовательной программе школы;
7.8. Создание условий для развития личности;
7.9. Повышение психологической культуры учащихся и их родителей.
Структура комплекса оздоровительных физкультурных мероприятий Оздоровительные физкультурные мероприятия применяемые | |||
в ходе учебного процесса | в ходе внеклассной и внеурочной работы | ||
Физическое воспитание школьников | Вне уроков физкультуры: 1) гимнастика до занятий; 2) подвижные перемены; 3) физкультминутки (энергизаторы): — дыхательная гимнастика; — локальная гимнастика для различных частей тела; — элементы самомассажа; 4) элементы валеологического образования в ходе уроков образовательного цикла. | Проведение 1)Дня Здоровья 3 раза в год, 2) соревнования «Мама, папа, я - Спортивная семья» 3) «Весёлые старты» 4) «Экологический карнавал» | В кружках и секциях: 1) пропаганда занятий физкультурой и спортом |
Подвижная (динамическая) перемена (20 минут).
Подвижные перемены имеют большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся и предполагают проведение подвижных игр на большой перемене. Игры – хороший отдых между уроками, они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Как правило, игры и развлечения несложные. Нужно использовать такие игры, правила которых разрешают детям, не нарушая хода, вступать в игру и выходить из неё.
Физкультминутки, или упражнения – энергизаторы.
Это проведение здоровьесберегающих минуток на уроках общеобразовательного цикла. Учащимся необходимы двигательные минутки на уроке, которые позволят им размять своё тело, передохнуть и расслабиться. Энергизаторы хороши тем, что предполагают активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использование энергизатора восстанавливается энергия класса, внимание снова привлекается к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включённым в работу.
Элементы валеологического образования в ходе уроков
образовательного цикла.
Огромное значение в ходе образовательного процесса имеет валеологическая работа. Успех валеологического образования в школе достигается за счёт системного подхода к решению этой проблемы.
1. На уроках русского языка и литературного чтения учащиеся знакомятся с правилами культуры чтения и письма, формируются и закрепляются гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение книги, тетради и т.д.) В ходе уроков используются стихи, пословицы, рассказы валеологической направленности.
2. На уроках математики решается много задач. Одной из их разновидностей являются задачи с валеологической направленностью. В процессе решения таких задач ученик не только усваивает общий способ выполнения действий, но и обдумывает полученный результат. В конце каждой задачи стоит вопрос, который позволяет осознать ценность здоровья, порождает тревогу за возможность утраты здоровья. Учитель должен помочь преобразовать возникшую энергию опасения в энергию действия. На этом этапе происходит знакомство и обсуждение с учащимися привычки здорового образа жизни. Таким образом, математическая задача формирует у младшего школьника сложное психическое «новообразование» — ответственное отношение к здоровью.
3. На уроках окружающего мира даётся наиболее систематизированное представление о валеологических знаниях, дети знакомятся с элементарными анатомо-физиологическими сведениями при изучении темы «Организм человека и охрана его здоровья».
Практические задания:
– измерить температуру воздуха с помощью термометра в классной комнате и соотнести её с нормами;
– правильно организовать свой режим дня;
– выполнять необходимые правила личной гигиены;
– оберегать себя от простудных заболеваний;
– закаляться.
4. На уроках физической культуры учащиеся получают сведения об образовательном значении тех или иных физических упражнений, о двигательном режиме.
5.На уроках трудового обучения учащиеся знакомятся с правилами безопасности на учебных занятиях.