Массаж пальцев рук и мимической мускулатуры лица.

• Упражнение «Солнышко проснулось»[21]

Читает логопед Выполняют дети
Ладошка — это солнышко, Поглаживать левую ладонь пальцами правой руки.
А пальчики — лучи. По очереди поглаживать пальцы.
Поет о солнце скворушка, Кричат о нем грачи. Сомкнуть пальцы и соединить их с большим, а затем разомкнуть их. Имитировать открывание и закрывание клюва.
Солнышко милое, Поделись своей силою! Поглаживать правую ладонь пальцами левой руки.
Просыпайтесь, лучики, Согревайтесь, рученьки. Поочередно растирать пальцы от кончиков к основанию.
Пальцы-лучики проснулись, Наклонились, потянулись, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Быстро встал на зарядку, Рассчитались по порядку. Поочередно поглаживать от кончиков к основанию и называть пальцы.
Солнышко проснулось, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Лобика коснулось, Проводить пальчиками обеих рук по лбу.
Лучиками провело И погладило, и погладило. Проводить пальчиками обеих рук от середины лба к верхней части ушей.
Солнышко проснулось, Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их.
Читает логопед Выполняют дети
К щечкам прикоснулось Проводить пальчиками обеих рук по щекам.
Лучиками провело, И погладило, и погладило. Проводить пальчиками обеих рук от носа к средней части ушей.
Солнце личико согрело. Потеплело, потеплело. Наши ручки покачнулись, Наши губки улыбнулись. Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
Потянуться руками вверх, улыбнуться.

• Силовая гимнастика с эспандерами.

Эспандеры должны быть в виде резинового кольца. Эспандер берется в одну руку и сжимается на каждый слог. Сначала гимнастика выполняется левой рукой, затем — правой.

Я в руке кольцо сжимаю —

В руку силу добавляю.

Буду слабых защищать,

Буду младшим помогать.

Работа над просодическими компонентами речи.

Повторение песенок гласных звуков. (Повторить песенки гласных звуков и уточнить, почему эти звуки называются гласными.)

Будь внимателен, смотри,

Песни звуков повтори:

А. А! А? А-а, а-а! А-а?

О. О! О? О-о, о-о! О-о?

У. У! У? У-у, у-у! У-у?

И. И! И? И-и, и-и! И-и?

Э. Э! Э? Э-э, э-э! Э-э?

Ы. Ы! Ы? Ы-ы, ы-ы! Ы-ы?

Работа над слоговой структурой слога.

• Игра «Угадай слово»

Логопед выставляет на доску картинки с изображениями фруктов и говорит, что каждое слово можно поделить на части (слоги) и прохлопать (простучать). Дети тренируются в делении слов на слоги (отхлопывают или отстукивают каждое слово).

Логопед: Гном Маляка загадал вам название фрукта. Угадайте его!

Логопед выставляет на доску пары картинок. Название одной из них отстукивается (отхлопывается), а дети угадывают, какой фрукт был загадан.

Примерный набор картинок: лимон — ананас, яблоко — слива, мандарин — груша, персик — абрикос.

• Игра «Повтори скороговорку»

Проговаривание скороговорки с выделением слогов:

Аб-ри-кос у нас, а-на-нас у вас.

Ритуал прощания. Оценка работы детей.

Занятие 4. Тема: «Прогулка Язычка»

Цели: уточнить знания детей по лексической теме «Домашние животные»; повторить понятия «согласные звуки», «Домик звуков»; совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; работать над просодическими компонентами речи, речевым дыханием.

Оборудование: карточки с артикуляционными упражнениями, грецкие орехи, бельевые прищепки, зубочистки, баночки для мыльных пузырей, картинки с домашними животными (корова, коза, овца, лошадь, кошка, собака, кролик).

Ход занятия

1. Приветствие(см. занятие 1).

2. Объявление темы и цели занятия.

Лексико-грамматические упражнения по теме «Домашние животные».

• Упражнение «Кто как голос подает?»

Логопед подражает голосам домашних животных и задает детям вопросы. Например: Му-у-у-у! Кто так голос подает? (Корова.) Что делает корова? (Мычит.)

Ребенок, правильно ответивший на вопросы первым, получает картинку с изображением коровы, ставит ее на наборное полотно и садится Аналогичная работа проводится и с другими картинками.

Логопед: Как назвать этих животных? (Домашние.) Почему они так называются? (Потому что живут в домиках, которые для них построил человек.)

• Игра «Кто у кого?»

Логопед: Посмотрите на картинки. Вместе с взрослыми животными пришли их малыши. Давайте поможем им найти своих родителей.

• Игра «Чей, чья, чье, чьи?»

Логопед: Посмотрите на картинки. Чьи это малыши (домики)? И т.п.

Пальчиковая гимнастика.

• Упражнение «Пальцы — дружная семья» (см. занятие 1).

• Упражнение «Котята»

Читает логопед Выполняют дети
Во дворе у брата Бегали котята. Испугались щелчка — Разбежались кто куда! Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображают щелчки.

• Упражнение «Кошкина дочка»

Читает логопед Выполняют дети
У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши. Пошевелить пальцами.
Читает логопед Выполняют дети
Мяу! Мяу! Мяу! Ш-ш-ш... Каждая рука попеременно вы- ставляется вперед, пальчики сжаты в кулачок. На звук Ш- Ш-Ш... Пальчики изображают кошачью лапу с выпущенными коготками.

• «Котенок кусака» (выполняется с бельевой прищепкой)

Поочередно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха.

После первого двустишия — смена рук.

Кусается больно котенок-малыш.

Он думает: это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, — скажу тебе: «Кыш!»

Наши рекомендации