Практическое занятие №6. Анализ режимов работы и характерных неисправностей системы охлаждения и пуска ДВС

Цель занятия:

Проанализировать характерные неисправности системы охлаждения судового дизеля, определить их причины и способы устранения.

Использованные источники: [4, с. 77-79, с. 81-85, 108-111; 9, с. 126-128], интернет.

Формируемые общие и профессиональные компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5.

Теоретическая часть:

От правильной эксплуатации системы охлаждения судового дизеля зависит его экономичность, надежность и долговечность, а также безопасность машинной команды. В связи с этим, необходимо научиться своевременно определять причины характерных неисправностей в работе системы охлаждения судового дизеля. Для правильного выполнения данного задания необходимо повторить основные знания по системе охлаждения судового дизеля.

От правильной эксплуатации системы сжатого воздуха судового дизеля зависит его экономичность, надежность и долговечность, а также безопасность машинной команды. В связи с этим, необходимо научиться своевременно определять причины характерных неисправностей в работе системы сжатого воздуха судового дизеля. Для правильного выполнения данного задания необходимо повторить основные знания по системе охлаждения судового дизеля.

Содержание и порядок выполнения работы:

1. Изучить теоретическую часть к работе.

2. Для всех неисправностей, указанных в 1-м столбце таблиц №3 и №4 выбрать соответствующие причины и способы их устранения. Оформление осуществляется в аналогичной табличной форме.

3. Ответить на контрольные вопросы.

Таблица №3

Неисправности системы охлаждения

Неисправность Причина Способ устранения
1. Циркуляционный насос охлаждающей забортной воды не создает требуемого давления. 2. Давление в системе охлаждающей пресной воды упало ниже допустимого. 3. Температура охлаждения пресной воды на входе в дизель выше нормальной. 4. Температура воды (масла), выходящей из дизеля или отдельных цилиндров или поршней, выше нормальной. 5. Температура воды (масла), выходящей из поршней отдельных цилиндров, резко понизилась. 1. Решетка кингстона или приемный фильтр забортной воды засорились. 2. Прикрыт всасывающий клапан циркуляционного насоса. 3. Воздух в системе охлаждения. 4. Водоохладители загрязнены со стороны пресной или забортной воды. 5. Увеличено открытие байпасного клапана водоохладителя, неисправен терморегулятор. 6. Дизель (цилиндр) перегружен. 7. Открыт не полностью клапан на входе воды (масла) к цилиндрам (поршням). 8. Нарушились условия охлаждения поршней (трещина в направляющей вставке головки поршня или в подводящей трубе). 9. Подсос воздуха циркуляционном насосом. 10. Неисправности в циркуляционном насосе и клапанов. 11. Утечка воды через неплотности трубопроводов. 12. Количество охлаждающей забортной воды, поступающей на водоохладитель, недостаточно. 13. Количество воды (масла), выходящей из поршней, уменьшилось из-за снижения давления в системе охлаждения, засорены каналы в головках поршней.     1. Снизить нагрузку (обороты). дизеля. При первой же возможности остановить дизель, устранить дефекты. 2. Открыть клапан полностью клапан на входе воды (масла) к цилиндрам (поршням). 3. Продуть кингстон паром или сжатым воздухом. 4. Открыть всасывающий клапан циркуляционного насоса. 5. Устранить неисправности насоса и клапанов. 6. Опрессовать систему, замеченные неплотности устранить. 7. Опрессовать систему, замеченные пропуски устранить, воздух из системы выпустить. 8. Устранить пропуски на всасывающей магистрали насоса. 9. Уменьшить нагрузку на дизель, довести давление в системе до нормального, выключить подачу топлива на цилиндр. Почистить каналы в головках поршней. 10. Уменьшить нагрузку дизеля (цилиндра). 11. Увеличить подачу воды на водоохладитель. 12. Уменьшить нагрузку дизеля. При первой же возможности остановить дизель и почистить охладители. 13. Уменьшить открытие байпасного клапана на водоохладителе или заменить неисправный терморегулятор.


Таблица №4

Неисправности системы сжатого воздуха

Неисправность Причина Способ устранения
1. Давление наддувочного воздуха ниже нормального при неизменной мощности и частоте вращения. 2. Температура выпускных газов превышает нормальную при неизменной мощности и частоте вращения дизеля. 3. Температура наддувочного воздуха после воздухоохладителя выше нормальной. 4. Масло турбокомпрессора потемнело вследствие попадания в него выпускных газов. 5. Масло турбокомпрессора приобрело темно - серый цвет вследствие попадания в него воды. 6. Шум и вибрация турбокомпрессора. Немедленно снизить нагрузку дизеля. 7. Давление продувочного воздуха после воздушных насосов объемного типа (поршневых, ротационных) ниже нормального.   1. Загрязнены приемные воздушные фильтры турбокомпрессоров (продувочного насоса). 2. Повреждены лопатки рабочего колеса и соплового аппарата турбины. 3. Падение давления наддувочного воздуха. 4. Воздухоохладители загрязнены. 5. Каналы и трубы для подвода воздуха к уплотнениям турбины и отвода воздуха от них загрязнены. 6. Трещины, свищи в корпусе турбины. 7. Пропуск воды маслоохладителем. 8. Пропуск воды маслоохладителем (неравномерное загрязнение, повреждение лопаток турбины или компрессора, искривление вала ротора). 9. Повреждены или имеют зазор больше нормального подшипники турбокомпрессора. 10. Неправильно собраны подшипники (перекос и т.д.). 11. Всасывающие пластинчатые клапаны или золотники загрязнились, неправильно установлены, поломались. 12. Увеличена высота вредного пространства в поршневом насосе. 13. Загрязнены проточные части компрессора и турбины. 14. Турбокомпрессор загрязнен. 15. Повреждено лабиринтное уплотнение со стороны турбины или зазоры в нем превышают допустимые. 16. Помпаж компрессора. 17. Значительные пропуски воздуха через поршневые кольца. 18. Приемные фильтры (сетки) насосов засорены. 19. В воздухоохладители поступает недостаточное количество воды. 20. Загрязнены воздухоохладители.   1. Заменить поломанные и изношенные поршневые кольца. 2. Очистить фильтры (сетки) насосов. 3. Очистить и отремонтировать лопатки или заменить ротор. 4. Отремонтировать или заменить корпус. 5. Очистить каналы и трубы для подвода воздуха к уплотнениям турбины и отвода воздуха от них. 6. Заменить лабиринтное уплотнение со стороны турбины. 7. Очистить фильтры турбокомпрессора. 8. Очистить проточные части турбины и компрессора. 9. Очистить турбокомпрессор. 10. Увеличить поток воды. 11. Очистить воздухоохладители. 12. Снизить обороты дизеля до прекращения помпажа. Ввести в работу цилиндр, если помпаж вызван его отключением. 13. Клапаны, золотники очистить, правильно установить, дефектные детали заменить. 14. Отрегулировать высоту вредного пространства в поршневом насосе. 15. Устранить дефекты установки подшипников. 16. Заменить подшипники. 17. Устранить пропуск воды маслоохладителем. 18. Заменить ротор и сопловой аппарат. 19. Очистить воздухоохладители  

Содержание отчета:

Номер и тема практического занятия

Цель занятия

Отчет о выполнении работы

Список использованной литературы и других источников

Выводы

Даты выполнения и подписи курсанта и преподавателя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие виды системы охлаждения судового дизеля Вам известны?

2. Как можно дополнительно использовать тепло воды, выходящей из судового дизеля?

3. Как влияет техническое состояние водоохладителя на работу системы охлаждения?

4. Каковы причины падения давления в системе охлаждающей пресной воды?

5. Почему на современных судах не применяется система охлаждения судового дизеля забортной водой?

6. Каково назначение системы сжатого воздуха судового дизеля?

7. Каковы основные требования Регистра Морского Судоходства к системам сжатого воздуха судового дизеля?

8. Как осуществляется реверс судового дизеля?

9. Каковы причины падения давления наддувочного воздуха?

10. Каковы причины повышения температуры наддувочного воздуха?

Практическое занятие №7. Подготовка к пуску, пуск и остановка судового дизеля

Цель занятия:

Приобретение начальных практических навыков в операциях, связанных с подготовкой к пуску, пуском и остановкой ДВС.

Формируемые общие и профессиональные компетенции: ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 9, ОК 10, ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5.

Используемые источники: [4, с. 88-95; 8, с. 7-33]

Теоретическая часть:

Подготовка к пуску включает в себя следующие операции: наружный осмотр, подготовка систем: топливной, смазки, охлаждения, пусковой.

Запуск производится только после получения команды с мостика, в последовательности, изложенной в инструкции завода-изготовителя. Пробный запуск производится с открытыми индикаторными кранами, с целью выяснения наличия воды в цилиндрах (неисправность при которой запрещен запуск). После пробного приступают к непосредственно запуску. Двигатель должен работать на холостом ходу в течение времени, необходимого для достижения нормального теплового состояния. Двигатель считается прогретым, если температура воды и масла на выходе остаются постоянными или незначительно отклоняются от среднего значения.

Обслуживание во время работы включает в себя наблюдение за ДВС и обслуживающими его механизмами и системами по следующим параметрам: частота вращения, давление и температура масла и охлаждающей воды, температура и цвет отработавших газов.

Остановка ДВС. Ступенчатое снижение нагрузки. Операции по уходу за неработающим ДВС. Консервация дизелей.

Порядок выполнения работы:

1. Тщательно изучить правила технической эксплуатации в части касающейся операций по подготовке к пуску, пуску и остановке судового дизеля.

2. Подготовить краткий план, последовательной подготовки систем судового дизеля к пуску.

3. Описать операции, производимые при запуске и остановке судового дизеля, а также операции, связанные с уходом за неработающим судовым дизелем.

Содержание отчета:

Номер и тема практического занятия

Цель занятия

Отчет о выполнении работы

Список использованной литературы и других источников

Выводы

Даты выполнения и подписи курсанта и преподавателя.

Вопросы для самоконтроля:

1. Для чего производится пробный запуск?

2. Что такое пусковое положение?

3. Что такое консервация ДВС?

4. Что такое разнос двигателя?

5. Какие операции необходимо выполнить при подготовке топливной системы дизеля?

Наши рекомендации