Работа в тетради в тетради «Пишем грамотно»
Упражнение 1 закрепляет написание слов с удвоенными согласными. Выполняется самостоятельно с последующей фронтальной проверкой.
Упражнение 2 тренирует в написании слов с удвоенными согласными. Выполняется в парах. Слова, которые необходимо вставить: аллея, класса, троллейбусная, жужжала, группа, шоссе, коллекции, килограмм.
Упражнение 3 организует комплексное повторение. Выполняется фронтально. Учащиеся определяют, что две запятые поставлены ошибочно, а две запятые пропущены. Цифра 1 должна быть поставлена над словами давным-давно, времён, смогли, земле, морям, нагревал. Слова с двумя корнями: первобытные, путешествовать, паровозов, пароходов (в слове автомобиль один корень).
Упражнение 4 отрабатывает умения определить границы предложений, ставить необходимый знак в конце предложения. Выполняется индивидуально.
Упражнение 5 повторение правила обозначения звука [ы] после ц. Выполняется фронтально. Прежде всего учитель просит прочитать все слова и определить, на какое правило они подобраны. После этого ученики вспоминают правило. Затем называют только те слова, в которые нужно вписать букву и.
Словарная работа: Записать в словарик слова территория, профессия, галерея. Подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Придумать и записать в тетрадь предложения с данными словами, определить, какими членами предложения они являются.
Дополнительная работа: Выполнить упр. 111, 118 в тетради «Учусь писать без ошибок».
Домашняя работа: Списать в тетрадь слова упр. 1 тетради «Пишем грамотно», два предложения упр. 2 тетради «Пишем грамотно». Выучить словарные слова упр. 5 учебника.
Ваш комментарий к уроку
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Развитие речи
Урок 81
Учимся писать письма
Задачи урока: закрепить навык написания писем; отработать письменный пересказ текста.
Работа по учебнику.
Упражнение 1 комплексная работа с текстом: закрепление навыка написания письма с опорой на обучение письменному пересказу. Выполняется фронтально. Перед тем как учитель прочитает текст упражнения, следует напомнить ученикам тексты предыдущих уроков «Развитие речи» (о драгоценных камнях и полезных ископаемых). Можно уточнить ученикам задание: «Ребята! Мы с вами уже знаем о том, что есть полезные ископаемые, есть драгоценные камни. И те и другие играют определенную роль в жизни человека: из железа делаются многие необходимые вещи, а драгоценные камни служат для украшения. Сейчас я прочитаю вам текст, из которого вы узнаете, что и обыкновенные речные камешки могут оказаться полезными. Только вы должны догадаться, всегда или только в определенной ситуации эти камешки могут быть полезны? Какую пользу они принесли?» (эти вопросы могут быть повторены и после прочтения текста. Затем следует приступить к пересказу текста, оформляя его в виде письма (в учебнике ребятам предлагается написать письмо другу или соседу по парте). Учитель обязательно должен спросить учеников, кто из них готов работать самостоятельно; с остальным классом работа по составлению пересказа (текста письма) проводится фронтально аналогично предыдущим упражнениям: необходимо записать обращение, затем еще раз перечитать текст, выделить его основную мысль и кратко пересказать текст (учитель записывает и редактирует на доске ответы учеников). Это упражнение предлагается для обучения сжатому пересказу, поэтому так важно во время проведения рекомендовать ученикам не увлекаться подробностями, а сосредоточиться на кратком изложении содержания текста, ведь его следует передать в письме своему другу. Записанный на доске текст ученики переписывают в тетради. Во время списывания учитель может проверить тетради учащихся, работавших индивидуально.
Ваш комментарий к уроку
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Как устроен наш язык
Урок 82
Падеж имен существительных
Задачи урока: закрепить знания о системе падежей русского языка; отработать алгоритм определения падежа имён существительных в предложении; тренировать в определении падежа имён существительных.
Работа по учебнику.
Упражнение 1 отрабатывает умения определить падеж имён существительных. В процессе выполнения упражнения учащиеся наблюдают за тем, что существительные в форме родительного падежа могут выступать в роли разных членов предложения. Выполняется письменно фронтально. Учитель следит за тем, чтобы работающий у доски ученик при определении падежа обязательно задавал вопрос и подставлял вспомогательное слово.
Рубрика «Давай подумаем» еще раз обращает внимание учащихся на то, что падежный вопрос к слову и вопрос к этому слову как к члену предложения (смысловой, синтаксический вопрос) не всегда совпадают. К такому выводу учащиеся должны будут прийти уже при выполнении второй части заданий к упр. 1, поэтому материал рубрики послужит для обобщения сделанных наблюдений. Читает материал рубрики вслух сам учитель.
Упражнение 2 поиск слов, употребленных в стихотворении в форме родительного падежа. Выполняется письменно в парах. Возможные трудности: 1) в стихотворении все слова в родительном падеже стоят в форме множественного числа, 2) у шести из восьми выписанных слов нулевые окончания, 3) при образовании формы родительного падежа множественного числа появляется беглый гласный. Это может спровоцировать ошибки при выделении окончаний. Если учитель не уверен в том, что учащиеся смогут самостоятельно правильно выделить окончания, он просит во время работы в парах только найти и записать слова в форме родительного падежа, а задание по нахождению и выделению окончаний предлагает выполнить коллективно после проверки выписанных слов. При этом учитель просит называть начальную форму каждого выписанного слова и форму именительного падежа множественного числа. Это поможет в выделении окончаний, например, (из) веснушек – веснушка, веснушки, окончание нулевое. После выполнения упражнения учитель просит учащихся назвать, какими членами предложения могут быть слова в форме родительного падежа. В результате выполнения первого и второго упражнений учащиеся должны прийти к выводу, что существительные в форме родительного падежа в предложении могут быть определениями, обстоятельствами, дополнениями.
Упражнение 3 отрабатывает умения употребить в предложении слово в нужной форме, различать падежный вопрос и вопрос к слову как к члену предложения. В классе выполняется фронтально устно. При этом учитель помогает учащимся увидеть несколько возможных вариантов продолжения предложения. Например, «Ребята готовятся к уроку.», «Ребята готовятся к празднику.» «Ребята готовятся к соревнованию.» Письменное выполнение упражнения предлагается как домашнее задание, при этом учитель просит написать не менее шести предложений.
Упражнение 4 организует наблюдение за тем, как зависит падежная форма существительного от смысла предложения. Выполняется письменно в парах с последующей проверкой выводов, к которым учащиеся пришли в ходе обсуждения в парах. Важно, чтобы учащиеся обратили внимание на то, что в этих предложениях слово друг стоит в разных падежных формах: в первом предложении в форме родительного падежа, во втором – в форме дательного падежа. Важно также проверить, как учащиеся подчеркнули слова друга и другу как члены предложения. В первом предложении учащиеся задают вопрос подарок чей? друга и подчеркивают как определение. Во втором предложении учащиеся задают вопрос подарок кому? другу и подчеркивают как дополнение (вопрос определения к слову другу в словосочетании подарок какой? другу является неверным и не должен рассматриваться даже как возможный вариант).
Упражнение 5 отрабатывает умение ставить слово в нужную падежную форму. Сначала устно разбираются все шесть предложений, которые предстоит записать, после этого учащиеся самостоятельно записывают предложения, обязательно указывая падеж имен существительных и выделяя окончания.
Словарная работа: Написать под диктовку учителя слова: территория, профессия, галерея. Сверить свою запись с записью на доске, при наличии ошибок исправить их.
Дифференцированная работа: Учащиеся, требующие педагогической поддержки, выполняют с учителем упр. 120 в тетради «Учусь писать без ошибок». Остальные учащиеся по аналогии с предложениями из упр. 4 составляют свои пары предложений со словами кота – коту, дедушки – дедушке, учеников – ученикам.
Домашняя работа: Выполнить упр. 3, написав не менее шести предложений.
Ваш комментарий к уроку
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Правописание
Урок 83
Учимся писать суффикс –ок в именах существительных
Задачи урока: отработать написания суффикса –ок-; повторить правописание суффиксов имён существительных.
Работа по учебнику.
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение над особенностями суффикса –ок-. Учащиеся должны заметить, во-первых, что этот суффикс всегда ударный, во-вторых, что звук [о] после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой о. Сделать первый вывод помогает задание «Спиши слова, поставь в них ударение». Чтобы помочь учащимся сделать второй вывод, учитель может записать на доске слова башмачок, бочок, бычок, волчок, сапожок и попросить рассказать, что общего в этих словах (в этих словах суффикс следует после шипящего звука), и просит обратить внимание на то, какой буквой обозначается гласный звук после шипящих в суффиксе –ок-.
Рубрика «Обрати внимание» обобщает выводы, к которым пришли учащиеся в процессе наблюдения над особенностями суффикса –ок-.
Упражнение 1 отрабатывает написание суффикса –ок-. Основное внимание уделяется обозначению звука [о] после шипящих в этом суффиксе буквой о. Выполняется фронтально письменно.
Упражнение 2 отрабатывает написание суффиксов –ек-, -ок-. Выполняется письменно в парах. Возможные слова: сырок, дружок, крючок, блиночек, дружочек, паучок, человечек, ветерок, замочек, пирожок, дубок, снежок. Организация проверки: учитель просит сначала назвать слова, которые получились в результате добавления к словам упражнения суффикса –ок- , потом назвать слова, которые получились с помощью суффикса –ек-. Дополнительное задание: Прочитать еще раз исходные слова и назвать те, в которых уже были суффиксы (это слова блинок, дружок), понаблюдать, что произошло при добавлении к этим словам суффикса –ек-. Учащиеся отмечают, что в суффиксе –ок- произошло чередование к//ч. Учитель может предложить доказать, что в слове замок нет суффикса –ок-.
Рубрика «Обрати внимание» систематизирует результаты наблюдений, сделанных в процессе выполнения предыдущего упражнения. Учитель записывает на доске несколько словообразовательных цепочек: друг – дружок – дружочек; блин – блинок – блиночек; ветер – ветерок – ветерочек.
Упражнение 3 повторяет правописание суффиксов –ек-, -ик-, отрабатывает написание суффикса –ок-. Выполняется письменно фронтально. Перед началом выполнения упражнения учитель просит учащихся вспомнить правило написания суффиксов –ек-, -ик-, рассказать, что необходимо сделать, чтобы не ошибиться в выборе одного из этих суффиксов. В процессе выполнения упражнения учитель просит перед записью слов с суффиксами –ек-, -ик- обязательно сначала подбирать проверочное, изменяя слово, и лишь после этого приступать к записи.
Упражнение 4 отрабатывает написания суффиксов. Предлагается для дифференцированной работы.
Упражнение 5 закрепляет правописание существительных с суффиксами –ок-, -ек-, -ик-, совершенствует навык анализа состава слова. Выполняется письменно в группах или в парах. Учитель предлагает найти и записать как можно больше групп слов. Возможные группы слов:
снег, снежок, снежочек;
вечер, вечерок, вечерочек;
свист, свисток, свисточек;
голубь, голубок, голубочек;
сад, садик, садочек;
звон, звонок, звоночек;
шаг, шажок, шажочек.
Вариант выполнения: упражнение может быть предложено для дифференцированной работы.
Упражнение 6 отрабатывает орфограммы «Буквы о – ё после шипящих в корне слова» и «Буквы о – ё в после шипящих в суффиксах имён существительных». Выполняется фронтально письменно. Перед началом выполнения учитель просит учащихся прочитать все слова упражнения и определить, на какие две группы будут разделены слова. Учащиеся должны увидеть, что во всех словах есть ударный звук [о], стоящий после шипящего, но в одних словах эта орфограмма в корне, а в других – в суффиксе. После этого учащиеся по очереди выходят к доске и записывают слова в нужный столбик. Работающий у доски ученик обязательно объясняет написание слова. По усмотрению учителя рядом со словами шёпот, чёрный, щёлка, пчёлы можно записать слова, доказывающие написание буквы ё.
Запись на доске:
шёпот чёрный щёлка шорты шов шорох пчёлы капюшон | паучок жучок бычок шажок сверчок |