Дети со II уровнем речевого развития
Тема «Развитие понимания речи. Понимание слов-предметов и слов-действий»
Цель: учить детей понимать обобщающее значение слов,
обозначающих предметы и действия.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Игра «Раз, два, три, предмет быстро ты найди!».
Логопед объясняет, что картинки — это только фотографии, рисунки, а сами предметы спрятались на волшебном дереве, их надо найти и положить на свой стол. Играет бодрая музыка (марш), дети подходят к дереву и снимают те предметы, которые нужны для уборки (щётка, веник, метла), для рисования (мел, фломастер, ручка), для игры (кукла, мишка, машинка) и т. д.
II. Коррекционно-развивающий этап.
Игра «Неразбериха».
Появляется Петрушка, который одет неряшливо. Он всё перепутал: кепка задом наперёд, ботинки не зашнурованы, рубашка расстёгнута. Ему в школе дали задание, а он перепутал ответы на вопросы и получил двойки. Как ему исправить плохую отметку? Он говорит: «Я буду подметать пол, мне нужна кисточка. Я буду рисовать, мне нужна щётка. Я буду играть, мне нужен нож. Я буду резать хлеб, мне нужен веник» и т. д. Дети должны исправить его ошибки и подсказать, что нужно, кроме веника, карандаша, ножа, чтобы подметать, рисовать, резать, играть.
Появляется Бабушка-загадушка. Она загадывает загадку:
Скачет и не плачет наш весёлый... (мячик).
Дети находят мячики в группе, показывают, как им играют. Аналогично демонстрируются и другие движения (рисует, режет, моет и т.д.).
III. Закрепляющий этап.
Игра «Бывает — не бывает».
Детям раздаются конверты, где карточки с изображением предметов и разных ситуаций: девочка-грязнуля (и лекарство), заболевший мальчик с перевязанным горлом (и санки), девочка, бежавшая под дождём, ребята (и мыло и полотенце), стоявшие на снежной горе (и зонт) и т. д. После объяснения правил игры дети обмениваются предметными картинками согласно логике событий, называя действие и соответствующие ему предметы: катается — санки, болеет — лекарство, моется — мыло и т. д. Выигравший ребёнок получает поощрение в виде цветной наклейки зонта, санок, мыла и т. д.
IV. Итоговый этап.
Логопед отмечает наиболее активных детей, даёт дифференцированную оценку работы каждого из них. Можно рекомендовать в тетради нарисовать большой мяч и частично его раскрасить красным карандашом, а на последующих занятиях в качестве поощрения продолжать раскрашивать по частям, пока весь мяч не станет красным.
Тема «Глаголы, обозначающие действия животных и птиц»
Цель:вырабатывать навык понимания и практического
употребления в речи названий действий птиц и животных.
Ход занятия
I. Организационный этап.
Детям загадываются загадки, они запоминают отгадки и соответствующие картинки выставляют на доске.
Траву жуёт, молоко детям даёт. (Корова)
Своих охраняет, на чужих лает. (Собака)
Щиплет, гогочет, пропустить не хочет. (Гусь)
Пятачок да спинка, на спинке — щетинка. (Свинья)
Видишь яркий гребешок, к нам спешит наш... (петушок).
II. Коррекционно-развивающий этап.
—Угадайте, кто из них спешит к нам в гости?
Дети закрывают глаза и внимательно слушают крики птиц и животных:
—Кар-кар — это ворона.
—Ку-ка-ре-ку — это петух.
—Мяу-мяу — это кошка.
—Му-му — это корова.
—Га-га-га — это гусь.
—Хрю-хрю — это свинья.
—Ав-ав — это собака.
Логопед объясняет детям, что крики животных и птиц имеют своё название:
—Ав-ав — собака лает.
—Га-га — гусь гогочет.
—Мяу-мяу — кошка мяукает.
-Му-му — корова мычит.
—Кар-кар — ворона каркает.
—Кто хочет изобразить ворону, гуся, петуха, собаку, кошку?
Дети надевают шапочки и издают соответствующие звуки.
III. Закрепляющий этап.
Игра «Прогулка в волшебную страну».
Дети гуляют по тропинкам, а из-за кустов раздаются голоса животных и птиц:
—Ква-ква.
—И-го-го.
—Бее-бее.
—Жу-жу-жу.
—Чик-чирик.
—Ку-ку.
—Кря-кря.
—У-у-у-у.
Надо найти и угадать, кто спрятался в кустах, повторить эти звуки. Соответствующие картинки выставляются на доске.
Логопед спрашивает детей, кому принадлежат эти голоса.
—Кря-кря — утка крякает.
—Ква-ква — лягушка квакает.
—Ку-ку — кукушка кукует.
—Бе-бе — овечка блеет.
—Чик-чирик — воробей чирикает.
—И-го-го — лошадь ржёт.
—Жу-жу-жу — жук жужжит.
- У-у-у-у — волк воет.
Дети проговаривают предложения хором и индивидуально.
—Далее логопед спрашивает: кто шипел в кустах? (змея)
—Кто стрекотал в кустах? (кузнечик)
—Кто рычал в кустах? (медведь)
Раздаётся стук в дверь, появляется кот Мурлыка с большой сумкой на плече. Он раздаёт по одной разрезной картинке, а дети должны угадать, к кому она относится, и показать, как кричит это животное (птица, . насекомое). Например:
—Это собака, она лает.
—Это змея, она шипит.
—Это воробей, он чирикает.
—Это медведь, он рычит.
—Это лошадь, она ржёт.
За дверью раздаётся писк. В группу вбегает крысёнок Хрустик, у него болит голова, он всё путает. Хрустик спрашивает детей:
—Здесь каркает воробей?
—Здесь чирикает ворона?
—Здесь рычит змея?
—Здесь квакает волк?
Хрустику дают сладкую таблетку, у него меняется настроение, он просит подсказать, как правильно надо говорить про животных и птиц. Дети подсказывают:
—Жук не воет, а жужжит.
—Воробей не каркает, а чирикает.
—Змея не рычит, а шипит.
—Волк не квакает, а воет.
IV. Итоговый этап.
Дети вспоминают, кто из животных и птиц был сегодня у них в гостях, какие они издают звуки. Предлагается игра с мячом:
Логопед, бросая ребёнку мяч, называет животных, птиц или насекомых, а тот, возвращая мяч, отвечает, кто из них как кричит.
Например:
—Медведь — медведь рычит.
—Змея — змея шипит.
—Утка — утка крякает.
Дети вспоминают потешки, которые учили раньше.
Утка крякает в пруду: «Я утёнка не найду!»
Гусь гогочет: «Га-га-га, дайте мне пирога».
Мой щенок задорно лает, он чужих в дом не пускает.
Ржёт лошадка и-го-го, мне не надо ничего.
В пруду квакает лягушка: «Я такая хохотушка!»
Блеет бедная овечка, дайте молвить ей словечко.
Мычит корова: «Му-му — ребята, молока кому?»
Рычит медведь и воет волк: хотя какой от них всех толк?
Пищит мышонок в мышеловке: «Я, почему такой неловкий?» Ласково мяукает кошка, сидя внизу на окошке.
Грозно шипит змея: «Ведь не страшная же я!»
Кузнечик стрекочет, над всеми хохочет.
Жалобно хрюкает свинка: «Почешите скорее мне спинку!»
Тема: Рассказ - описание
Цель: Закрепить навык составления рассказа - описания () на материале лексической темы "Домашние и дикие животные"
Ход занятия
I. Организационный этап.
Игра «Чудесный мешочек».
Дети поочередно подходят к столу, достают из мешочка игрушку, на ощупь, угадывая её.
Игрушки выстраиваются на столе (зайчик, котёнок, собачка, лиса, медвежонок, ёжик, белка, тигрёнок)