Iv. упражнения по логике речи.

У п р а ж н е н и е 1.

Разберитесь в грамматико-смысловой связи слов в предла­гаемых ниже текстах. Разбейте фразы на речевые такты. Пом­ните о слитном, но не смазанном дикционном произнесении слов, входящих в один такт, организуйте ваше дыхание при произне­сении фраз доборами в зависимости от количества тактов и слов в них.

Корчагин раздавал работу вновь прибывшим.

***

Бегут пограничные столбы по снежным полям, пробираясь сквозь лесные просеки, сбегают в яры, выползают наверх, мая­чат на холмах и, добравшись до реки, всматриваются с высо­кого берега в занесенные снегом равнины чужого края.

Н. Островский

По крайнему у степи проулку январским вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог верховой.

М. Шолохов

Меня ссадили с поезда за проезд без пропуска и документов.

А. Гайдар

Взгляд генерала упал на подводу впереди, и вдруг он узнал среди людей на подводе ту одинокую девушку на шоссе, над ко­торой неслись немецкие пикировщики.

А. Фадеев

Тут соловей являть свое искусство стал.

И. Крылов

Вчера доктор и наш Андрей были в клубе и опять проигра­лись.

***

А я всю жизнь болтался по квартирам с двумя стульями, с одним диваном и печами, которые всегда дымят.

А. Чехов

Необыкновенная пестрота лиц привела его в совершенное замешательство.

Н. Гоголь

У п р а ж н е н и е 2.

Прочитайте данные ниже тексты в следующих вариантах интонационно-смыслового звучания:

а) как окончательный вывод из событийного рассказа на определенную тему (интонация точки);

б) как сообщение, требующее развития мысли. Используйте в составляемых вами новых сложных фразах союзы: а, но, да, потому что, так как, если, хотя, так что (интонация запятой);

в) как утверждающее доказательство определенными фак­тами (интонация двоеточия).

Например: Береги честь смолоду.

В первом варианте звучания, если это является концовкой рассказа, голос, поднявшись после первого такта на слове «честь», на втором такте будет спадать к ударной гласной слова «смолоду».

Выполняя вариант «б», попробуем продолжать эту мысль некоторым развитием ее: теперь второй такт «смолоду» будет выше первого; голос на ударной гласной слова «смолоду» де­лает загиб кверху и «точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения фразы»[25]: «Береги честь смолоду, а платье снову».

Для выполнения варианта «в» поставим задачу раскрыть свое утверждение более основательно и подробно, тогда после второго такта прозвучит интонация двоеточия, заставляющая ждать разъяснения.

Упражняясь на следующих текстах, следите за передачей звучания точки, запятой, двоеточия:

Одна пчела немного меду натаскивает.

Пуганая ворона куста боится.

Смелости учись у разведчика.

Дорога ложка к обеду.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

И кости по родине плачут.

От одного слова — да навек ссора.

Живое слово дороже мертвой буквы.

В чужой беседе всяк ума купит.

Один в поле не воин.

Цыплят по осени считают.

Счет дружбе не помеха.

Без труда нет добра.

Сладкий язык и змею из норы вытащит.

Иная похвала хуже брани.

У п р а ж н е н и е 3.

Разберитесь в смысле предлагаемых фраз, определите логи­ческие паузы и ударения, научитесь читать так, чтобы в зву­чащей речи точно передавались знаки препинания. Определите сами, только ли изменениями голосовых ходов или и останов­ками вы будете отделять речевые такты в ходе развития мысли. В текстах с неуказанными знаками препинания следите за точ­ным выражением мысли.

Тексты.

Кроме действительно крепкого запаха сошедших, как сквозь землю провалившихся грибов, в лесу держался запах прелой травы, или, лучше сказать, прелого сена, который мог бы быть и неприятен, если бы, например, разворошить перед носом сгнившую копну, но теперь он держался в лесном воздухе та­кой легкой, такой тонкой примесью, что вдыхаешь его жадно и все никак не надышишься.

***

Погода установилась такая, что к вечеру опускался на траву легкий морозец, и в небе, подсвеченном ясной и чистой луной и оттого полупрозрачном, полупрозрачно и золотисто мерцали звезды. Охладевший воздух, казалось, нужно было раз­ливать по бутылкам, чтобы возить в город и чтобы там, хотя бы в таких дозах, все же принимали его городские люди.

***

Я люблю глядеть на свое село и обычным взглядом, и внут­ренним, как люблю глядеть на бесконечно маленькую округлую каплю хрустальной влаги, собравшуюся в зеленой ладошке листа посреди бесконечно огромного цветущего луга, на малень­кие солнца, отразившиеся в этой капле, на маленькие окрест­ные предметы, на маленького самого себя, отразившегося в ней же.

Вл. Солоухин

***

Не одна картина человеческой радости и позора, не одно счастье и не одна злоба прошли в это утро перед глазами Ти­мофея, но все дурное отставало, как отстает черная грязь от белого лебедя, а взволнованная ласка западала в сердце. Глу­боко запомнились и пожатия шершавых рук, всю жизнь тоско­вавших по земле, и влага в глазах, и поцелуи тех, кто получал землю.

***

До позднего вечера не расходились новобуговцы с полей: одни еще получали землю, другие вешками обозначали межи, а третьи запрягали коней и пахали под зябь свои наделы. Ху­денькие бедняцкие клячонки из кожи вон лезли, таща плохо налаженные плуги, и никого не удивляло, что у одного плуга были стертые на нет пятки, а у другого вместо лемеха торчал широкий австрийский штык — кромсал белое тело на войне, кромсай теперь черную землю.

М. Стельмах

***

Впереди лодки, далеко на горизонте, из черной воды моря поднялся огромный огненно-голубой меч, поднялся, рассек тьму ночи, скользнул своим острием по тучам в небе и лег на грудь моря широкой голубой полосой.

М. Горький

***

На бюро, выложенном перламутною мозаикой, которая мес­тами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие же­лобки, наполненные клеем, лежало множество всякой всячины.

Н. Гоголь

У п р а ж н е н и е 4.

Сделайте в предлагаемых фразах возможные перемещения логических пауз, определите, как это меняет мысль и видения[26].

У быка бела губа была тупа.

1-й вариант: У быка бела /губа была тупа.

2-й вариант: У быка /бела губа/ была тупа.

В первом варианте — белый бык; во втором — белая губа.

Фразы.

Позвали жену смотреть.

Л. Толстой

Входят толстяк доктор и тонкий Обтесов.

А. Чехов

Гость, хлебая щи со свининой, в присутствии женщин вел разговор о погоде, о сослуживцах.

***

Всадник жадно хватанул ноздрями морозный воздух, не спеша снял перчатку, закурил, потом подтянул подпругу, сунул пальцы под потник, и, ощутив горячую, запотевшую кон­скую спину, ловко вскинул в седло свое большое тело.

М. Шолохов

У п р а ж н е н и е 5.

Прочитайте следующие тексты, сначала игнорируя подчерк­нутые знаки препинания и следуя отмеченным тактам (просле­дите, к какому искажению смысла это приведет), восстановите стихотворное написание, а затем прочитайте логически верно.

Довольно, стыдно мне /пред гордою полячкой унижаться.

Замечу кстати:_все поэты — любви мечтательной/ друзья.

Он весел был: чрез две недели /назначен был счастливый срок.

Но будь покоен, бард:_ цепями, /своей судьбой/ гордимся мы.

Взгляни, обернись: из-под арки старинной /выходит народ вереницею длинной.

Они гласят /во все концы: «Весна идет, /весна идет!»

Вот парадный подъезд._По торжественным дням одержимый холопским недугом /целый город с каким-то испугом подъез­жает к заветным дверям.

...Семья кругом. Готовит ужин; в чистом поле/ пасутся кони; за шатром/ ручной медведь лежит на воле.

Обряд известный /угощенья: несут на блюдечках/ варенья,/ на столик ставят вощаной/ кувшин с брусничною водой.

Шибанов молчал. Из пронзенной ноги /кровь алым струи­лась потоком.

Встает купец, идет разносчик, на биржу /тянется извозчик.

Все видел, высмотрел;_от удивления, поверишь ли, не станет ни уменья пересказать тебе, ни сил.

И вся, вскочив, /дрожит она.

У п р а ж н е н и е 6.

Перемещайте в данных ниже фразах логические ударения так, чтобы получить все возможные варианты смысла.

Ткач ткет ткани на платки Тане.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Купи кипу пик.

У Тришки на локтях кафтан продрался.

И кости по родине плачут.

Сытый голодного не разумеет.

У слепого глаза на пальцах.

Мартышка к старости слаба глазами стала.

С разбором выбирай друзей.

Без беды друга не узнаешь.

У п р а ж н е н и е 7.

Определите логическое ударение в текстах-загадках и пере­дайте их в звучащей речи изменением голосовой мелодии по высоте. Загадайте свои загадки, выразительно выделяя ударе­ниями признаки загадываемого предмета.

В огороде нога стоит,

На ноге голова висит;

Куда повернет солнце,

Туда голова с поклонцем.

(Подсолнечник)

Между двух светил

Я в средине один.

(Нос)

Стоит попадья

Тремя поясами подпоясана.

(Кадка)

Бел как снег,

В чести у всех,

В рот попал —

Там и пропал.

(Сахар)

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю гуляла,

Бусы растеряла,

Месяц видел — не сказал,

Солнышко взошло,

Все подобрало.

(Роса)

Черный Ивашка

Деревянная рубашка,

Где носом ведет —

Там заметку кладет.

(Карандаш)

В полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Я — одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

(Иголка с ниткой)

У п р а ж н е н и е 8.

Прочитайте слитно и внятно многословные понятия, выделяя только последнее слово.

Введите их в свою связную речь так, чтобы они были в на­чале, середине, конце фразы и в разных падежах.

Примеры: Постоянная Всесоюзная строительная выставка открывается 24 января в Парке культуры и от­дыха имени Горького.

Я встретил товарища Иванова на постоянной Всесоюзной строительной выставке.

Подготовка к постоянной Всесоюзной строи­тельной выставке начнется теперь же.

Тексты.

Диспетчерские курсы по вызову грузовых такси...

Институт геологии и разработки горючих ископаемых Ака­демии наук СССР.

Московский Государственный академический ордена Ленина Малый театр...

Послание участников Всемирного форума молодежи...

У п р а ж н е н и е 9.

Найдите в данных ниже текстах многословные понятия и прочитайте эти тексты соответственно известным вам прави­лам:

В избирательных округах столицы продолжается выдвиже­ние кандидатов в депутаты Верховного Совета РСФСР.

***

...Я был записан в Семеновский полк сержантом по милости майора-гвардии князя Б., близкого нашего родственника.

***

Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей слу­жил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17... году. С тех пор он жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина.

***

Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров.

А. Пушкин

Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из край­них улиц губернского города О. сидели две женщины: одна лет пятидесяти, другая же старушка семидесяти лет. Первую из них звали Марией Дмитриевной Калитиной.

И. Тургенев

У п р а ж н е н и е 10.

Противопоставьте друг другу единицы счета, произнося пер­вое число более высоким тоном по отношению ко второму, а за­тем наоборот. Противопоставьте также несколько единиц счета друг другу, как большие речевые такты.

Не три, а шесть; не десять, а пять; не двадцать, а сто; не два, три, четыре, пять, шесть, семь, а восемь, девять.

У п р а ж н е н и е 11.

Найдите в данных ниже текстах противопоставляемые слова и произнесите их подобно тому, как произносили противопо­ставляемые единицы счета:

У осы не усы, не усища, а усики.

Мал золотник, да дорог.

Не верь гречихе в цвету, а верь в закрому.

Рыбка мелка, да уха сладка.

На вид-то он хорош, да зелен.

Борода — честь, а усы и у кота есть.

Не только первый пух ланит.

Да русы кудри молодые,

Порой и старца строгий вид,

Рубцы чела, власы седые,

В воображенье красоты

Влагают страстные мечты.

А. Пушкин

Припомни все: смотри что ты теперь:

Ты не жена — несчастная вдова;

Не радостная — плачущая мать,

Не милуешь — о милостях ты молишь.

Ты презирала — презираю я,

Тебя боялись все — ты всех боишься.

В. Шекспир

Бывают странны сны, а наяву страшнее;

Искала ты себе травы,

На друга набрела скорее...

А. Грибоедов

У п р а ж н е н и е 12.

Дополните данные ниже фразы определениями, выражен­ными родительным падежом существительного, и прочитайте их так, как этого требует правило родительного падежа. Опре­деления можно вставлять перед определяемым существитель­ным и после него. Помните, что при инверсии правило остается в силе (определяемые существительные подчеркнуты).

1. Шел дождь, по стеклам лились потоки...

2. Вдруг донеслись до меня звуки...

3. Внезапно раздавался сонливый свисток...

4. Необыкновенная пестрота... привела его в совершенное замешательство.

5. У Варвары Павловны была привычка во время разговора касаться рукава...

6. На станции зажигаются огни; ярче и выше всех зеленова­тый огонь...

7. Плескались шаловливые струи на стрежне, звенела зыбь, ударяя в борта... а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев...

Я взял руку... и поцеловал ее, орошая слезами.

У п р а ж н е н и е 13.

Разберитесь в данных текстах, особенно обратите внимание на случаи инверсий в правиле родительного падежа, и прочи­тайте их, как этого требуют логические паузы и ударения.

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

А. Пушкин

В прохладе меж двумя холмами

Таился монастырь святой.

Чинар и тополей рядами

Он окружен был — и порой,

Когда ложилась ночь в ущелье,

Сквозь них мелькала в окнах кельи

Лампада грешницы младой.

М. Лермонтов

У п р а ж н е н и е 14.

Прочитайте текст сначала без стоящих в скобках прила­гательных, а затем включите их в текст, сохраняя и передавая свое конкретное видение образа.

Текст.

За холмом в лесу прижалась (ласковая) осень. С шелестом падали с тополей (сухие) листья. Кусты шиповника стояли будто объятые пламенем, и (красные) ягоды в (редкой) листве их пылали, как (огненные) язычки. (Горький) запах (сопрев­шей дубовой) коры заполнял лес. На (мертвой) траве до полудня лежала роса. Только (деловитое) постукивание дятла нарушало тишину.

М. Шолохов

У п р а ж н е н и е 15.

Разберитесь, какие из определений-прилагательных в пред­ложенных ниже текстах будут ударяемы и какие нет, проверьте это известными вам правилами об ударениях на определениях-прилагательных и прочитайте тексты соответственно этим пра­вилам.

Не страшат тебя громы небесные,

А земные ты держишь в руках,

И несут эти люди безвестные

Неисходное горе в сердцах.

Будь счастливей!

Силу новую

Благородных юных дней

В форму старую, готовую

Необдуманно не лей!

Н. Некрасов

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые.

И щетки тридцати родов

И для ногтей, и для зубов.

А. Пушкин

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно-лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман.

И. Тургенев

У п р а ж н е н и е 16.

Определите, на каком из повторяющихся слов должно быть логическое, более яркое ударение, и объясните почему.

Живее, кони, живее! Крупной рысью вперед!..

Далее, далее!.. Прошли степные места. Глянешь с горы — какой вид!

И. Тургенев

Зимы ждала, ждала природа...

Вперед, вперед, моя исторья!

Лицо нас новое зовет.

А. Пушкин

Отец, отец, оставь угрозы,

Свою Тамару не брани;

Я плачу: видишь эти слезы,

Уже не первые они.

М. Лермонтов

У п р а ж н е н и е 17.

Разберитесь в инверсиях следующих текстов и определите логические паузы.

Больной и ласки и веселье

Татьяну трогают...

И завещал он, умирая,

Чтобы на юг перенесли

Его тоскующие кости,

И смертью — чуждой сей земли

Не успокоенные гости!

И Ленский пешкою ладью

Берет в рассеяньи свою.

А. Пушкин

У п р а ж н е н и е 18.

Разберитесь во взаимосвязи пауз и ударений в данных по­вествовательных фразах и научитесь их логически верно про­износить, не делая лишних ударений. Добивайтесь этого укруп­нением речевых тактов и верной организацией дыхания. С ка­кими из знакомых вам правил о логических ударениях встреча­етесь вы в разбираемых фразах?

Тексты

На дворе старинного польского монастыря была расположена батарея красных. Н. Островский

На Васильевском острове в только что отстроенном доме, по 19-й линии, на пятом этаже, помещалась так называемая «Центральная станция по борьбе с бытом», в квартире инже­нера Ивана Ильича Телегина.

А. Толстой

Второе утро над степью, затуманенной теплой марью, на быстролетных птичьих крыльях неслась запоздалая весна. Когда на опушке бора близ Лебяжьего вдруг объяло курчавые вершины сосен тихим пламенем, все кочующее пернатое цар­ство, охваченное извечной весенней страстью, примолкшее было перед зарей, сговоренно пришло в движение и поднялось, чтобы многоголосо и ликующе встретить солнце:

Везде шла какая-нибудь работа: городские пареньки, ни­когда не державшие в руках плотничьего топора и рубанка, настилали в палатке пол из досок, делали крышу над амба-рушкой, перевезенной из села для кухни; девушки наводили особый девичий уют и порядок в вагончике, отданном в их вла­дение, стирали белье на берегу пруда и помогали Фене Сол­нышко мыть посуду: час назад отшумел бригадный обед.

М. Бубеннов

Упражнения

Наши рекомендации