Навигационные опасности на водохранилищах и озерах
В водоеме различают береговую и глубинную области. Береговая область состоит из берега, побережья, береговой отмели и отсыпи.
После создания водохранилища под воздействием волнения происходит разрушение берегов. Продукты размыва крупных размеров, откладываясь вблизи, образуют береговую отмель, а мелкие частицы переносятся в глубь водоема, постепенно оседая на дне. Берег водохранилища в течение одного лета может обрушаться в глубину на несколько десятков метров, а по длине — на несколько километров. Рост береговой отмели и разрушение берега продолжаются до тех пор, пока не создастся защитная отмель (пляж).
Размыв берегов зависит от многих факторов: характера волнения, рода грунта, крутизны склонов, растительности. Скалистые берега менее подвержены разрушению. Однако на Братском водохранилище каменистые берега обрушиваются из-за образования плывуна, возникшего вследствие разжижения мелкозернистых грунтов. В результате происходит мощная просадка грунта и сползание его в водохранилище. Необычно обрушиваются берега в новом Вилюйском водохранилище, расположенном в зоне вечной мерзлоты. Образование водохранилища привело к протаиванию мерзлого грунта, которое по прогнозу будет продолжаться в течение 50 лет, постепенно распространяясь в глубину и охватывая подводные склоны. В настоящее время происходит просадка грунтов, в берегах образуются заполненные водой ниши с нависающими над ними незатопленными участками берега, обреченными на обрушение.
Заиление водохранилищ происходит в основном от твердого стока впадающих рек и продуктов разрушения берегов. Кроме того, заилению способствует сдувание наносов с поверхности бассейна и отмирание растительности и организмов.
Продолжительность заиления водохранилища зависит от его емкости и величины годового стока наносов. Очень быстро заносятся горные водохранилища. Водохранилища равнинных рек, наоборот, заносятся очень медленно. Например, для заполнения наносами и илом самой нижней части чаши Рыбинского водохранилища необходимо около 700 лет, а для заиления Иваньковского водохранилища — не менее 1000 лет.
На водохранилищах к навигационным препятствиям относят нижеследующие.
Береговые отмели, которые создаются при разрушении берегов и иногда далеко вдаются в сторону водохранилища, уменьшая глубины. При плавании, особенно в первые годы после образования водохранилища, не следует близко приближаться к берегам. У некоторых водохранилищ подводные откосы стали пологими. Судам не рекомендуется приближаться к таким берегам ближе чем на 100 м.
Разрушающиеся берега — высокие отвесные берега, состоящие из известняков и гипсовых пород, легко размываемых водой с образованием больших пустот и ниш. Большие массивы берега, подмытые снизу, иногда рушатся в воду. Судно, проходящее в этом районе, может получить серьезные повреждения.
Затопленный лес может встретиться на судовом ходу. Ложа водохранилищ, расположенных в лесных районах, до затопления были покрыты лесом. Как правило, перед затоплением лес вырубают, но в отдельных районах вне судового хозяйства это может быть не сделано. Дрейфующим льдом такой лес выкорчевывается и переносится на судовой ход, засоряя его. При обвале берегов, поросших лесом, участок водохранилища будет засорен древесными стволами и корнями, встреча с которыми может привести к пролому корпуса судна.
Всплывший торф — опасность, встречающаяся на некоторых водохранилищах. Особенно это наблюдается в первые два-три года после образования водохранилища. Массивы торфа достигают площади 100 га и толщины 1—6 м. Бывали случаи, когда суда, вставшие на якорь над торфяным массивом, ускоряли его всплытие.
Заросли растительности (тростника и камыша) иногда образуются в прибрежных районах и препятствуют судоходству.
К навигационным опасностям на водохранилищах относятся также: остатки старых сооружений вблизи судоходной трассы; наносы и косы в устьях впадающих рек; малая глубина на поймах и извилистый судовой ход, идущий по старому руслу; колебания уровней воды при сработке и быстрое понижение уровня при сгонных ветрах.
Основными навигационными опасностями на озерах являются: мелководья, обширные береговые отмели и косы, подводные обособленные отмели (банки), камни, заросли растительности в прибрежных участках и др.
Условия судоходства на озерах можно сравнить с условиями плавания в прибрежных морских районах.
На водохранилищах рейды, предназначенные для укрытия судов на период штормовой погоды, называют портами-убежищами. Убежища сооружают путем дноуглубительных работ и строительства молов и волноломов, а также размещают в долинах затопленных рек и оврагов. Мол — это оградительное сооружение, примыкающее одним концом к берегу, а волнолом — оградительное сооружение, обе оконечности которого не соединяются с берегом. Порты-убежища оборудуются причальными приспособлениями.
Русловой режим в устье естественных убежищ бывает иногда весьма сложным. У многих заливов вход со стороны водохранилища быстро перекрывается наносами. При понижении уровня воды наносы обсыхают и выступают на несколько метров над уровнем, отделяя залив от водохранилища. Для поддержания убежищ в нормальных эксплуатационных условиях на их акваториях и на подходах к ним регулярно проводят траление и дноуглубительные работы.
Порты-убежища размещены на водохранилищах таким образом, чтобы при заблаговременном (6-часовом) предупреждении о шторме суда и плоты могли укрыться в них.
ОБРАЗОВАНИЕ И ВИДЫ МОРСКИХ УСТЬЕВ РЕК
Устья крупных рек, впадающих в моря, находятся на стыке речных и морских путей, поэтому они имеют большое значение для судоходства и хозяйственной жизни любой страны. В устьях расположены многие крупнейшие морские и речные порты (Ленинград — в устье р. Невы, Астрахань—в устье р. Волги, Архангельск—в устье р. Северной Двины и т. д.).
Речные воды, поступающие в моря, выносят большое количество наносов, которые осаждаясь в устьях, создают песчаные подводные отмели различных видов.
Устьевая область реки — это переходная зона от реки к морю, для которой характерно взаимодействие и смещение вод реки и моря и дельтообразование.
Дельтообразование — процесс отложения и переотложения речных и морских наносов, приводящий к формированию гидрографической сети и подводного и надводного рельефа устьевой области реки.
Устьевая область реки включает устьевой участок реки с частью ее бассейна и устьевое взморье.
Устьевой участок реки — это часть нижнего течения реки, на которой проявляется влияние моря и происходит дельтообразование.
Устьевое взморье — часть прибрежной зоны моря, в которой проявляется влияние речного стока и происходит формирование подводной части дельты.
Устьевые взморья могут быть нескольких видов.
Открытое устьевое взморье — устьевое взморье, расположенное за пределами общей линии морского побережья. - Закрытое устьевое взморье — устьевое взморье, включающее полностью или частично залив, лиман или эстуарий.
Приглубое взморье — устьевое взморье, на котором речной поток отрывается от дна и растекается по поверхности более плотных морских вод.
Отмелое взморье — устьевое взморье, на котором речной поток занимает всю толщу воды до дна.
Бороздина — подводное русло потока на устьевом взморье.
Свал глубин — зона резкого увеличения глубин на устьевом взморье.
Различают морские устья рек четырех видов.
Дельта реки (рис. 41) — устьевой участок реки, в пределах которого происходит ее деление на водотоки.
Морской край дельты реки — это переходная зона между дельтой и устьевым взморьем, затапливаемая в период половодья,. при нагонах и приливах, а вершина дельты реки — место отделения от реки первого дельтового рукава.
Дельтовый рукав — это крупный постоянно действующий дельтовый водоток, отделяющийся непосредственно от реки и
имеющий свою гидрографическую сеть. Остальные дельтовые водотоки рекомендуется именовать дельтовыми протоками.
Дельты создаются путем заполнения наносами котловин морских заливов (р. Дунай) или затопленных в результате геологических процессов долин рек (Хатанга, Анабар, Оленек и др.).
Дельты рек занимают большие площади (Лены — 28 000 км2, Дуная — 3600, Волги — 15000, Индигирки — 5000 км2 и т. д.). Обычно дельты низменны и болотисты, покрыты богатой растительностью. Образуясь в течение многих столетий, они постепенно продвигаются вперед и наступают на море. При каждом половодье дельты растут, меняют свою форму, расширяются и удлиняются. Например, р. Дунай ежегодно увеличивает длину дельты на 4—6 м, Терек — на 100 м, Нева ежегодно увеличивает площадь дельты на 50 тыс. м2.
Судоходство в дельтах из-за малых глубин, узости и переменчивости фарватера затруднительно. К примеру, дельта Северной Двины имеет много рукавов, но подход к Архангельску осуществляется только по одному узкому рукаву Маймаксе, который мелководен и интенсивно заносится.
Губа (рис. 42)—это устье в виде широкого и длинного залива моря. Такие устья имеют наши северные реки (Обская губа, Мезенская, Онежская).
Губы имеют очертания продолговатой формы, являющиеся как бы продолжением речных берегов. Большое влияние на такие устья оказывают впадающие реки, вода в губе опресненная и по цвету отличается от морской. На стыке реки и начала губы образуется дельтовидный участок. Обладая в большинстве случаев большими глубинами, губы удобны для судоходства.
Устьевой лиман (рис. 43) — часть устьевого взморья в виде залива, отделенная косой и превратившаяся в проточный водоем, сформированный при отсутствии приливных явлений.
Лиман представляет собой затопленную морем долину устьевой части реки или затопленную прибрежную низменность, заполненную
Рис. 41. Дельта Рис. 42. Губа Рис. 43. Устьевой лиман
|
речными наносами. У рек Балтийского моря такие устья называются гафами.
В лиман часто впадают речные притоки. Лиманы бывают открытые — соединенные с морем и закрытые — отделенные от моря косой (к закрытым лиманам относятся, например, Узунларский на Керченском полуострове, Молочный на Азовском море; к открытым — Днепро-Бугский на Черном море и Ейский на Азовском).
Эстуарий (рис. 44) — часть устьевого взморья в виде глубоко вдающегося в сушу залива, сформированного при воздействии приливных явлений.
Во время прилива вода с моря входит в устье реки, а при отливах, уходя обратно, уносит наносы. Обычно эстуарии имеют большие глубины и доступны для больших морских судов. Подобие эстуария представляют устья наших северных рек (Таймыра, Анабар и др.).
Река выносит в море большое количество наносов, при встрече с относительно спокойной морской водой они отлагаются на широком пространстве. Во время волнений наносы перемещаются обратно к устью реки, образуя песчаный подводный вал-бар.
Устьевой бар — это подводные отмели, созданные в результате осаждения наносов реки и моря на устьевом взморье. Различают два типа устьевых баров: речной — в месте втекания речных вод в море и морской — в месте стыка стокового и морского течений.
Бар лежит на небольшой глубине и отгораживает устье от моря. Морские волны дополнительно пополняют бар наносами, перемещающимися в продольном направлении со смежных участков морских берегов.
Большое влияние на бар оказывают ветры и приливы, которые нагоняя воду, наращивают гребень бара в высоту. Проходя через бар, река разделяется на веерообразные протоки, одни из которых развиваются, а другие отмирают. При дальнейшем росте бара он делится на отдельные острова. Каждая из крупных проток дельты, выходящая непосредственно в море, имеет мелководный бар.
Глубины на баре очень малы. Например, на барах Лены, Печоры, Оби глубины составляют 2—2,5 м, Енисея — около 6,5 м. В то же время на примыкающем участке реки глубина обычно равна 15—40 м и более.