Организация работы в специальных

ГРУППАХ

Правильная организация логопедического процесса определяет качество коррекционной работы, имеющей целью исправление не­достатков речи.

Под правильной организацией имеется в виду: своевременное обследование детей, рационально составленное расписание заня­тий, планирование индивидуальной работы с каждым ребенком всоответствии с общим планом, наличие планов фронтальных заня­тий и оснащение их необходимым оборудованием и наглядными пособиями, совместная работа логопеда и воспитателей группы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ

Принятые в группу дети подвергаются тщательному логопеди­ческому обследованию.

На каждого ребенка заводится тетрадь (общая), в которую записываются результаты обследования, индивидуальный план работы и задания воспитателям и родителям.

На обследование детей логопед выделяет две первые недели. В дальнейшем данные обследования могут пополняться в резуль­тате наблюдений за ребенком во время занятий. Одновременно начинается работа по коррекции произношения, а также ведутся фронтальные занятия в соответствии с планом, о котором будет сказано ниже.

Обследование проводится по плану, предусмотренному специ­альной речевой картой.

Речевая карта

Дата поступления ребенка в группу……………………………………………………………………... Фамилия, имя................................................................................................................................................

Возраст .........................................................................................................................................................

Домашний адрес............................................................................................................................................

Из какого сада направлен (№, адрес)........................................................................................................

Жалобы родителей.........................................................................................................................................

Данные о ходе речевого развития.........................................................................................................................................................

Слух.................................................................................................................................................................

Умственное развитие ребенка ..................................................................................................................

Внимание, работоспособность.....................................................................................................................

Общее звучание речи (темп, голос, внятность, дыхание)..........................................................................

Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)...........................................................

Произношение и различение звуков ......................................................................................................

Произношение слов сложного слогового состава .....................................................................................

Анализ и синтез звукового состава речи....................................................................................................

Грамматический строй речи ....................................................................................................................

Словарь ..........................................................................................................................................................

В первую очередь записываются необходимые формальные дан­ные.

Графа жалобы родителей может быть заполнена на осно­вании опроса родителей или педагогической характеристики, представленной детским садом, направившим ребенка в речевую группу.

Графа данные о ходе речевого развития обычно за­полняется со слов матери. В ней отмечается, как протекало развитие речи ребенка с раннего детства до поступления в группу: когда появились первые слова, фразы, какие наблюдались затруд­нения и т. д. Отмечается, обращалась ли раньше мать к логопе­дической помощи, если да, то сколько времени проводились заня­тия, с каким результатом. В этой же графе отмечаются особеннос­ти речевой среды (многоязычие, длительное пребывание ребенка в ясельных и дошкольных учреждениях закрытого типа и т. п.), а также различные обстоятельства, препятствовавшие нормальному развитию речи (болезни, травмы и т. п.).

Графа слух. Несмотря на то что отборочные комиссии не должны пропускать в речевые группы детей со сниженным слу­хом, имеют место ошибки, особенно если снижение слуха незначительное.

Логопед проверяет слух у всех без исключения детей. Слух считается нормальным, если ребенок слышит отдельные слова, сказанные шепотом на расстоянии 6—7 м от ушной раковины (ребенок при этом ставится спиной к лицу, проводящему обследо­вание).

Возможность слышать речь разговорной громкости не дальше чем на расстоянии от 6 до 8 м от ушной раковины и шепотную речь на расстоянии от 3 до 6 м указывает на легкую степень снижения слуха. Если ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 м, а шепот на расстоянии 1—3 м, — речь идет об умеренной степени снижения слуха. При значительной степени снижения слуха ребенок слышит речь разговорной громкости на расстоянии от 2 до 4 метров, а шепот на расстоянии 1 м. При тяжелом снижении слуха ребенок слышит речь разговорной гром­кости на расстоянии от 0 до 2 м, а шепот от 0 до 0,5 м.

Детей со сниженным слухом следует направлять в детские са­ды для детей с нарушением слуха.

Графа общее развитие заполняется на основании обследования и наблюдения за ребенком во время занятий.

Дети со сниженным интеллектом не подлежат приему в группы для детей с недоразвитием фонетической стороны речи. Однако среди интеллектуально полноценных детей могут быть дети с различным уровнем развития. Нередко дети с фонематическим недоразвитием, стесняясь своего дефекта, становятся молчаливы­ми, замкнутыми; во время занятий (имеются в виду занятия в детском саду) они стараются не отвечать на вопросы, не прини­мать участия в общей работе. Не удивительно, что их развитие несколько задерживается. Задача логопеда заключается в том, чтобы выявить детей и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Обследование начинается с беседы.

Вначале задаются вопросы, на которые легко ответить: «Как тебя зовут? Кто тебя к нам привез? Есть ли у тебя брат? Какие у тебя есть игрушки?». Используя картинки, логопед задает ряд вопросов, ответы на которые покажут, как ребенок ориентируется в окружающем. Так, например, показав ребенку картинку, на которой изображена зима и зимние забавы детей, можно задать такие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? А почему ты догадался, что это зима?» Или, показав картинку, на которой изображены два-три вида транспорта, можно спросить: «А на чем еще можно ездить?» Путем наводящих вопросов следует поста­раться добиться наиболее полного ответа.

Кроме беседы, можно использовать следующие приемы.

Определение последовательности действия. Используются кар­тинки (4—5 штук) с изображением развивающегося в определен­ной последовательности сюжета, например: мальчик и девочка покупают шар; шар улетел и запутался в ветках дерева; пионер достает шар; пионер отдает шар детям.

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки (кар­тинки предварительно перемешиваются) и разложить их в нужной последовательности. Затем ребенок составляет рассказ.

Счет. Ребенку 6—7 лет обычно доступны пересчет предметов в пределах 10, правильное соотнесение названия с количеством в пределах 5—6, решение (в этом же пределе) простейших ариф­метических задач.

Можно задать и такие вопросы; «Сколько у тебя глаз? А у меня? Сколько пальцев на руке? Сколько ног у курицы? А у со­баки? Сколько колес у легковой машины? А у велосипеда?».

В случае выявления затруднений в счете ребенку необходимо в дальнейшем уделить особое внимание во время занятий по счету, а иногда и организовать дополнительные занятия (с воспитате­лем).

С помощью предметных картинок выясняется, может ли ребе­нок объединять предметы в определенные группы (животные, овощи, посуда, транспорт, мебель и т. п.). Для этого ему дают ряд картинок (все картинки перемешиваются) и предлагают раз­ложить их по группам. (Что к чему подходит?) В случае затруд­нения логопед показывает, как это делается. В большинстве слу­чаев ребенку 6—7 лет такое задание доступно. Если после объяс­нения и показа ребенок все же не справляется с заданием, то задача облегчается — ему предлагается разложить картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к 2—3 наиболее различающимся группам (например, овощи, животные, мебель). Можно дать сложить кубики или разрезанные на б—8 частей предметные или сюжетные рисунки. Это задание также не должно вызвать затруднений. Если оно оказывается недоступным, то сле­дует дать картинки, разрезанные на 4 части.

Используются также различные вкладыши, т. е. детям предла­гается вкладывать в гнезда или опускать в прорези пластинки или фигурки различной формы.

Если предполагается умственная отсталость, то ребенок на­правляется к врачу-психоневрологу. При диагнозе «олигофрения» ребенок подлежит выводу из речевой группы.

Графа внимание, работоспособность заполняется постепенно, по мере накопления наблюдений как в процессе обсле­дования, так и в процессе занятий.

Графа общее звучание речи (темп, голос, разборчивость, артикуляция, дыхание) частично может быть заполнена на осно­вании проведенной в начале обследования беседы. Можно также предложить ребенку прочитать стихотворение или рассказать зна­комую сказку.

При заполнении графы состояние артикуляционного аппарата выясняется, имеются ли отклонения в строении и подвижности речевого аппарата.

В процессе обследования строения речевого аппарата логопед записывает в карту следующие данные:

Губы (толстые, короткие, расщепление верхней губы и т. п.).

Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, отсутствуют резцы и т. п.).

Прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий и т. п.).

Челюсти (верхняя или нижняя) выдвинуты вперед.

Нёбо (высокое, узкое, плоское, укороченное).

Язык (массивный, маленький, укороченная уздечка и т. п.).

С целью выявления особенностей моторики артикуляционного аппарата логопед предлагает ребенку по подражанию, а затем по словесной инструкции произвести определенные движения.

При выявлении подвижности губ: вытянуть губы вперед хобот­ком и растянуть их в улыбку.

При выявлении подвижности языка: высунуть язык изо рта и втянуть его глубоко в рот, загнуть кончик языка вверх и вниз, показать язык широким, распластанным и узким.

При выявлении подвижности мягкого нёба — поднять и опус­тить (произношение звука а при широко открытом рте).

Графа произношение и различение звуков. Обсле­дование характера произношения звуков целесообразно проводить по группам, объединяя в одну группу звуки, близкие по акусти­ческим или артикуляционным признакам и поэтому смешиваемые в речи и недостаточно различимые на слух.

При обследовании произношения выделяются следующие группы звуков:

1. Гласные (а, о, у, э, ы, и).

2. Свистящие, шипящие, аффрикаты (с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ) и звуки т' и д'.

3. Соноры (н, н', м, м', р, р', л, л' и йот).

4. Глухие и звонкие (парные) в мягком и твердом звучании (п—б, т—д, к—г, ф—в), с—з, ш—ж.

5. Взрывные и фрикативные (к—х).

При обследовании произношения каждой группы или пары зву­ков логопед отмечает: 1) как ребенок произносит звуки вне речи; 2) как ребенок пользуется звуками в речи; 3) как ребенок разли­чает звуки.

1) Как ребенок произносит звуки вне речи.

Для выяснения этого вопроса ребенку предлагается произнести звук, прямой слог или простое по слоговому составу слово, начи­нающееся на проверяемый звук (а — Аня, са— сад). Проверка произношения звуков вне речи необходима для составления плана исправления (или воспитания) артикуляции звуков.

При обследовании произношения гласных звуков обращается внимание на звук ы. Это единственный звук из числа шести глас­ных русского языка, который часто произносится неправильно. Недостаточность при произнесении остальных гласных звуков обычно заключается в нечетком их произношении вследствие вялой артикуляции губ, языка, нижней челюсти.

Покажем, как проводится обследование, на примере шипящих и свистящих звуков.

При обследовании произношения согласных звуков ребенку предлагается произнести твердый звук с гласными а и у (са — сад, су-—суп), мягкий звук с гласными и и у (си — Сима, сю — сюда) и звук в обратном слоге (ас — ось).

В карте отмечается, произносит ли ребенок звук правильно, или искаженно, или замещает другим звуком, или произносит два звука одинаково.

Приведем несколько примеров записи (при обследовании) про­изнесения свистящих и шипящих звуков.

Звук прозносит правильно:

с +

ш +

Звук отсутствует (заменяется более простым по артику­ляции):

ш = с1, с = т, ц = т, ш — ф.

Оба звука произносятся одинаково (т. е. процесс дифференциа­ции этих звуков еще не произошел):

организация работы в специальных - student2.ru

с ч

организация работы в специальных - student2.ru организация работы в специальных - student2.ru } полумягкое с } мягкое ч

сь ть

организация работы в специальных - student2.ru организация работы в специальных - student2.ru организация работы в специальных - student2.ru с ш

} межзубное с } мягкое ш

ц с

2) Как ребенок пользуется звуками в речи.

Проверив произношение всех звуков обследуемой группы вне речи, логопед выясняет, как

________________________________

1 Черточка показывает, что данный звук произносится искаженно.

ребенок произносит эти звуки в само­стоятельной речи. Необходимо отметить, что умение произносить

звукивне речи еще не означает, что ребенок различает эти звуки со сходными и правильно употребляет их в речи. Нередко, умея правильно произносить звук, ребенок в речи смешивает его с другим звуком, заменяет каким-либо звуком, опускает, а иногда искажает. На это и надо обратить внимание при обследовании.

Выясняя, как ребенок пользуется проверяемыми звуками в самостоятельной речи, логопед предлагает ему прочесть стихотво­рение и, внимательно вслушиваясь в речь ребенка, записывает примеры произношения слов с проверяемыми звуками. Можно также предложить ребенку повторить предложение или небольшое стихотворение.

Приведем в виде примера несколько предложений и стихотво­рений, которые могут быть использованы при проверке произно­шения свистящих и шипящих звуков.

с - ш Саша уступил место старушке.

с – ц – ч - ш Чёрный щенок сидит на цепи.

с – с’ – ч - щ Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

з—ш—ж—щ—ц—ч Этой щёткой чищу брюки,

Этой щёткой — башмаки.

Этой щёткой чищу зубы,

Все три щётки мне нужны,

с – ш – ч – т’ Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

В результате проверки в карте появляются примерно такие записи: тивстик (часовщик); плисулив (прищурив); сойниска (сол­нышко); штарушка (старушка) и т. п.

3) Как ребенок различает звуки.

Смешение звуков в речи, одинаковое произношение групп или пар звуков, замена одних звуков другими — показатели недоста­точного различения звуков.

Кроме того, логопед может использовать некоторые специальные приемы.

Повторение вслед за логопедом слогов с оппозиционными звуками, например: са — ша, ша — са, са — ша — са; ча — ща; ща —ча — ща и т. п. (при условии, что проверяемые звуки произносятся ребенком различно).

Логопед произносит ряд слогов, например: ас, аш, ащ, ас, ац и т. д., ребенку предлагается поднимать руку, если он услышит в составе слога определенный звук (в данном примере звук с).

Аналогично можно предложить для сравнения слова, начинающиеся на определенный звук, например: сани, шапка, собака, щу­ка, терка и т. п.

Более сложное задание, требующее от ребенка самостоятель­ного выделения звука (т. е. без опоры на слуховое восприятие) — это подбор с помощью предметных картинок слов, начинающихся на определенный звук. (Это задание дается только тем детям, которым доступно выделение звука из слова.) Так, например, при отборе слов, начинающихся на звук с, ребенку даются картинки, на которых изображены сани, сумка, сапоги, самолет, шапка, шиш­ки, шарф, шуба, чайник, чулки, чашка, чемодан, цапля, цветы, цыпленок, зубы, замок, зонт (все картинки перемешиваются). Ребенок сам называет картинки и откладывает те, название кото­рых, по его мнению, начинается на звук с.

Аналогичное задание может быть дано для различения какой-либо пары звуков. Логопед записывает примеры ошибочных ответов.

В такой же последовательности, как это показано на примере обследования свистящих и шипящих звуков, обследуются и другие группы звуков.

Следующая группа — соноры р, р', л, л', м, м', н, н’, йот. Звуки н, н', м и м' редко подвергаются искажению, исключая межзубное произношение звуков н и н', на что и надо обратить внимание. Кроме того, необходимо проверить, достаточно ли твердо произ­носятся звуки н и м и достаточно ли мягко — звуки н' и м'. С этой целью, как уже указывалось, звуки произносятся с гласными ы, и и гласным у, т. е. ны, ни, ну, ню и в обратном слоге: ан — ан'. Произношение звука йот проверяется в прямом слоге с гласными а и у, т. е. йа (я) и йу (ю) и в обратном слоге: ай. Обращается также внимание на произношение звука йот в условиях стечения, что нередко затрудняет детей. С этой целью для повторения дают­ся следующие слова и предложения: бельё, перья, стулья; Лена пьёт молоко; Коля и Петя — братья.

Произношение звуков р, р', л, л', которые часто искажаются, тщательно проверяется.

Приведем примерный материал, который может быть при этом использован.

Повторение слогов, слов, предложений, текстов с оппозицион­ными звуками: например: ра — ря;

ла— ра; ла — ра— ля и т.п.

р — р': ракета, речка. В огороде растёт репа и редиска. Про­ворная белка прыгает с дерева на дерево.

р — л: рыболов, проволока. Тарелка упала и разбилась. Разыг­рался толстый мяч, испугался старый грач.

р — л — р' — л': рояль, маляр, вертолёт, пропеллер.

Котик Барсик ловит крыс, Мы кормушку смастерили,

Кролик лист капустный грыз. Мы столовую открыли,

В гости в первый день недели.

К нам синицы прилетели. организация работы в специальных - student2.ru организация работы в специальных - student2.ru организация работы в специальных - student2.ru

Следующая группа — глухие и звонкие, т. е. звуки п— б; т—д; к — г; ф—в; с — з в твердом и мягком звучании и звуки ш — ж. Факт искажения звуков с — с', з—з', ш, ж, т' фиксируется при обследовании свистящих и шипящих. Звуки п, т, к, ф, б, д, г, в редко произносятся искаженно. Если все же имеется искажение этих звуков, например, вместо к и г наблюдается взрыв сомкну­тых голосовых связок, то это фиксируется в карте. Иногда иска­женно произносятся только мягкие звуки. Так, например, может быть боковое произношение к' и г'; поэтому необходимо проверить произношение не только твердых, но и мягких звуков. В то же время часто все звонкие звуки или только взрывные не произно­сятся вовсе — в речи их заменяют парные глухие. Иногда ребенок произносит звуки в изолированном виде, но не произносит их в речи, а если и употребляет, то редко или с недостаточным озвон­чением. Поэтому следует тщательно проверять умение различать пары звонких и глухих звуков. Следует обращать внимание на то, как звуки произносятся в составе речевого потока. При этом ис­пользуются примерно такие предложения и тексты:

з - б У Зины болят зубы.

г – к; с – з; б Галка свила гнездо на берёзе.

п – б; с – з; ш – ж; т - д Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

с – з; п - б Бегемот разинул рот,

Булки просит бегемот.

Кроме того, детям предлагается повторить слоги с парными звуками: па — ба, та — да— та, за — са и т. п.

Следует еще проверить, как произносится проторный звук х, и установить, нет ли смешений х со взрывным звуком к, что иног­да наблюдается у детей с фонематическим недоразвитием.

Приведем примерный материал, который можно использовать при выявлении недостатков произношения к и х:

У Коли болит ухо. Утёнок покрыт пухом. На ёлке засох сук.

Мягкий снег, как пух,

Как рой белых .мух,

Хлопьями валит,

Под ногой хрустит.

Для повторения даются слоги типа: ка — ха, ка—ха — ка.

Графа произношение слов сложного слогового состава.

У некоторых детей наряду с неправильным произношением звуков наблюдаются ошибки при произнесении многосложных слов или трудных словосочетаний. Если такого рода затруднения выступают резко, т. е. дети часто искажают слова, опуская или переставляя слоги и звуки (например, лисипед вместо велосипед, мицаней вместо милиционер, таитита вместо строительство, деверо

вместо дерево и т. п.), необходимо учесть это при составлении индивидуальных планов.

Примеры искаженного произношения слов записываются в карту в процессе проверки звукопроизношения. Кроме того, можно предложить ребенку повторять за логопедом отдельные слова или предложения и тексты, в которые включены многосложные слова. Например: строительство, аквариум, милиционер, градусник. На елке зажглись разноцветные электрические лампочки. Саше понравился пластмассовый кораблик. Милиционер регулирует уличное движение. Мотоциклист едет на мотоцикле. Космонавт управляет космическим кораблём. Ткачиха ткёт ткань.

По бревну по брёвнышку Сшили Тане сарафанчик —

Проползла букашка, Нет такого у подруг;

Пропорхала бабочка, Ярко-жёлтый одуванчик,

Пролетела пташка. Колокольчики вокруг. И т.п.

Заполняя графу анализ звукового состава речи, чтение, письмо, логопед выясняет, доступны ли ребенку сле­дующие формы анализа:

а) Выделение ударного гласного из начала слова. Это наибо­лее легкая форма анализа в норме доступна с 4—5 лет. Для вы­деления звука предлагаются следующие слова: Алик, утка, Оля.

б) Выделение согласного из начала слова. Это более трудная форма анализа. В норме она доступна примерно 60% детей стар­шего дошкольного возраста; иногда требуются некоторые пред­варительные пояснения и тренировка. Детям с фонематическим недоразвитием это в большинстве случаев недоступно—они или называют слог, или не понимают вопроса, иногда повторяют все слово или его большую часть. Для выделения первого звука под­бираются слова с разными сочетаниями согласных и гласных: шары, щука, сани, город, рама, луна, станок, крыша и т. п.

в) Выделение конечного согласного из легких слов типа мак, кот, лук, нос, душ. Часто и эта форма анализа очень затрудняет детей с фонематическим недоразвитием.

г) Выделение конечного гласного (ударного) из слов типа мука, луна, шары.

Дети с фонематическим недоразвитием редко справляются с этими формами анализа.

д) Знание букв, чтение, письмо.

Графа г р а м м а т и ч е с к и й с т р о й р е ч и.

У детей с фонематическим недоразвитием нередко наблюдается некоторое отставание в формировании грамматического строя языка. Однако не всегда в ходе беседы с ребенком в его речи удается обнаружить аграмматизм. Приходится применять специ­альные приемы, позволяющие определить уровень речевого разви­тия ребенка. Вместе с тем следует учитывать, что с помощью рекомендуемых приемов можно составить лишь приблизительное представление о состоянии речи ребенка.

В дальнейшем, в процессе живого общения с ребенком и наблюдений за ним, это первоначальное представление будет уточняться.

Опишем некоторые из используемых приемов.

1) Составление рассказа и ответы на вопросы.

Ребенку предлагается составить рассказ по сюжетной картине или по серии картин. Задаются вопросы, требующие ответов слож­ными предложениями («Почему? Зачем? Отчего?»).

Ребенку предлагается выслушать небольшой рассказ, а затем дать полные ответы на вопросы по тексту.

2) Задания на словоизменение.

а) Употребление существительных в различных падежах. Ре­бенку предлагается отвечать на вопросы. При этом используются специально подобранные картинки.

«На кого смотрят дети?» (На слона, на льва, на лису, на обезьян, на уток, на лебедей.) «Кого кормит девочка?» (Кур и петуха.) «Чем девочка ecт суп?» (Ложкой.) «Чем мальчик ре­жет хлеб?» (Ножом.) «Чем покрыто тело кошки?» (Шерстью.) «Чeм покрыто тело курицы?» (Перьями.) «Чем покрыт стол?» (Клеенкой, скатертью.) «За чем идут дети в лес?» (За ягодами, за цветами, за грибами, за желтыми листьями.)

б) Образование форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал для обследования — картинки с изображением пред­метов или предметы.

Проверка организуется таким образом.

Ребенку показывают картинку, на которой изображен лес. За­тем задают вопрос: «Чего в лесу много?» (Деревьев, кустов, елок, цветов, ягод, грибов, листьев и т. п.) Можно спросить: «Чего мно­го в этой комнате?» (Столов, стульев, карандашей, книг, тетра­дей, окон, ламп и т. п.).

Ребенок с хорошо развитой речью обычно не делает ошибок или допускает 1—2 ошибки на 10—12 слов, неправильно образуя окончания родительного падежа—ягодов, окнов и т. п. Большое количество неправильных ответов, особенно замена окончаний ро­дительного падежа окончанием множественного числа именитель­ного падежа (много окны, много лампы и т. п.), указывает на низкий уровень речевого развития.

в) Преобразование единственного числа имен существительных во множественное.

Логопед предлагает ребенку поиграть так: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Я скажу стол, а ты — столы, я скажу рука, а ты — руки». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования множественного числа примерно такой ряд: коза, глаза, стул, ухо, дерево, рот, перо, окно, рукав воробей. Количество допускаемых ошибок не должно превышать 2—3.

г) Предложно-падежное управление.

Целесообразно специально проверить, какими предлогами пользуется ребенок в своей речи. При хорошем речевом развитии ребенок 6—7 лет пользуется большим количеством простых пред­логов, например: на, у, в, под, над, около, из, с, к, а также слож­ными предлогами из-под, из-за.

При обследовании ребенку предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (На коробке.) «А теперь?» (В коробке.) «Откуда я взяла карандаш?» (Из коробки.) «Откуда упал карандаш?» (Со стола.) «Где теперь карандаш?» (Под сто­лом, под коробкой.) Ребенку предлагается достать карандаш, одновременно логопед задает вопрос: «Откуда ты достал каран­даш?» (Из-под стола, из-под коробки.) Также проверяется нали­чие предлогов за (карандаш кладется за коробку) и из-за.

Неумение пользоваться только двумя предлогами из-под и из-за уже настораживает логопеда. Если же ребенок неправильно употребляет и ряд других предлогов, например, вместо со стола говорит из стола или вместо под коробкой — по коробке, — это является одним из показателей недостаточного речевого развития.

д) Согласование прилагательных и числительных с существи­тельными.

Ребенку предлагается отвечать примерно на такие вопросы: «Что это?» (Мячик.) «Какой он?» (Синий с красным, круглый, резиновый...) «Что это?» (Ваза.) «Какая она?» (Высокая, зеленая, прозрачная, стеклянная...) «Что это?» (Цветы.) «Какие они?» (Красивые, душистые, разноцветные, ароматные...)

Ребенку предлагается примерно такой текст:

В живом уголке жили колючий ёжик и серенькая белочка. Дети сами ухаживали за колючим ёжиком и серенькой белочкой. Они кормили колючего ёжика и серенькую белочку. Дома дети рас­сказали маме о колючем ёжике и серенькой белочке.

Затем ребенку задаются вопросы по тексту, на которые пред­лагается давать полные ответы.

Вопросы: «Кто жил в живом уголке? За кем ухаживали дети? Кого кормили дети? О ком дети рассказали маме?»

Облегченный вариант: в текст включается только одно словосочетание,т. е. или колючий ёжик, или серенькая белочка.

Усложненный вариант: в текст включается числительное, на­пример: В живом уголке жил колючий ёжик и две серенькие белочки ит. п.

Детям предлагается согласовывать прилагательные и числи­тельные один, два, много с существительными. Обследование про­водится с помощью разноцветных предметов мужского и женского рода, например палочек и карандашей. Детям предъявляется опре­деленное число предметов и предлагается отвечать на такие во­просы: «Что это?» (Красная палочка, синий карандаш, две крас­ных палочки, много красных карандашей, одна синяя палочка и много синих карандашей.) «Что ты видишь?» (Красную палочку, два синих карандаша.) «Чем ты будешь рисовать?» (Черным карандашом, разноцветными карандашами.)

Облегченный вариант. Дети при ответах называют только числительные и существительные, т. е. дают такие ответы: «Я вижу два карандаша, много палочек». И т. д.

Можно предложить детям производить пересчет предметов, каждый раз называя существительное. Для пересчета подбираются предметы мужского, женского и среднего рода с разными окон­чаниями во множественном числе родительного падежа, например: огурец (огурцов), карандаш (карандашей). Ребенок производит пересчет так: один огурец, два огурца, пять огурцов. Аналогично из предметов женского рода могут быть взяты палочки и морков­ки, а из предметов среднего рода — яблоки.

Усложненный вариант. Детям предлагается при пересчете на­зывать не только числительные и существительные, но и прила­гательное, например: одна красная палочка, две красные палочки, пять красных палочек и т. п.

3) Словообразование.

а) Образование уменьшительной формы существительных. Логопед предлагает ребенку «поиграть» так: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие; если я скажу стол, ты говори столик; если я скажу шапка, ты говори шапочка». Когда ребенок поймет задание, ему предлагается для образования уменьшительной формы существительных примерно следующий ряд слов: сумка, гнездо, ковёр, голова, ваза, птица, ведро, трава, ухо, лоб, стул, дерево, воробей.

б) Образование прилагательных от существительных. Ребенку предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф, доска и т. п.)?» (Из дерева.) «Значит, он какой?» (Деревянный.) Если ребенок затрудняется, ему подсказывается ответ: «Стул деревянный, стол тоже какой...» (Деревянный.) «А гвоздь из чего сделан?» (Из железа.) «Значит, он какой?» (Же­лезный.) Так же ребенок образует прилагательные от существи­тельных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух. Графа словарь.

На основании всего предыдущего логопед уже может судить о словаре ребенка. Кроме того, ребенку могут быть предложены специальные задания:

а) Назвать предметы по картинкам или по непосредственному восприятию (например: ресницы, брови, локоть, плечо, калитка, беседка, клумба).

б) Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя.

в) Подобрать слова с противоположным значением к словам большой, холодный, чистый, твёрдый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший. Слова можно включать в состав пред­ложения: Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?

г) Назвать профессии: Кто работает на подъёмном кране? Кто пишет книги? Кто воспитывает детей? Кто водит поезда? Кто выдаёт книги в библиотеке? Кто ухаживает за телятами? Кто доит коров? Кто разносит газеты, журналы?

Во всех случаях логопед записывает примеры ошибок.

ПЛАН РАБОТЫ

На основании данных обследования, с учетом общего плана обучения (см. ниже), составляются планы индивидуальной рабо­ты, с каждым ребенком.

В плане указывается, какие именно звуки нуждаются в кор­рекции, и намечаются сроки их постановки с таким расчетом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальных заня­тиях добиться правильного его произношения и первоначального закрепления на материале слогов, слов, несложных текстов.

Отмечается также, какие звуки ребенок смешивает, опускает или замещает в речи.

Учитываются и все другие затруднения ребенка, касающиеся произношения многосложных слов, анализа звукового состава слова, словаря, грамматического строя речи.

Кроме того, при составлении плана работы необходимо учи­тывать общее развитие ребенка, его работоспособность.

РАСПОРЯДОК ДНЯ

Предлагаемая система подготовки к обучению в школе детей с несформировавшимся звукопроизношением требует четкой орга­низации жизни детей во время их пребывания в детском саду. Совмещение специальных занятий по исправлению недостатков с выполнением общих программных требований, естественно, приво­дит к дополнительной нагрузке на детей. И только очень четкое соблюдение режима дня и правильное распределение нагрузки дает возможность без излишнего напряжения и утомления выполнить все стоящие перед этими группами задачи. Важно также правильно распределить обязанности между логопедом и воспита­телем.

В логопедических подготовительных к школе группах прово­дится ежедневно по четыре занятия по 35 минут каждое. Согласно специально разработанной сетке, логопед проводит одно-два фрон­тальных занятия ежедневно (только первое или первое и второе занятия).

После проведения фронтальных занятий логопед до 13 ч зани­мается с небольшими группами детей (4—6 человек). В подгруппы подбираются дети со сходными недостатками речи. Состав под­групп в течение года может изменяться в зависимости от конкрет­ных целей и задач того или иного периода обучения и индивиду­альных успехов каждого ребенка. В начале года, когда большое количество времени отводится на постановку звуков, целесообраз­но объединять детей, имеющих более или менее однородные дефек­ты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков и постепенно возрастает воз­можность включить упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, а также па закрепление навыков чтения и письма, целесообразно перегруппировать детей с учетом всего объема речевой работы с каждым из них. Так, рекомендуется объединять в отдельные груп­пы детей, недостаточность которых ограничивается фонематиче­ским недоразвитием при достаточно высоком уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими группами, логопед сосредоточивает свое внимание преимущественно на постанов­ке и закреплении произношения звуков, развитии слухового вос­приятия, дифференциации звуков и анализе звукового состава речи. В другие группы объединяются дети, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но лексики и грамматики, т. е. с элементами общего недоразвития речи. Во время занятий с этими группами, кроме всего перечисленного, логопед уделяет много времени и. внимания развитию словаря и грамматического строя речи. Таким группам следует отводить значительно больше времени, чем группам с фонематическим недоразвитием.

С начала обучения грамоте включаются упражнения в чтении, работе с разрезной азбукой, письме.

С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т. п.), кроме групповых занятий, могут проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.

Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по подготовке к письму, а позднее по письму (здесь, говоря о письме, мы имеем в виду воспитание графических навыков).

Воспитатель присутствует на занятиях логопеда, так как от­дельные элементы этого занятия включаются в работу, которую воспи

Наши рекомендации