Ориентирование в ночное время
В соответствии с Правилами плавания по внутренним судоходным путям РСФСР дальность видимости сигнальных огней на судах установлена в зависимости от их цвета и назначения. Для цветных отличительных огней дальность видимости должна быть не менее 4 км и белых мачтовых (топовых) не менее 8 км.
В темное время суток ориентирование на судне происходит по световым сигналам и силуэтам окружающей местности. При этом возникает ряд трудностей из-за особенностей ночного зрительного восприятия человеком окружающей его местности. Так, судоводитель имеет ограниченное число предметов для ориентирования, которые в свою очередь приобретают искаженные формы (из-за отсутствия объемного зрения все судовые и навигационные огни представляются лежащими в одной плоскости), затрудняется глазомерное определение расстояний и др. Ориентирование в ночное время—очень сложный психофизиологический процесс деятельности судоводителя.
Статистика показывает, что относительное число аварий на речном транспорте в ночное время значительно больше, чем в дневное. Одна из причин аварий — это неприспособленность глаз человека к резкой смене освещенности, которая строго индивидуальна.
При переходе наблюдателя из темного помещения в светлое или по окончании засветки его глаз ярким светом происходит как бы временное ослепление, которое через некоторое время проходит. Процесс восстановления зрения в темноте называется темновой адаптацией. Восстановление зрения при переходе от слабого освещения к сильному называется световой адаптацией
Адаптационная способность человека варьирует в широких пределах. С возрастом человека острота сумеречного зрения резко ухудшается. У людей старше 20 лет она уменьшается в два раза каждые последующие 13 лет.
Темновая адаптация длится довольно продолжительное время, иногда до нескольких десятков минут, а световая совершается значительно быстрее и требует лишь несколько секунд. Чем ярче свет, тем более длительное время требуется для адаптации. Для того чтобы снижение чувствительности глаз при переходе от большой яркости к меньшей было практически равно нулю, необходимо, чтобы первичная и вторичная яркости различались не более чем в 3—5 раз.
На темновую адаптацию большое влияние оказывает спектральный состав (цвет) засветки. Например, засветка глаз красным светом уменьшает продолжительность темновой адаптации. В связи с этим желательно оборудовать приборы в рубках судов красной подсветкой, а светильники снабдить красными светофильтрами.
Благоприятное освещение можно создать понижением электрического напряжения в судовой сети. Для этого нужно снабдить реостатом панели с контрольными приборами в рубке. При снижении электрического напряжения меняется спектральный состав света ламп накаливания и получают преобладание длинноволновые (оранжевые и красные) излучения. Одновременно снижаются общая освещенность и яркость светового потока, создаваемого лампами накаливания. Все это будет благоприятно сказываться на процессе темновой адаптации.
Благоприятное влияние на темновую адаптацию также оказывает зеленый свет, который не утомляет зрения и в то же время обеспечивает четкое освещение приборов.
При плавании ночью следует предохранять глаза судоводителей в рубке от засвечивания белым светом. В течение ночи на палубе должна быть полная темнота, все иллюминаторы, окна, люки, выходящие на палубу, должны быть плотно закрыты.
Для приспособления глаз к низкой освещенности рекомендуется перед выходом на мостик некоторое время побыть в темноте.
С началом погружения Солнца под горизонт уровень освещенности постепенно падает и видимость объектов ухудшается.
Ночное время суток в зависимости от высоты Солнца разделяется на несколько частей.
Гражданские сумерки — когда глубина погружения Солнца под горизонт 0—6°. В этот период становятся видимыми наиболее яркие звезды. Сумеречное освещение достаточно интенсивное и условия видимости практически не отличаются от дневных, т. е. можно снимать отсчеты со шкал приборов, писать, читать. На экваторе гражданские сумерки длятся 24 мин, на полюсе они достигают 15— 16 сут.
Навигационные сумерки — когда глубина погружения Солнца 6—12°. В этот период происходит быстрое ухудшение видимости, заставляющее включать сигнальные огни. Однако свет еще достаточен для того, чтобы судоводитель мог ориентироваться по силуэтам берегов и крупных предметов, видимых на фоне неба.
Астрономические сумерки — когда глубина погружения Солнца 12—18°. С этого момента погружения на безоблачном и безлунном небе для невооруженного глаза становятся видимыми слабые звезды. В это время становится темно, но в районе зари небо сохраняет несколько повышенную яркость. Условия видимости далеких и близких предметов практически не отличаются от ночных. В Ленинграде астрономические сумерки продолжаются всю ночь с середины апреля до середины августа (белые ночи).
Полная ночь — когда Солнце находится под горизонтом более чем на 18°. Освещенность с дальнейшим погружением Солнца не меняется.
Моменты начала и конца сумерек на любой день года помещены в астрономических календарях и ежегодниках.
В связи с тем что на речных судах в большинстве случаев нет астрономических календарей и ежегодников, темным временем суток следует считать промежуток от захода до восхода Солнца плюс еще один час сумерек (полчаса утром и полчаса вечером).
В темное время суток с убыванием яркости объектов одновременно уменьшается и яркость фона, поэтому с падением уровня освещенности величина контраста меняется очень мало. Казалось бы, глаз должен в темное время видеть так же хорошо, как и днем. Однако этого не происходит.
Уменьшение дальности видимости ночью объясняется изменением свойств зрения. В темное время уменьшение уровня освещенности вызывает возрастание порога контрастной чувствительности глаза. Величина порога е вместо 2—3% днем ночью достигает 50 или даже 100%. Кроме возрастания порога контрастной чувствительности, ночью резко падает острота зрения, достигая нескольких градусов.
В темное время суток под открытым небом может быть сравнительно светло. Это происходит из-за рассеивания света звезд, собственного свечения неба и из-за рассеивания солнечных лучей, которые даже ночью проникают в атмосферу. Свечение ночного неба достигает наибольшей величины около полуночи.
В лунные ночи видно значительно дальше, чем в безлунные. При волной луне величина порога контрастной чувствительности находится в пределах 20—50%.
В непогодные и безлунные ночи видимость особенно снижается, когда идет снег или моросит дождь. Ухудшение видимости происходит при мгле, образующейся из-за скопления в долине реки дыма от лесных и торфяных пожаров или от густой пыли.
Ночью глаз не может различить цвета объектов. Все ориентиры имеют белесый оттенок. Предметы синего и зеленого цвета выглядят более светлыми, а красного и оранжевого — более темными.
Глазомерное определение расстояний в ночное время приводит к большим ошибкам. Дальние и промежуточные объекты могут казаться расположенными на одном расстоянии.
В ночное время основными ориентирами являются характерные силуэты мысов, островов, опушек, проектирующихся на фоне неба. Видимость можно улучшить выбором на судне точки наблюдения. Например, при понижении уровня расположения глаз легче обнаружить невысокие объекты на фоне неба, а при повышении —улучшается видимость предметов на поверхности воды.
В сумеречное время дальность видимости уменьшается по тем же причинам, что и ночью, т. е. из-за падения уровня освещенности происходит непрерывное изменение величины порога контрастной чувствительности.
При большой контрастности, но малой освещенности наблюдается так называемая «силуэтная» видимость. В данном случае освещенность недостаточна, чтобы нормально видеть объект за счет его яркости, но глаз способен различить его силуэт (контуры). При такой видимости утрачивается достоверная глазомерная оценка расстояний и увеличивается время распознавания объекта.
Важное значение для обеспечения безопасности плавания в ночное время имеет правильное применение судовых прожекторов.
Прожекторный луч представляет собой световой конус с углом раствора около 1,5°. В воздухе наибольшая часть светового потока прожектора поглощается и рассеивается частицами воздуха. Рассеянный световой поток создает свечение масс воздуха, а в связи с этим обеспечивает освещение фона и объектов. Световой поток прожектора распространяется до полного рассеяния и поглощения.
Дальность видимости объектов в луче прожектора зависит от освещенности, которую он создает на наибольшем расстоянии.
Для различения объекта необходимо иметь определенный порог освещенности, ниже которого объект не будет обнаруживаться судоводителем.
Порог освещенности, создаваемый лучом прожектора, определяется по формуле
где т — коэффициент пропускания света атмосферой;
L — расстояние от прожектора до освещаемого объекта, км;
/ — осевая сила света прожектора, причем
/ = kBS. (101)
Здесь k — коэффициент, учитывающий потери светового потока прожектора;
В — яркость источника света, кд/м2;
S — площадь светового окна. отражателя, м2.
Дальность видимости объектов в луче прожектора зависит от его осевой силы света. Чем больше сила света, тем больше дальность видимости. На дальность видимости влияет удаление объекта от оси луча и то, насколько сила света прожектора по этому направлению меньше его осевой силы света Объект, освещаемый кромкой луча, будет иметь меньшую освещенность и будет виден значительно хуже, чем при освещении серединой луча.
Видимость в луче прожектора зависит от формы и размеров объектов и от их способности отражать световой поток. Например, светлые объекты с правильной формой видны лучше, чем темные, имеющие ломаный контур.
Судоводитель, находящийся у включенного прожектора, оказывается в неблагоприятных условиях, так как его глаза освещаются светом, проникающим через защитные устройства прожектора, и рассеянным светом от луча. Наблюдению мешают также лучи, отразившиеся от водной поверхности, и световые блики.
Судоводительская практика запрещает освещение прожектором других судов. Если луч будет направлен на рубку, то судоводитель, находящийся в ней, будет ослеплен. Наиболее сильное ослепление наступает тогда, когда освещение сменяется полной темнотой (например, направленный на рубку луч гаснет, а не сдвигается предварительно в сторону). Ослепление бывает еще сильнее, когда освещение рубки происходит вспышками.
Ослепление от луча прожектора длится примерно 30—40 с. За это время суда, имеющие большую скорость, могут уклониться в сторону или пересечь границу судового хода, т. е. оказаться в опасном положении.
При встречах и обгонах судов прожекторы должны быть выключены или хотя бы направлены в противоположные стороны.