УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ГБОУ СОШ №3 «ОЦ» с. Кинель – Черкассы

Общие положения

УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития.

УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени.

На первой ступени (начальная школа) Портфолио служит для сбора информации о продвижении обучающегося в учебной деятельности, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

Цель и задачи портфолио

1. Цель портфолио - демонстрация и объективная оценка индивидуальных достижений учащегося в разнообразных видах деятельности и его способности практически применить приобретенные знания и умения.

2. Задачи:

- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;

-формировать умение учиться, ставить цели, планировать и организовывать собственную учебно- познавательную деятельность;

- поощрять активность, самостоятельность учащегося в освоении образовательных программ разного уровня и направленности, стимулировать стремление к самообразованию;

- поощрять участие в разнообразных социальных практиках;

- развивать навыки рефлексии и самооценки;

- вовлекать родителей в процесс обучения и учения ребенка, активно сотрудничать со школой;

- способствовать адекватной оценке ребенка родителями.

3. Структура портфолио.
1. Титульный лист

Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
2. Раздел «Мой мир»
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

 "Мое имя"

 "Моя семья"

 "Мой город(село)"

 "Мои друзья"

 "Мои увлечения"

 "Моя школа"

 "Школьные предметы".

3.Раздел «Моя учёба»
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
4. Раздел «Моя общественная работа»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям).

5. Раздел «Моё творчество»
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи.

6. Раздел «Мои впечатления»
7. Раздел «Мои достижения»
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости.
8. Раздел «Отзывы и пожелания»
Раздел отзывов содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим. Раздел может включать в себя:

· перечень представленных отзывов и рекомендаций;

· заключение о качестве выполненной работы;

· рецензии;

· резюме с оценкой собственных достижений;

· рекомендательные письма;

· эссе обучающегося, посвященное выбору направления дальнейшего обучения;

· благодарственные письма из различных органов и организаций.

9. Раздел «Работы, которыми я горжусь»
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить.
10. Страницы раздела «Коллектор»

  • Правила поведения в школе
  • Законы жизни класса
  • Примерный список литературы для самостоятельного и семейного чтения.
  • План – памятка Решения задачи
  • Памятка «КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
  • Памятка «РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
  • Памятка, как поступать в стрессовых ситуациях (пожар, опасность и пр.)
  • Памятка: Правила общения

Раздел «Рабочие материалы»

На каждый предмет имеется свой «файл», в него вкладываются диагностические работы.

12. Раздел «Содержание»
13. Раздел «Оценка результатов портфолио»

٧ В конце учебного года проводится презентация портфолио.

٧ Показателем прогресса в работе над портфолио считать глубокий и осмысленный самоанализ и рефлексию собственной деятельности, самооценку портфолио.

٧ В начальной школе такая форма оценивания детей, как портфолио, должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а «инструментом», с помощью которого формируется у младших школьников контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации.

٧ Портфолио способствует повышению самооценки учащегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении Портфолио ученика

1. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя – предметники, педагоги дополнительного образования, администрация школы.

2. При использовании технологии Портфолио в образовательном процессе ОУ функциональные обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:

- Обучающийся:

· ведет работу по формированию и заполнению Портфолио;

· организовывает его презентацию.

- Директор ОУ:

· разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение Портфолио;

· распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;

· создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;

· осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в практике работы ОУ.

- Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе:

· организует работу по реализации в практике работы школы технологии Портфолио как метода оценивания индивидуальных достижений обучающихся;

· осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии Портфолио в образовательном процессе ОУ.

- Классный руководитель:

· оказывает помощь обучающимся в процессе формирования Портфолио;

· проводит информационную, консультативную, диагностическую работу по формированию портфолио с учащимися и их родителями;

· осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения Портфолио;

· осуществляет контроль за пополнением обучающимися Портфолио;

· обеспечивает учащихся необходимыми формами, бланками, рекомендациями, оформляет итоговые документы, табель успеваемости;

· организует воспитательную работу с обучающимися, направленную на личностное и профессиональное самоопределение учащихся.

- Учитель – предметник, педагоги дополнительного образования:

· проводят информационную работу с обучающимися и их родителями по формированию портфолио;

· предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов портфолио;

· организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области, изучение обучающимися элективных и факультативных курсов;

· разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету или образовательной области;

· проводят экспертизу представленных работ по предмету;

· пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

Оформление Портфолио

5.1. Портфолио обучающийся оформляет в папке с файлами. Обучающийся имеет право включать в Портфолио дополнительные разделы, материалы, элементы оформления и т.п.

5.2. При оформлении должны соблюдаться следующие требования:

· систематичность и регулярность ведения Портфолио;

· достоверность сведений, представленных в Портфолио;

· аккуратность и эстетичность оформления;

· разборчивость при ведении записей;

· целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

· наглядность;

· наличие оглавления, эпиграфа.

5.3. Индивидуальные достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в Портфолио в течение года.

5.4. В конце учебного года производится анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки личных достижений обучающегося в образовательной деятельности.

5.5. Анализ Портфолио и исчисление итоговой оценки производится классным руководителем того класса, в котором учится обучающийся.

5.6. По итогам исчисления итоговой оценки Портфолио обучающегося заполняется карта оценки Портфолио, которая подписывается классным руководителем.

5.7. По результатам оценки Портфолио учащихся ОУ производится годовой образовательный рейтинг, выявляются обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов в классе (параллели).

5.8. Обучающиеся, набравшие наибольшее количество баллов по Портфолио в классе (параллели), награждаются грамотами.

5.9. В конце периода обучения (начальная школа) заполняется сводная итоговая ведомость Портфолио, которая заверяется подписью директора ОУ, печатью и выдается выпускнику начальной школы. Исправления в сводной итоговой ведомости Портфолио не допускаются.

5.10. Хранятся Портфолио учащихся в классных кабинетах.

Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Наши рекомендации