М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.

В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий — логотренинг — на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе.

Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение....................................................................................................................................... 5

Часть 1. Нормативно-правовые документы.......................................................................... 7

1. Об организации работы логопедического пункта

общеобразовательного учреждения................................................................................... 7

2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду,

не имеющем в своей структуре специализированных групп...................................... 15

3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи,

в государственных образовательных учреждениях,

реализующих программы дошкольного образования................................................. 27

4. Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) 31

Часть 2. Планирование работы.............................................................................................. 37

1. Годовой план работы логопеда на логопункте.......................................................... 37

2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми

5—6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»............................................. 42

3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет

с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи».................................. 48

4. Индивидуальный план коррекционной работы......................................................... 60

5. Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени............ 61

6. План работы логопеда на неделю................................................................................. 63

7. График проведения индивидуальных занятий........................................................... 64

8. План подгруппового занятия......................................................................................... 65

9. Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год............... 66

10. Протоколы по приему и выпуску детей..................................................................... 68

Часть 3 Работа с воспитателями и родителями................................................................. 70

Работа с родителями детей, зачисленных на дошкольный логопункт...................... 70

1. Образец расписки родителей, отказавшихся переводить ребенка в логопедическую группу 70

2. Образец расписки родителей, отказавшихся от занятий с логопедом на логопункте ГОУ 71

3. Оформление уголка логопеда и памятки для родителей..................................... 72

4. Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей на логопункте. 74

Работа с воспитателями....................................................................................................... 77

1. Рабочий листок взаимодействия логопеда и воспитателя

по автоматизации поставленных звуков....................................................................... 78

2. Карта обследования мелкой моторики детей......................................................... 79

Часть 4 Логопедическое обследование.............................................................................. 81

1. Методика проведения логопедического обследования........................................... 81

2. Журнал логопедического обследования..................................................................... 82

3. Речевая карта..................................................................................................................... 83

4. Карта состояния звукопроизношения.......................................................................... 88

Часть 5 Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий).................. 90

Методика проведения логотренинга................................................................................ 90

Занятие 1. Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»...................... 91

Занятие 2. Тема: «Знакомство с домиком Язычка»....................................................... 97

Занятие 3. Тема: «В гостях у Язычка»............................................................................ 100

Занятие 4. Тема: «Прогулка Язычка»............................................................................. 105

Занятие 5. Тема: «Друзья Язычка. Возвращение домой».......................................... 109

Занятия 6—7. Тема: «Язычок в гостях у Свистящей семейки»................................ 113

Занятия 8—9. Тема: «Язычок в гостях у Шипящей семейки».................................. 116

Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль».............................................................. 118

Занятие 11. Тема: «В гостях у братьев Р, Рь»............................................................... 120

Занятие 12. Тема: «Язычок на Поляне скороговорок»............................................... 123

Введение

С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Изданий же, посвященных организации работы на логопункте в дошкольном образовательном учреждении, выпускается очень мало.

В данном пособии представлен обобщенный опыт многолетней работы автора на логопункте «Веселый Язычок» при ГОУ д/с №2097 Западного административного округа г. Москвы. В книге представлены следующие практические материалы по организации логопункта:

— тексты нормативно-правовых (руководящих) документов, регламентирующих работу логопункта;

— различные виды планов работы логопеда на логопункте (в том числе годовой план и перспективные планы работы с детьми с диагнозами ФФНР и ФНР);

— образцы отчетов логопеда о проделанной на логопункте в течение учебного года работе;

— образцы организационных документов, облегчающих сотрудничество с воспитателями и родителями;

— образцы документов, необходимых для проведения логопедического обследования;

— логотренинг (конспекты двенадцати вводных комплексных логопедических занятий).

В обязанности логопеда на логопункте входит проведение коррекционной и профилактической работы с детьми.

Коррекционную работу логопед проводит в течение года с зачисленными на логопункт детьми с фонетико-фонематическими и фонетическими нарушениями речи. Занятия, проводимые с каждой подгруппой, можно условно разделить на занятия подготовительного (логотренинг) и основного этапов.

Занятия подготовительного этапа (логотренинг) подробно описаны на с. 70-100. Их главная цель — вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа.

Занятия основного этапа логопед составляет самостоятельно (с опорой на представленные в данном пособии планы) в зависимости от состава детей подгруппы.

За время работы на логопункте автором также разработана система психолого-логопедического сопровождения детей, состоящая из двух блоков. Ее цель — профилактика речевых нарушений у дошкольников. Проводя профилактические мероприятия в ДОУ, логопед стремится к тому, чтобы к моменту проведения коррекционных занятий (в старшей и подготовительной к школе группах) количество детей, нуждающихся в них, было как можно меньше. Система профилактической работы на логопункте изложена в отдельной книге.

Материалы, представленные в данном пособии, помогут логопедам организовать и провести эффективную коррекционную работу с дошкольниками. Автор надеется, что пособие будет интересно и полезно как начинающим, так и опытным логопедам, работающим на логопункте.

Наши рекомендации