Практическое занятие №19. Эксплуатация судовых систем

Цель занятия:

- изучить виды, назначение и принцип действия судовых систем;

- изучить правила эксплуатации судовых систем.

Формируемые общие и профессиональные компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5.

Используемые источники: [1; 4, с. 187-240; 10], интернет

Теоретическая часть:

Для обеспечения нормальной и безопасной работы судна, а также для создания соответствующих условий пребывания на нем людей служат судовые системы. Под судовой системой понимается сеть трубопроводов с механизмами, аппаратами и приборами, выполняющая на судне определенные функции. Некоторые суда, как, например, танкеры, ледоколы и др., в связи со специфическими условиями эксплуатации оборудуют специальными системами. В состав судовых систем входят: трубопроводы, состоящие из соединенных между собой отдельных труб и арматуры (задвижек, клапанов, кранов), механизмы (насосы, вентиляторы, компрессоры),

Кроме систем общесудового назначения, на судне имеются системы, которые обслуживают судовую энергетическую установку. Судовые системы классифицируют или по роду среды, перемещаемой по трубопроводам, или по назначению и характеру выполняемых ими функций. В зависимости от рода транспортируемой среды системы разделяют на водопроводы, паропроводы, воздухопроводы, рассолопроводы, газопроводы и нефтепроводы. По назначению и характеру выполняемых функций судовые системы разделяют на группы: трюмные, противопожарные, санитарные, система искусственного микроклимата, специальные (для нефтеналивных судов) системы.

Системы: трюмные (осушительная, балластная, водоотливная); Противопожарные (пожарной сигнализации, водяная противопожарная, паротушения, пенотушения, газотушения, жидкостного туш-я); Санитарные (водоснабжения, сточная и фановая, шпигаты); искусственного микроклимата (вентиляция, отопление, кондиционирование воздуха, охлаждение); Специальные (грузовая, зачистная, подогрева, газоотводная).

Все трубопроводы судовых систем должны быть отмаркированы согласно наставлению по борьбе за живучесть (НБЖС). Схемы основных систем и трубопроводов должны быть вывешены на судне в рамках под стеклом в одном из коридоров служебных помещений на видном и освещенном месте) Командный состав судна, несущий ответственность за техническое использование и техническое обслуживание соответствующих систем, обязан проверять знания у подчиненных им лед судового экипажа. Члены судового экипажа, в ведении которых находятся системы, обязаны изучить их на месте, а также изучить соответствующие чертежи и инструкции по обслуживанию, относящиеся к этим системам.

Не допускается эксплуатация систем при наличии сле­дующих дефектов: свищей и разрывов трубопроводов; неплотностей в соединениях трубопроводов (течь или под­сос воздуха); коррозионных повреждений стальных трубопроводов, пре­вышающих допускаемые; неисправностей в креплениях трубопроводов (выпавшие болты, ослабевшие скобы значительного провисания пластмассовых труб (стрелка прогиба не должна быть больше диаметра трубы); неисправностей ограждений и кожухов труб; неплотности закрытия клапанов, клапанных коробок, за­движек, пробок и другой аппаратуры; отсутствие ручек и четких рисок направления прохода про­бковой арматуры; отсутствие на арматуре отличительных планок с четкими надписями на них; отсутствие отличительных полос на трубопроводах (в соот­ветствии с НБЖС); нарушения изоляции;отсуствие претокторов в предусмотренных местах.

При обнаружении свища или разрыва в трубопроводах необходимо устранить пропуски транспортируемой среды. Та­кие способы как постановка хомута, заглушки, цементного ящика должны рассматриваться только как кратковременная мера при невозможности применить более надежные способы. После заварки трубы или замены новым участком следует вос­становить нарушенное защитное покрытие, используя для этой цели полимерные или другие материалы.

Все трубопроводы и воздуховоды, кроме стальных оцинкованных, пластмассовых, изготовленных из цветных ме­таллов, а также изолированных, надо периодически очищать от ржавчины и старой непрочно держащейся краски и заново окрашивать. При этом на всех трубопроводах нужно восстана­вливать отличительные полосы и обозначения. Дефекты изоля­ции и окраски отдельных участков труб следует устранять по мере их обнаружения.

После грузовых операций или штормовой погоды все палубные трубопроводы следует осмотреть; поврежденные тру­бопроводы или изоляцию, а также их крепления необходимо исправить. Необходимо регулярно проверять крепление трубопроводов, клапанов и их приводов к набору корпуса, переборкам, фальшборту и палубам.

Штоки клапанов и задвижек, пробки и прочие движущиеся детали арматуры трубопроводов и воздуховодов, приводов управления арматурой должны быть всегда расхожены., Набивка сальников всегда должна обеспечивать возможность! поджатая и не давать пропусков. При заедании штоков или пробок их надо при первой возможности вскрывать, расходить и, если это необходимо, отремонтировать или заменить.

У клапанов, клинкетов, прочей арматуры и у их ди­станционных приводов, неправильным маневрированием которых можно вызвать аварийное состояние судна, порчу груза или) порчу и потерю судовых запасов, всегда должны быть вывешены] таблички, запрещающие их открытие. Категорически запрещается держать постоянно открытыми закрытия мерительных стекол подвесных емкостей топлива и масла.

При низких температурах необходимо принять меры по предотвращению замерзания трубопроводов и арматуры. При прекращении работы палубных механизмов, а также пожарной системы необходимо продуть трубопроводы и спустить воду или! конденсат.

Кингстоны, забортные клапаны и забортные захлопки сточной и фановой систем должны быть постоянно под наблюдением и при необходимости их надо продувать и прогревать, Разборка труб при необходимости производится судовой командой под руководством второго, третьего, четвертого механика или механика по системам.

При низких температурах не допускается запрессовка водяных цистерн, в том числе и балластных, из-за опасности образования ледяных "пробок". Заполнение цистерн допускается не более чем на 95% ее емкости. Воздушные трубы танков и цистерн должны обеспечивать свободный выход воздуха при заполнении последних.

Кожухи, защищающие судовые трубопроводы, долж­ны быть исправны и надежно укреплены на своих местах. При обнаружении повреждений кожуха следует проверить состояние трубопровода и устранить повреждения.

Все системы должны подвергаться систематическим осмотрам и проверкам. Ме­ханики, в заведование которых входят судовые системы, не реже одного раза в год, производят выборочный контроль остаточных толщин стенок труб с использованием приборов неразру­шающего контроля.

Порядок выполнения работы

1. Законспектировать теоретический материал

2. Разъяснить требования к судовым системам.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каково общее назначение судовых систем?

2. Какие виды противопожарных систем Вам известны?

3. Перечислите известные Вам судовые системы.

4. Какие системы обеспечивают работу судовой энергетической установки?

5. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при низких температурах?

Наши рекомендации