М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образцы организационных документов, регламентирующих работу логопеда с воспитателями и родителями, и документов, необходимых для проведения обследования. В пособии также представлены конспекты вводных занятий — логотренинг — на которых логопед подготавливает артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к последующей коррекционной работе.
Пособие адресовано логопедам, работающим на логопунктах дошкольных образовательных учреждений.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение....................................................................................................................................... 5
Часть 1. Нормативно-правовые документы.......................................................................... 7
1. Об организации работы логопедического пункта
общеобразовательного учреждения................................................................................... 7
2. Положение об организации работы учителя-логопеда в детском саду,
не имеющем в своей структуре специализированных групп...................................... 15
3. Об организации работы с детьми, имеющими нарушения речи,
в государственных образовательных учреждениях,
реализующих программы дошкольного образования................................................. 27
4. Должностная инструкция учителя-дефектолога (учителя-логопеда, логопеда) 31
Часть 2. Планирование работы.............................................................................................. 37
1. Годовой план работы логопеда на логопункте.......................................................... 37
2. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми
5—6 лет с диагнозом «фонетические нарушения речи»............................................. 42
3. Перспективный план проведения подгрупповых занятий с детьми 5—6 лет
с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи».................................. 48
4. Индивидуальный план коррекционной работы......................................................... 60
5. Примерный график работы логопеда и циклограмма рабочего времени............ 61
6. План работы логопеда на неделю................................................................................. 63
7. График проведения индивидуальных занятий........................................................... 64
8. План подгруппового занятия......................................................................................... 65
9. Отчет о работе логопеда, проделанной на логопункте за учебный год............... 66
10. Протоколы по приему и выпуску детей..................................................................... 68
Часть 3 Работа с воспитателями и родителями................................................................. 70
Работа с родителями детей, зачисленных на дошкольный логопункт...................... 70
1. Образец расписки родителей, отказавшихся переводить ребенка в логопедическую группу 70
2. Образец расписки родителей, отказавшихся от занятий с логопедом на логопункте ГОУ 71
3. Оформление уголка логопеда и памятки для родителей..................................... 72
4. Соглашение с родителями об условиях обслуживания детей на логопункте. 74
Работа с воспитателями....................................................................................................... 77
1. Рабочий листок взаимодействия логопеда и воспитателя
по автоматизации поставленных звуков....................................................................... 78
2. Карта обследования мелкой моторики детей......................................................... 79
Часть 4 Логопедическое обследование.............................................................................. 81
1. Методика проведения логопедического обследования........................................... 81
2. Журнал логопедического обследования..................................................................... 82
3. Речевая карта..................................................................................................................... 83
4. Карта состояния звукопроизношения.......................................................................... 88
Часть 5 Логотренинг (цикл подготовительных логопедических занятий).................. 90
Методика проведения логотренинга................................................................................ 90
Занятие 1. Тема: «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить»...................... 91
Занятие 2. Тема: «Знакомство с домиком Язычка»....................................................... 97
Занятие 3. Тема: «В гостях у Язычка»............................................................................ 100
Занятие 4. Тема: «Прогулка Язычка»............................................................................. 105
Занятие 5. Тема: «Друзья Язычка. Возвращение домой».......................................... 109
Занятия 6—7. Тема: «Язычок в гостях у Свистящей семейки»................................ 113
Занятия 8—9. Тема: «Язычок в гостях у Шипящей семейки».................................. 116
Занятие 10. Тема: «В гостях у братьев Л, Ль».............................................................. 118
Занятие 11. Тема: «В гостях у братьев Р, Рь»............................................................... 120
Занятие 12. Тема: «Язычок на Поляне скороговорок»............................................... 123
Введение
С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с фонетическими нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Изданий же, посвященных организации работы на логопункте в дошкольном образовательном учреждении, выпускается очень мало.
В данном пособии представлен обобщенный опыт многолетней работы автора на логопункте «Веселый Язычок» при ГОУ д/с №2097 Западного административного округа г. Москвы. В книге представлены следующие практические материалы по организации логопункта:
— тексты нормативно-правовых (руководящих) документов, регламентирующих работу логопункта;
— различные виды планов работы логопеда на логопункте (в том числе годовой план и перспективные планы работы с детьми с диагнозами ФФНР и ФНР);
— образцы отчетов логопеда о проделанной на логопункте в течение учебного года работе;
— образцы организационных документов, облегчающих сотрудничество с воспитателями и родителями;
— образцы документов, необходимых для проведения логопедического обследования;
— логотренинг (конспекты двенадцати вводных комплексных логопедических занятий).
В обязанности логопеда на логопункте входит проведение коррекционной и профилактической работы с детьми.
Коррекционную работу логопед проводит в течение года с зачисленными на логопункт детьми с фонетико-фонематическими и фонетическими нарушениями речи. Занятия, проводимые с каждой подгруппой, можно условно разделить на занятия подготовительного (логотренинг) и основного этапов.
Занятия подготовительного этапа (логотренинг) подробно описаны на с. 70-100. Их главная цель — вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа.
Занятия основного этапа логопед составляет самостоятельно (с опорой на представленные в данном пособии планы) в зависимости от состава детей подгруппы.
За время работы на логопункте автором также разработана система психолого-логопедического сопровождения детей, состоящая из двух блоков. Ее цель — профилактика речевых нарушений у дошкольников. Проводя профилактические мероприятия в ДОУ, логопед стремится к тому, чтобы к моменту проведения коррекционных занятий (в старшей и подготовительной к школе группах) количество детей, нуждающихся в них, было как можно меньше. Система профилактической работы на логопункте изложена в отдельной книге.
Материалы, представленные в данном пособии, помогут логопедам организовать и провести эффективную коррекционную работу с дошкольниками. Автор надеется, что пособие будет интересно и полезно как начинающим, так и опытным логопедам, работающим на логопункте.