Должностная инструкция Утверждаю

учителя-дефектолога____________________________

орган юридического лица

(учредители)

____________________________

«__»__________200__г. лицо, уполномоченное утверждать

№___________________ должностную инструкцию

____________ _______________

(подпись) (фамилия, инициалы)

«____»______________200____г.

I. Общие положения

1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.

2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее высшее дефектологическое образование

__________________________________________________________________

(без предъявления требований к стажу работы;

__________________________________________________________________

стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

__________________________________________________________________

от 5 до 10 лет; от 10 до 20 лет; свыше 20 лет)

3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по представлению __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Учитель-дефектолог должен знать:

— Конституцию Российской Федерации;

— законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования;

— Конвенцию о правах ребенка;

— возрастную и специальную педагогику и психологию;

— анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

— методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;

— нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

— программно-методическую литературу по работе с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;

— новейшие достижения дефектологической науки;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно

__________________________________________________________________

(директору учреждения, иному должностному лицу)

6. На время отсутствия учителя-дефектолога его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

7. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

II. Должностные обязанности

Учитель-дефектолог:

1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).

2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта.

3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников).

4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки.

6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии.

7. Ведет необходимую документацию.

8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ.

9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

10. Реализует образовательные программы.

11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме.

12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка.

13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

14. Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).

16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.

18. _______________________________________________________________

__________________________________________________________________

III. Права

Учитель-дефектолог вправе:

1. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.

2. По вопросам, находящимся вего компетенции, вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.

3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).

5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.

6. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

IV. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.

3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим законодательством РФ.

4. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

С инструкцией ознакомлен: _______________________________

(подпись, ФИО)

«_____»____________200____г.

Примечание автора.В этом документе указаны общие требования, предъявляемые к специалисту дошкольного логопункта, указаны основные обязанности учителя-логопеда и его права. Также в должностной инструкции расписана ответственность логопеда, которую он несет за ненадлежащее исполнение или неисполнение предусмотренных настоящим документом обязанностей.

Должностная инструкция утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения и обязательно дается на подпись специалисту при приеме на работу.

Часть 2. Планирование работы

Эффективность работы логопункта обеспечивается следующими документами:

— годовым планом работы логопеда на логопункте;

— перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»;

— перспективным планом проведения подгрупповых занятий с детьми 5-6 лет с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи»;

— индивидуальным планом коррекционной работы;

— примерным графиком работы логопеда;

— графиком проведения индивидуальных занятий;

— планом подгруппового занятия;

— отчетом о работе, проделанной за учебный год;

— протоколами по приему и выпуску детей.

Планы на следующий учебный год составляются в мае и утверждаются заведующим ДОУ.

1. Годовой план работы логопеда на логопункте

В годовом плане определены три основных направления работы специалиста логопункта: с детьми, воспитателями и родителями детей, проходящих обучение. Отдельным перечнем приведен список мероприятий, проводимых логопедом в течение всего года и не имеющих привязку к конкретным срокам. Приведенный ниже годовой план работы логопункта выполнен в виде таблицы. Однако логопед может оформить его в виде списков по отдельным направлениям работы.

Годовой план работы логопеда на логопункте

№ п/п Название мероприятия Время проведения мероприятия
1 полугодие 2 полугодие
Обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп Сентябрь Апрель
Проведение МППК по зачислению детей на логопункт Сентябрь  
Заполнение индивидуальных речевых карт Сентябрь  
Зачисление на логопункт, подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопункт Сентябрь  
Сдача списков зачисленных на логопункт заведующему детского сада Сентябрь  
Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий Сентябрь Май
Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах Сентябрь  
Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий Сентябрь Январь
Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков (выдача рабочих листов)[5] Октябрь Февраль
Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп Октябрь — январь Февраль — май
Проведение занятий и тренингов с целью профилактики речевых нарушений у детей всех возрастных групп Октябрь — январь Февраль — май
Проведение консультаций для воспитателей всех возрастных групп Октябрь— январь Февраль— май
№ п/п Название мероприятия Время проведения мероприятия
1 полугодие 2 полугодие
Проведение родительских собраний во всех возрастных группах и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп Октябрь — январь Февраль — май  
Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных к школе групп Январь Май
Экспресс-обследование детей младшего возраста   Апрель — май
Составление статистических отчетов о состоянии звукопроизношения детей детского сада Январь Май
Оформление стенда «Доска почета» фотографиями выпускников логопункта   Май
Проведение открытых итоговых занятий для родителей детей старших и подготовительных к школе групп «Праздник правильной речи» и награждение почетной грамотой «Помощник логопеда» наиболее активных воспитателей   Май
Подведение итогов работы за учебный год. Сдача аналитического отчета о проделанной работе заведующей детского сада   Июнь
Сдача отчета о работе за учебный год в комитет образования   Июнь
Подготовка материалов для проведения логопедического обследования   Август
Составление рабочих листов для проведения фронтальных и индивидуально-подгрупповых занятий для детей с диагнозом: дислалия   Август
Составление рабочих листов с домашними заданиями для детей с диагнозом: ФФН   Август

План работы с воспитателями и родителями

Название мероприятия Время проведения мероприятия
Работа с родителями
Проведение консультации для родителей старшей группы на тему: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе» По плану детского сада
Проведение родительского собрания «Роль родителей в процессе коррекции звукопроизношения» По плану детского сада
Проведение родительского собрания в подготовительных группах на тему «Речевая готовность ребенка к школе» По плану детского сада
Проведение родительского собрания в младших группах на тему «Развитие речи детей раннего возраста» По плану детского сада
Проведение консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп В течение всего года, два раза в неделю во второй половине дня
Работа с воспитателями
Проведение консультации для воспитателей старших и подготовительных групп «До школы один год» По плану детского сада
Организация занятий в группах раннего возраста «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» (с использованием массажеров, элементов логоритмики, упражнения для дыхания, пальчиковых игр) Занятие проводится 1 раз в неделю в течение года воспитателем под контролем логопеда
Проведение семинара по проблемам предупреж­дения и коррекции недостатков речи детей для воспитателей, поступивших на работу в течение года По плану детского сада
Проведение консультации для воспитателей на тему: «Игры для развития речи и мышления дошкольников» По плану детского сада
Проведение смотра речевых уголков в средних и старших группах Январь, май

Наши рекомендации