II. . Закрепление пройденного материала.

Логопед называет двусложные слова с открытыми слогами и просит учеников определить количество слогов и назвать слоги по порядку.

III. Работа с трехсложными словами.

Логопед просит учеников определить количество слогов в слове рыба и спрашивает: кто ловит
рыбу? (Рыбаки.) Какой новый слог появляется в слове рыбаки? (ки.)

Логопед предлагает ученикам хлопками выделить слоги слов машина, береза, лимоны, малина, пижама, газета, назвать слоги по порядку, посчитать количество слогов.

IV.Графическое изображение трехсложных слов. Логопед предлагает ученикам графически изобразить слово малина. Затем обращает внимание учеников, что в этом слове три слога и что в схеме это тоже надо показать.

V. Определение количества слогов в словах.

Логопед называет вперемешку двух- и трехсложные слова. Ученики поднимают соответственно схему двух- или трехсложного слова.

куры, курица, лужа, лужица, мыла, вымыла, водила, возили, мыло

VI. Графический диктант двусложных и трехсложных слов. (Можно использовать слова, данные в п. V.)

VII. Итог занятия.

Логопед. Что вы сегодня учились делать?

Занятие 3

Тема. Та же.

Цель. Дать понятие ученикам о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов.

Ход занятия,

I. Организационный момент. Сядут ученики, которые назовут слово, состоящее из двух слогов.

II. Деление слов на слоги и выделение голосом гласных:

а) из двусложных слов. Логопед произносит слово горы по слогам, выделяя голосом гласные:

«Го- какой вы слышите гласный в этом слоге? (о), ры- (ы). Сколько слогов в слове горы? (Два.) Сколько гласных звуков в этом слове? (Два.) Назовите еще раз гласные в слове горы (о, ы)».

Аналогично разбираются еще два-три слова. Логопед обращает внимание учеников на то, что в словах количество гласных соответствует количеству слогов;

б) из односложных слов. Логопед произносит слово дом. Ученики выделяют голосом гласную и определяют количество слогов. Затем логопед спрашивает учеников, как они догадались, что в слове одинслог;

в) из трехсложных слов. Логопед произносит слово малина. Ученики считают слоги, выделяют голосом гласные из каждого слога,определяют количество гласных.

Логопед. Что вам помогло определить количество слогов в слове? (Количество гласных.)

Затем логопед вместе с учениками делает вывод: «Количество слогов в словах зависит от количества гласных, а количество гласных должно соответствовать количеству слогов в слове».

III. Итог занятия.

Логопед. Что вы сегодня учились делать на занятии? О чем надо помнить при делении слов на слоги?

Тренировочные упражнения

Выделите гласные из слов. Определите количество Слогов в слове. (Каждый раз логопед требует доказательства, почему в слове один, два, три слога. Логопед произносит слово так, как оно пишется.)

а) из односложных слов: сом, сам, мыл, лук, мир, мяч, зал, жар, куст, стал, мост, брат, друг, стул, клин, кнут, штык;

б) из двусложных слов: мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыбка, душно, пышно, пышка, рожки, крыло;

в) из трехсложных слов: машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, лебеди, гусята, бумага, сапоги, берега.

Занятие4

Тема. Та же.

Цель. Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов.

Оборудование. Предметные картинки, схемы слов.

X о д з а н я т и я.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет слово, состоящее из трех слогов.

II. Закрепление материала предыдущего занятия.

Логопед выставляет на доску три картинки, изображающие шар, вазу, лимоны.

Задание 1.Скажите, что изображено на картинках. Выделите голосом гласные звуки. Подсчитайте, сколько в слове слогов. Произнесите слово по слогам.

Задание2. Изобразите, слова графически. Надпишите над каждым слогом соответствующую гласную.

ноты, мак, рыбаки

Ы   а И
     
О   Ы
   

__а___

Логопед может использовать слова, данные выше в «Тренировочных упражнениях».

Задание 3.Назовите картинку, дайте графическое изображение слова, надпишите гласную над соответствующим слогом.

Приблизительный перечень картинок: кот, муха, кубики, дуб, рыба, бумага, рак, рука, рубашка и т. д.

Проверка выполненной работы.

Итог занятия.

Логопед. Что вы сегодня делали на занятии?

Занятие5

Тема. Та же.

Цель. Учить детей определять порядок слогов в слове. Оборудование. Предметные картинки, слоги из разрезной азбуки.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Сядет тот ученик, который назовет слово, состоящее из двух слогов, и правильно выделит гласные звуки.

Наши рекомендации