Адресованность действия при групповом взаимодействии.

На этом уроке, как и в предшествующий день, отрабатываются требо­вания к высказыванию, сообщению, реплике. Здесь Винни-Пух вновь выступает как дошкольник. Данный персонаж позволяет противопос­тавить содержательное сообщение бессмысленному. На этом задании отрабатываются навыки содержательного высказывания, контрольное задание необходимо отработать многократно, дать многим детям воз­можность побыть и мастерами, и исполнителями.

Работа на этом уроке должна способствовать развитию у детей представлений о признаках предметов (размер, форма, цвет). Задание, способствующее этому, заключается в «сборке робота» из элементов бумажного конструктора: кружочков, треугольников, прямоугольников. Кроме формы, элементы конструкции робота различаются по цвету и размеру. Для точного определения фигуры необходимо охарактеризо­вать все три признака, т.е. задать три характеристики предмета. Если задана только одна характеристика, две другие необходимо выяснить с помощью вопросов, к выводу относительно полноты высказывания де­ти должны подойти в результате предлагаемой работы. Поэтому, хотя урок и кажется коротким, он очень емкий по содержанию.

Не следует вывод относительно трех признаков фиксировать в виде жесткого правила, так как число значимых признаков варьируется в зависимости от условий задачи; например, если все фигуры выре­заны из белой бумаги, число значимых признаков будет меньше. К тому же вряд ли на одном уроке можно отработать навык определения пол­ноты признаков предмета. Скорее, здесь следует обратить внимание на пропедевтику вопросно-ответной формы взаимодействия учителя и детей или детей между собой. Но результат урока должен заключаться в том, чтобы дети с помощью вопросов научились полностью опре­делять предмет.

Дети работают вдвоем или втроем. У каждой группы на столе — пакет с набором фигур (см. день 6, урок № 2). Учитель говорит: «Представьте, что мы работаем на конвейере завода, изготавли­вающего роботов разных конструкций. Мастер цеха получает от ин­женера чертеж робота и диктует сборщикам, какие детали взять, ку­да их поставить. Если мастер диктует понятно, а сборщики дей­ствуют аккуратно и внимательно, то с конвейера сойдет много ро­ботов одинаковой конструкции. Если мастер диктует не совсем по­нятно, умные сборщики не действуют наугад, а спрашивают. Пер­вым мастером нашего цеха будет Винни-Пух». Сборщики расклады­вают детали посредине стола. Учитель рекомендует наиболее удобный порядок расположения деталей. Потом от имени медве­жонка дает указания: «Голова у робота будет желтая... Тело круг­лое... Ручки и ножки маленькие...» Если дети смогут задать все нуж­ные вопросы, они соберут одинаковые фигуры. Тогда учитель обсу­дит с ними «ошибки» мастера, который не стремился выразить свою мысль понятно для других. Если вопросы не будут заданы, учитель обсуждает с детьми, почему на конвейере, где все изделия должны быть одинаковыми, получилась столь разнообразная продукция (см. Приложение, II. Материальное обеспечение,пункт 13). Пример анализа: «Мастер сказал, что голова будет желтая. И все сборщики взяли желтые головы. Но почему-то одни взяли круги, другие — квадраты, кто-то взял большие фигуры, а кто-то — маленькие. Что надо было сделать мастеру, чтобы все сборщики взяли одинаковые фигуры? (Назвать три признака.) А что надо было делать сборщи­кам, если мастер выразился неясно?..» (Спросить о недостающих признаках.)

Выясняется, что Винни-Пух с работой мастера не справился. Учи­тель предлагает, чтобы каждая группа по очереди поработала мас­терами. Дает группе мастеров образец. Становится возле них, но по возможности не вмешивается в работу, подмечая те интересные моменты распределения функций, которые стихийно складываются в группе и достойны общего обсуждения. Прежде всего это удачи совместной работы, которые могут перенять другие группы, еще не нашедшие своего стиля сотрудничества. Учитель подсказывает мастерам хороший прием ясной диктовки: чтобы сборщики не про­пустили ни одного действия из-за рассеянности мастера, он сам должен производить сборку и описывать все собственные действия как можно подробнее. Удобнее всего брать фигуру и накладывать ее сверху на образец. После окончания работы учитель должен разрешить детские споры: кто виноват в том, что фигурки получи­лись разные, — мастер, диктовавший неясно, или сборщики, слу­шавшие вполуха? Для четкости арбитража ему стоит записывать все, что говорят мастера. Лучшие мастера и лучшие сборщики (задававшие вопросы при неясных указаниях мастера) награждаются орденами Внимания.

2. Если после двух-трех диктовок учитель увидит, что дети стали вы­дыхаться, а желающих поработать мастерами еще много, в цехе роботов можно на время прервать работу для подвижной игры-раз­минки.

Игра «Одновременные движения». Сначала игру ведет учитель со всем классом. Дети выстраиваются рядами, кладут руки на плечи стоящих впереди. Учитель показывает упражнение: на счет «раз» слегка присесть, на счет «два» встать, на счет «три-четыре» заме­реть и т.п. Два раза учитель задает ритм счетом, потом просит де­тей продолжать, ведя счет самостоятельно, в уме. Обращает их внимание на точную согласованность движений всего класса («Мы точно договорились и поэтому теперь можем понимать друг друга без слов»).

Дети разбиваются (по рядам) на группы (по 6-8 человек). Сначала они шепотом договариваются, какие движения выполнять и на какой счет. Потом тренируются, считая сначала шепотом, потом молча, про себя.

Тот, кто готов, выходит перед классом и показывает свои движения. Остальные пытаются встроиться в ритм и действовать одно­временно с ведущими. Через 1-2 мин учитель предлагает остано­виться. Класс дает словесную оценку согласованности движений, дети пытаются описать, что они ощущали, делая упражнения вме­сте.

Тренировку на одновременные движения следует повторять как можно чаще. На первый взгляд она подавляет у ребенка смелость быть самостоятельным, но на самом деле она именно и развивает подлинную смелость и самостоятельность.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. УРОК 2

Ловушка.Ловушка — важнейший элемент учительской диагно­стики класса. Раньше мы уже говорили о зеркальных и незеркальных, имитационных и неимитационных формах реакции ребенка на указания учителя. Различение ребенком ситуаций, когда он буквально во всем должен следовать за учителем (отработка навыков, в частности навы­ков письма) и когда он и взрослый становятся партнерами, участниками дискуссии, — вот предмет самой глубинной учительской диагностики. Если учитель сумел научить детей, где надо следовать за ним, как «ни­точка за иголочкой», а где, наоборот, спорить, возражать, - можно счи­тать, что решена важнейшая задача начального этапа обучения. Сред­ством диагностики этого умения является ловушка. По существу зада­ние, в котором учитель требует от детей решить заведомо не решае­мую задачу, ответить на вопрос, заведомо не имеющий решения, т.е. «ловит» детей. Ловушка — это разрыв в плавном течении учебного со-

трудничества, ситуация, толкающая ребенка на осознание того, что происходит на уроке, т.е. первый шаг к рефлексии.

1. Ситуация смешной (необидной) ловушки. Учитель рассказывает историю. Желательно, чтобы он сопровождал свой рассказ демон­страцией картинок. Можно использовать «Веселые картинки» и т.п. История вся состоит из нелепостей. «Это лето я провела в деревне. Первый летний месяц март мы провели за сбором яблок. Яблоки уродились на славу, каждое размером с футбольный мяч. Мой лю­бимый сорт — «синий налив». Кожа у него темно-синяя, а мякоть го­лубая. Собирать «синий налив» пришлось в перчатках — ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть ушанку и слегка отморозила уши. Но в ос­тальном месяц прошел без приключений...» Учитель спрашивает детей, почему они смеются Дети указывают на нелепости и несооб­разности рассказа. Учитель: «Как вы считаете, я в самом деле все перепутала или специально расставила такие ловушки, чтобы по­смотреть: если дети смеются, значит, они знают, что при сборе яб­лок мороза быть не может и никто не отморозит уши, если не сме­ются, значит, не знают, какие бывают яблоки, когда их собирают, и все, что я говорю, считают чистой правдой. Такие ловушки вам бу­дут встречаться в школе, и нередко. Они помогут обнаруживать, кто чего не знает, и весело выбираться из незнания. Конечно, в ловушки лучше не попадаться. Мы будем отмечать их специальными значка­ми, так же как люди огораживают забором ямы, в которые можно провалиться. Если вы почувствуете ловушку, поднимайте знак «Л». Его удобнее всего складывать из пальчиков. Потренируемся рас­ставлять знак ловушки». Учитель повторяет свою историю, дети везде, где надо, поднимают знак.

2. Тренировка на дифференциацию заданий учителя: «Правильные» задания надо выполнять, «неправильные» задания (ловушки) вы­полнять не надо - достаточно показать знак «Л». Игра «Делай то, что я говорю и показываю». Учитель медленно со­вершает разные движения и называет их (сжимаю правый кулак, левой рукой чешу затылок, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к ок­ну). Часть движений не совпадает со словесным описанием. Такие движения дети должны отмечать знаком «Л». Вариант той же игры -«Я прошу вас» (в последующие дни надо чередовать оба варианта игр, постепенно передавая управление игрой детям). Дети делают лишь то, о чем их просит учитель. Если учитель не прибавляет к за­данию слова: «Я прошу вас», его выполнять не следует — это ло­вушка. Дети, быстро поднимающие знак «Л», — лучшие помощники класса: они помогают менее внимательным не попасть в ловушку. В игру можно вводить очень смешные ловушки типа: «Я прошу вас по­вернуться ко мне спиной (закрыть глаза). А теперь делайте, как я (какой-то забавный жест). А как вы увидели, что я делаю: вы же стояли ко мне спиной?»

3. Следующую работу дети могут выполнять индивидуально или груп­пами. Каждый принимает решение и сообщает знаком «Я готов» или «Мы готовы». Если кто-то хочет работать в группе, а его со­сед — индивидуально, пусть подсядет к ближайшей группе. Можно работать втроем, вчетвером.

Учитель медленно и четко называет пять городов (стран, деревьев, птиц, автомашин, героев сказок, кушаний и т.п.). Дети должны найти ловушку. Но ловушки есть не во всех утверждениях учителя. Форма заданий: «Я знаю пять цветков: василек, горицвет, ландыш, браж­ник, аистник. Кто нашел ловушку?». Учитель спрашивает детей, поднявших знак «Л», не отдавая предпочтения ни индивидуалистам, ни группам, ни в коем случае не сравнивая их, не создавая атмо­сферы соревнования. (Но группам перед началом работы надо дать совет: каждое слово обсуждать молча, показывая жестами с помо­щью пальцев знаки «+», «Л» или «Вопрос».) Может быть, в классе найдется эрудит, который скажет: «Бражник — это бабочка, а не цветок». Но возможны и ответы типа: «Аистник не цветок». Учитель заверяет детей, что это цветок, описывает его, может показать кар­тинку. Спрашивает: «Возможно, какие-то слова вам неизвестны. И вы не можете решить, цветок я назвала, бабочку или птицу. Что на­до делать, какой знак поднять, о чем меня спросить?» Помогает де­тям отличить знак «Л» («Я знаю, что вы специально пробуете нас запутать») от знака «Вопрос» («Я не знаю, хочу спросить»).

4. Это задание следует выполнять индивидуально. Учитель раздаст наборы палочек (спичек) по 6 штук в каждом. Рассказывает: «К нам пришли два клоуна (нужны куклы или рисунки). Один добрый — он принес веем-веем ордена «Л» за ловкость, за то, что вы не ловитесь в ловушки. А второй клоун злой. Он хочет завладеть всеми ордена­ми и стать чемпионом мира по ловкости ума. Он загадал для нас злые, невыполнимые задания. Если вы поймете, что задание невы­полнимое, сразу поднимайте знак «Л», и мы победим злого клоуна. Возьми одну палочку и сделай из нее что-нибудь... Федя считает, что это ловушка и ничего делать не надо. А может быть, если по­стараться, это задание можно выполнить? (Это цифра 1, это свеча, колонна и т.п.) Сделаем вывод: если ты не можешь выполнить за­дание сразу же, это еще не значит, что оно нерешаемое, ловушка. Немного подумай.

Возьми две палочки. Сложи из них любую букву (Т, X, Л). Добавь од­ну палочку, сложи треугольник. Из этих же палочек сложи квадрат («Л»). Добавь палочку, сложи колесо («Л»).

Из имеющихся четырех палочек сложи букву Ш (школа). Кто не зна­ет букву, пусть поднимет нужный знак. Добавь еще одну палочку. Переделай то, что у тебя получилось, во флажок. Из шести палочек сложи домик.

Для того чтобы подняться на крышу этого домика, тебе нужна проч­ная лестница с шестью ступенями. Построй ее». (Если дети скла­дывают лестницу без боковых стенок, учитель вызывает «скорую помощь» — ведь с такой лестницы можно упасть и сильно ударить­ся.) (Если дети показывают знак «Л», учитель советует поискать ре­шение. Если никто в классе не догадывается, что нужно сложить все палочки, учитель подсказывает: «Я» (указывает на знак «Я») ни­когда эту задачу не решит. «Мы» (указывает на знак «Мы») могли бы решить ее легко. Посмотрите друг на друга».) Всех ловких, не попадавших в ловушку, следует наградить ордена­ми. (С этого урока все должны уйти с орденами и с домашним за­данием изготовить 2-3 таких же ордена для класса.)

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ. УРОК 3

Развитие линии оценки: противопоставление правильнос­ти и оригинальности.Детей продолжают знакомить с разнообразием критериев оценки. Этой цели служит игра «Одно и то же по-разному».

1.

Дети получают листы бумаги, на которых нарисованы полукружия (образцы) (см. Приложение, II. Материальное обеспечение,пункт 19). Задание: нарисовать 10 таких же фигур; оценить свою работу; попросить, чтобы ее оценил сосед по парте. Критерий оценки дети формулируют сами — не важно, каков он будет (ровно, аккуратно, правильно, похоже на образец и т.п.).

Задание на воображение. Учитель показывает на доске, как одну и ту же фигуру можно превратить в разные картинки (рис. 26). Пред­лагает детям превратить 10 одинаковых полукружий в разные кар­тинки.

 
  Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru

Рис. 26

3. Соседи по парте рассматривают рисунки друг друга, отмечают зна­ком «+» те, которые им понравились больше всего. Окончившим ра­боту учитель предлагает походить по классу и поставить знак «+» за те картинки, которые покажутся самыми интересными, необычными, особенными, непохожими на другие. Учитель также ходит по классу и просит авторов наиболее оригинальных рисунков воспроизвести их на доске.

4. Учитель обращается к классу: «Подумайте и ответьте, почему в первой работе (рисование полукружий) мы выше всего ценили точ­ность, сходство всех фигур с образцами, а во второй работе для нас самое главное — непохожесть, особенность каждого рисунка? Кому какая работа больше нравится?»

5. Проводится игра «Одно и то же по-разному», в которой дети уп­ражняются в непохожести, оригинальности с помощью пантомимы, разыгрываний маленьких сценок. Условия игры объясняет учитель: «Сейчас я изображу трех учеников. Все они поднимают руку, чтобы отвечать. Но один не уверен в своих знаниях, не очень хочет, чтобы учитель его вызвал. Другой хочет во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Поднимая руку, он как бы кричит без слов: «Меня спросите, только меня, я лучше всех!» Третий старается быть на­стоящим учеником. Угадайте, кого из них я сейчас изображу?» (три короткие пантомимы).

Задания группам (хорошо, если дети объединятся по 4-6 человек и предварительно порепетируют в разных углах класса):

1) покажите, как разные ученики слушают учителя;

2) твой сосед по парте только что отвечал у доски, и всем очень понравился его ответ. Он возвращается на свое место. Покажи, как ты его встретишь;

3) сегодня был на редкость удачный, радостный день: весь день с тобой был твой друг (подруга). Покажи, как ты с ним (с ней) бу­дешь прощаться.

Разбившись на группы, дети должны придумать несколько вари­антов решения одной и той же сценки и изобразить их перед клас­сом. Можно сопровождать пантомиму словами. Зрители должны рассказать, что они увидели. Каждое представление заканчивается бесшумной овацией.

Итоги дня. Учитель спрашивает: «За что можно поблагодарить се­годняшний день? За что вы можете поблагодарить своих одно­классников (нескольких, всех)? Пусть каждый из вас, уходя, попро­щается и поблагодарит двух самых приятных для него сегодня де­тей».

Домашнее задание:изготовить орден Ловкости (орден «Л»)

придумать и новые ордена (за что нужно награждать школьников?) и изготовить их.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. УРОК 1

Разминка. Игра «Третий лишний» (на отработку знаков, введенных ранее).Работа идет сначала индивидуально, затем — па­рами. Третий вариант игры предусматривает ловушку: учитель называ­ет не три, а два или четыре предмета. На этом уроке дети также упраж­няются в умении аргументировать, доказывать свои суждения. Это трудное для первоклассников умение: ведь ребенок, как правило, не умеет выстраивать логическую цепочку умозаключений, быстро отве­чает и легко отказывается от своего решения. В дальнейшем на протя­жении основного учебного курса дети постоянно будут сталкиваться с необходимостью доказывать, спорить и т.п. Пока же это только первые пробы и в основном не совсем удачные. Но именно отсутствие фикси­рованного, единственно правильного ответа делает такие пробы без­обидными: обсуждаются лишь сами доводы, и если они непроти­воречивы, то признаются правильными.

1. Разминка (применение знаков «+», «Л», «?»). Игра «Третий лиш­ний». Для объяснения условий игры лучше использовать картинки. Учитель вывешивает на доске три картинки, например: медведь, лев, ворона. Надо найти среди этих существ два, которые подходят друг другу, и выявить одно лишнее. Учитель спрашивает, кто может назвать лишнее. Наиболее вероятны два ответа:

а) лишняя ворона, потому что она — птица;

б) лишний лев, потому что он водится в Африке. Нам сейчас не важно, какой ответ даст ребенок, лишь бы он смог свой ответ обосновать. Если ответ дается без доказательства, учи­тель (а за ним и весь класс) оценивает такой ответ знаком «?»: не­понятно, как ты рассуждаешь (может быть, и правильно, но непо­нятно). Если ребенок приводит доказательство, дети могут исполь­зовать знак «-» (я согласен) и знак «-» (я думаю по-своему). Учитель произносит три слова, дети (по одному) называют лишнее, аргумен­тируют свою мысль. Каждый ответ оценивается («+», «-» или «?»). Учитель приучает детей обращаться к несогласному с вопросом: «Федя (Коля и др.), почему ты со мной не согласен?» Словарный ма­териал: чай — косре — торт, купальник — платье — река, панамка — сапоги — сандали, бабочка — сачок — муравей. Усложнение игры: теперь дети должны отвечать по двое. Ребенок поворачивается к со­седу и называет ему лишний предмет, слушает, что скажет он. Если выясняется, что мнения разные (два ответа и два доказательства), дети могут привести оба. Словарный материал: ложка — тарелка — каша, тетрадь — карандаш — книга, машина — конь — самолет. Следующее усложнение: учитель называет 2-4 слова вместо трех, например, ученик — школьник, бабушка — мама, папа — сын, и предлагает определить третье лишнее слово (это ловушка) или на­зывает три слова, в том числе одно на иностранном языке. В пос­леднем случае дети должны вместо ответа поднять знак «?».

2. Картинки-загадки. Дети объединяются в группы из четырех человек (двое должны развернуть стульчики и сесть лицом к паре, сидящей за ними). Сначала каждый берет линейку и карандаш и готовит поле для игры: делит лист бумаги на 4 части. Далее учитель показывает, как составляется игра «Четвертый лишний»: чертит на доске игро­вое поле и задает сюжет этой игры — «Четвертый лишний в лесу». Приглашает трех помощников. Сначала команда должна догово­риться, кто что увидит в лесу и нарисует. (Конечно, надо выбирать то, что легко нарисовать). Учитель берет на себя самое трудное: «Я буду рисовать четвертый лишний — то, чего в лесу не бывает. Можно я нарисую змею?- Нет, змеи в лесу бывают. А можно я нарисую пылесос?» (рис. 27).

Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru

Рис. 27

Задание группам: взять лист бумаги, поделенный на 4 части, по­ложить его посредине, вооружиться карандашами и составить игру «Четвертый лишний в портфеле школьника». «Договоритесь, где будет нарисован лишний предмет, какой он будет, какие будут три других предмета. Выберите то, что легко и быстро рисовать», — со­ветует учитель.

Готовые работы-загадки учитель сначала отгадывает сам, молча указывая группе на лишнее. Потом дети обмениваются картинками. Такие же картинки-загадки дети могут сделать и самостоятельно. Следующий сюжет игры учитель может задать общий для всех, а может предоставить детям возможность выбора. Сюжеты могут быть такие: «В аквариуме», «В небе», «На кухне», «В спортивном магазине». Когда дети закончат игру, им предлагается новый, самый сложный вариант: группа должна сама придумать три подходящих и один неподходящий предмет. Отгадывающие определяют, по како­му признаку предметы подходят друг другу. Следующий вариант иг­ры надо разыграть не на бумаге, а в пантомиме. Группы составляют живую игру-загадку (живые статуи) на сюжеты «Четвертый лишний в зоопарке» и «Четвертый лишний в классе». Каждый сюжет учитель разыгрывает на доске в двух-трех вариантах, обязательно вводя ловушку — нерешаемую, неверно составленную загадку (все четыре предмета подходящие или все четыре предмета лишние. «Если не хочешь думать сам, срисуй с доски. Но не попади в ловушку!»). На­пример, тема «В небе» может быть обыграна так, как показано на рисунке 28.

Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru

А свободная тема может быть решена так, как на рисунке 29. Ясно, что в загадке на рисунке 29 (тема «Играем с другом») лишнего нет: если убрать мяч, то детям не во что будет играть, а если убрать ко­го-то из детей, то оставшемуся не с кем будет играть. Тема второй загадки — «Дружеский обед» (рис. 29)

Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru

Рис. 29

Загадка не имеет решений: если убрать волка, то зайке не нужна кость; если убрать зайку, то волку не нужна морковка. В двух других случаях волк съест зайца, и не останется трех подходящих пред­метов.

Ловушки отмечаются буквой «Л». Всякий раз, когда ребенок выра­жает свою мысль сбивчиво, невнятно, учитель поднимает знак воп­роса и говорит, что он не понял. Так личным примером он побужда­ет детей сознаваться в своем непонимании и задавать вопросы.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. УРОК 2

На этом уроке с помощью игры «Ателье» развертывается си­туация недостаточности средств, которая может быть разрешена об­ращением ребенка (группы детей) к другому ребенку (к другой группе). Главным, как и на предшествующих уроках, где отрабатывается знак «?», является то, что дети анализируют имеющиеся в их рас­поряжении средства с целью решения какой-либо задачи. Сама недос­таточность здесь является буквальной — для выполнения задания группе не хватает деталей. За ними следует обратиться к другим груп­пам. Наиболее важен момент осознания, обнаружения того, что для решения задачи чего-то не хватает. Этот простой вывод требует от ре­бенка или от группы сложной цепи действий — анализа образца, соот­несения его с имеющимся набором деталей, мысленного или предмет­ного соотнесения элементов образца с набором деталей, обнаружения «недостачи». Поиск выхода из этой ситуации — обращение за помо­щью. До сих пор ситуация, если она не могла быть разрешена, просто квалифицировалась как ловушка; теперь от ребенка требуется проана­лизировать недостаток средств решения и сформулировать условия, при которых задача будет решена. Такое подробное рассмотрение про­стейшей на первый взгляд ситуации объясняется тем, что она представляет собой модель гораздо более серьезной задачи с не­достающими средствами решения. Если проанализировать все необхо­димые ребенку этапы мыслительных действий на пути от пер­воначального знакомства с задачей к формулированию недостающего средства, то мы получим сложное рефлексивное действие, называемое рефлексивным контролем. В нашем же случае все этапы решения за­дачи наглядны и для многих детей очевидны. Поэтому главным яв­ляется фиксация результата игры — возможности обратиться за помо­щью, если ты уверен, что средств для решения задачи действительно не хватает

Дети объединяются по четыре человека. Каждая группа получает конверт, в который вложены детали одежды: платья и комбинезона. По цвету, отделке и раскрою все 6-8 вариантов (по числу групп) одежды отличаются друг от друга. В каждом конверте не хватает деталей для сборки. Но в сумме во всех конвертах все необходимые детали есть. Это заранее не сообщается (см. Приложение, II. Мате­риальное обеспечение,пункт 20). Учитель говорит: «Представьте, что мы — портные в ателье. Закройщики раскроили разные платья и комбинезоны и прислали нам сшить детали. Приступайте к работе и следите, чтобы ни одна деталь не потерялась, иначе какое-то пла­тье будет без рукава, а какой-нибудь комбинезон останется без од­ной штанины». (На доске изображены черно-белые модели одеж­ды.) Тот, кто будет готов соединить все детали одежды, должен со­общить об этом учителю и получить клей и бумагу, на которую на­клеиваются детали. Если группы никак не сообщают учителю о сво­их затруднениях, не поднимают знак «?» или «Л», учитель сам не предлагает помощь, а только следит за тем, чтобы дети не разгова­ривали слишком громко.

Когда группа обращается к учителю за помощью по-школьному (с помощью знака), он дает детям совет: выбрать самого вежливого представителя — гонца, сказать ему, какую деталь надо просить у других групп, и послать его на поиски, потому что у кого-то из сосе­дей может оказаться лишняя деталь. Другие группы учитель преду­преждает, что гонцов выслушивают вежливо и отдают им то, что они просят, если гонцы произносят все волшебные слова и хорошо ве­дут себя — ничего не берут без спроса. Когда 2-3 группы закончат сборку и получат у учителя клей, остальным детям надо помочь сформулировать их запросы. Так, учитель предлагает всем выслу­шать просьбу группы «Солнышко». Кто-то из детей этой группы встает и рассказывает, что им требуется. Учитель тоже участвует в поиске, предлагая образцы ответов на запросы, например: «У меня есть левый рукав зеленого комбинезона. Какого цвета манжета вам нужна?»

Оценка готовых работ. Сдавая готовую одежду учителю, мастера должны сами оценить свои изделия (по аккуратности исполнения):

«Д» (дорого) — за очень хорошо сшитое платье, «С» (средне) — за продукцию среднего качества, «Н» (недорого) — за продукцию низ­кого качества, которую придется продавать по сниженным ценам. Можно использовать привычные линеечки. Можно поставить три ко­робки, чтобы дети могли складывать в них изделия и видеть, как оценили свои работы другие мастера.

Обратите внимание на то, как дети раскладывают свои работы, и вы получите очень важнуюинформацию об их самооценке! Если оста­ется время, можно провести игру «Встань по пальцам». Учитель на­значает ведущую группу, поднимает одну или обе руки и показывает задуманное количество пальцев. В группе должно подняться столь­ко человек, сколько пальцев показано. Если пальцев показано больше, чем детей в группе, дети показывают знак «Л», но ищут вы­ход: приглашают присоединиться к ним еще одну группу. Для объе­диненной группы учитель задает то же или чуть большее количество пальцев.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ. УРОК 3

На этом уроке актуализируются все те навыки содержательно­го взаимодействия, которые отрабатывались ранее. Наличие этих на­выков характеризуется следующим: понятность (содержательность) высказывания, достаточность информации, которая заключена в сооб­щении, содержательность задаваемого вопроса и т.п., но все это при­менительно к работе парами, т.е. в группе, где средством контроля адекватности обмена информацией является «встреча». Если раньше подобные упражнения контролировались всем классом, да еще и под наблюдением учителя, то теперь эта работа выполняется только двумя детьми.

Работа на уроке осуществляется парами. Каждая пара получает лист бумаги с изображением лабиринта (см. Приложение, II. Ма­териальное обеспечение,пункт 21).

Учитель объясняет: «Это план подземного мышиного городка. Вы все — мышки и ходите друг к другу в гости. Сейчас каждая мышка глазами, не показывая пальцем, загадает, в каком домике она жи­вет. Мышки, живущие слева, сидят в левом ряду. (Дети должны поднять левую руку.) Мышки, живущие справа, сидят в правом ряду. Сегодня день рождения у мышек, которые живут слева. Сейчас они позвонят по телефону своим подружкам и пригласят их в гости. Подружки берут план города и спрашивают, как идти». Сначала учи­тель показывает образец действий. На доске нарисован лабиринт (такой же, как у детей). Учитель отмечает дом, в который надо прий­ти. Весь класс выступает в роли одной из мышек, живущих слева. Учитель: «Алло! Я очень хочу тебя поздравить. У меня есть для те­бя вкусный подарок. Как тебя найти? Ты живешь в левой части горо­да? Ясно. Я дойду до центральной площади. (Отмечает свой путь, ведя мелом по схеме, останавливается у развилки левого квартала.) Куда теперь: вверх к грибочку или вниз мимо стульчика?.. (По­ворачивает к стульчику, снова останавливается у развилки.) А те­перь куда повернуть: к елочке или к грибочку? (Поворачивает к елочке, останавливается у последней развилки.) Твой дом около стульчика или около грибка? Вот это твой дом? Ура! Ты отлично объяснила дорогу. Поздравляю тебя с днем рождения!» После этого дети работают парами: ходят друг к другу в гости. С этим же лаби­ринтом можно провести другую работу: один из детей загадывает какой-то домик и с помощью значков или словами сообщает партне­ру, как до него добраться.

Итоги дня. Объявляется конкурс на лучшее имя для класса. На две­рях класса должно быть написано такое слово или такие слова, что­бы все видели и знали, какие дети здесь учатся, какой это класс. Предложения выслушиваются, и учитель записывает их. Те, кто еще не внес предложения, получают задание подумать до завтра. (В день инициации на дверях класса будет вывешен плакат с именем типа: «Дружные», «Веселые», «Озорные», «Упрямые», «Находчи­вые», «Добрые».)

Домашнее задание:послезавтра праздник — посвящение в ученики. К празднику надо украсить класс. Лучше всего — детскими ри­сунками. Хорошо, если рисунок ты сделаешь сам, сегодня, специально к празднику. Но если ты очень хочешь сделать классу подарок, ты еще напишешь (продиктуешь взрослым) рассказ для книги «Хроника» на тему «У нас в классе». Можно рассказать о случаях из школьной жизни, ваших мечтах, пожеланиях...

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ. УРОК 1

К девятому дню у учителя обязательно появится необходи­мость что-то повторить, остановиться на каких-то особенно удачных, полюбившихся детям сюжетах или заданиях. Как правило, к этому вре­мени обнаруживается, что что-то не удалось или удалось не всем. По­этому для девятого дня мы планируем только два урока. Третий — на усмотрение учителя. Кроме того, нужно подготовиться к завтрашнему празднику. В последний, десятый день должен состояться праздник «Посвящение в ученики». (Сюжет для него, который предлагается ни­же, — лишь описание того, что делали мы сами, и мы ни в коем случае не настаиваем на его воспроизведении. Его следует рассматривать лишь как пример, иллюстрацию. Тот сюжет праздника, который учитель придумает сам, возможно, потребует специальной подготовки.)

Этот урок по своей тематике продолжает урок № 1 восьмого дня. Вновь дети в процессе игры упражняются в употреблении знаков «+», «-». Сначала дети работают все вместе под руководством учителя, затем — по группам. Среди предлагаемых детям заданий есть и ловуш­ки.



Учитель сам демонстрирует детям способ работы, потребует предположений о законе построения ряда (этот закон, как правило, за­дается сюжетно). Затем гипотеза проверяется. Необходимо проследить на каждой из имеющихся картинок, выполняется ли закон построения ряда. Если закон верен, находится недостающее звено (элемент ряда). Для наглядности можно вначале продемонстрировать детям неверный способ работы; например, в отношении ряда первым выдвигается предположение, что у человечка с шариками день рождения. Ему дарят шарики: «Вот у него уже три шарика, — говорит учитель, — сейчас при­дет следующий гость, и у него их будет четыре. Нет, не четыре, а толь­ко два. Значит, мы неправильно придумали. Наверное, он сам дарит шарики. Давайте посмотрим: вот у него три шарика, один он подарил, значит, должно остаться два. А сколько их на другой картинке? Верно, два. Значит на третьей будет один - правильно! Ну а потом? Верно, ни одного! Вот мы и решили задачу».

Можно и сразу обратить внимание детей на характер измене­ния элементов ряда: от картинки к картинке у человечка все меньше шариков — было три, потом два, потом один, а потом... ни одного. «Да­вайте придумаем сюжет для такой задачи», — предлагает учитель.

Поскольку следующие задачи дети будут решать парами, учи­тель должен помочь им договориться. Дети учатся «этикету» содержа­тельной дискуссии. Поэтому должны присутствовать высказывания ти­па: «Ты со мной согласен?» и т.п.

Парты расставлены в форме каре.

1. Учитель дает классу образец решения задачи «Продолжи ряд». На доске — «текст» задачи (рис. 30).

Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru

Рис. 30

Условие задачи. Учитель: «Слева нарисованы три разные фигурки. Чем они отличаются друг от друга? (количеством шариков.) Четвер­тая клеточка пустая. Но ее надо заполнить. Справа тоже нарисова­ны три разные фигурки. Одну из них можно вставить в пустую кле­точку. Какую фигурку можно вставить? (На вопрос учителя дети от­вечают жестом — пальцами показывают номер фигурки. Учитель не дает оценку ответам. Он лишь обозначает на доске, что в классе есть несколько мнений, ставя знак «+» под первой, второй и третьей фигурками.) Как узнать, кто прав? Может быть, кто-то один, а может быть, все. (Надо привести доказательства, порассуждать, объяснить свою мысль другим.) Кто хочет защитить первую точку зрения?» Да­лее учитель задает главный вопрос: «Почему ты так думаешь?» Когда ребенок сформулирует свою мысль, учитель обращается к клас­су: «Вы поняли Мишу? Есть вопросы? Если что-то непонятно, под­нимите знак вопроса. Если поняли и согласны, поднимите знак «+». Если поняли, но не согласны, покажите знак «-». Добивается реак­ции каждого ребенка.

Решение задачи. Учитель: «На первой картинке (крайняя левая) — человек с тремя шариками. Он отпускает (продает, дарит) по одному шарику. (Все дети поднимают три пальца.) Вторая картинка — чело­век выпустил в небо один шарик. У него осталось... (Дети загибают один палец, поднимают два.) Третья картинка — выпущен еще один шарик. Четвертая картинка — выпущен еще один шарик. Сколько осталось?»

Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru Адресованность действия при групповом взаимодействии. - student2.ru 2. Работа втроем. Трое сидящих рядом детей объединяются в группу. Сидящему в середине учитель дает лист с пятью задачами (см. Приложение, II. Материальное обеспечение,пункт 22). Слева на­рисованы три картинки. Надо рассмотреть их и понять, по какому за­кону они меняются. Затем найти недостающую четвертую картинку. Она нарисована справа. Из трех правых картинок нужно найти одну верную и отметить ее знаком «+». Но среди пяти задач есть одна ловушка, в ловушке все ответы справа неверные! Надо найти ло­вушку и нарисовать около нее знак «Л». Как работать втроем? Учи­тель приглашает двух помощников (из числа желающих) и вместе с ними, пользуясь новым рисунком на доске (рис. 31), демонстрирует образец совместной работы над решением задач.

Рис.31

1) Дети думают и пытаются найти решение, затем указывают на соответствующую картинку. Если ответ находят оба ребен

Наши рекомендации