Готовность ребенка к началу школьного обучения

Характеристика школьника

1. Психологическая и социальная готовность к обучению в школе

А) Желание учиться в школе:

1) ребенок хочет идти в школу;

2) особого желания идти в школу пока нет;

3) идти в школу хочет.

Б) Учебная мотивация:

1) осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;

2) собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для

ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);

3) цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.

В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

1) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

2) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на

нее не всегда или не совсем адекватны;

3) плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

Г) Организованность поведения:

1) поведение организованное;

2) поведение недостаточно организованное;

3) поведение неорганизованное.

Вывод: общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:

1) выше среднего, средний;

2) ниже среднего;

3) низкий.

2. Развитие школьнозначимых психофизиологических функций

А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

1) нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива;

2) в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);

3) ребенок косноязычен (необходимо обследование логопеда).

Б) Мелкие мышцы руки:

1) рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом,

ножницами;

2) рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением;

3) рука развита плохо.

В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

1) достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует

движения, подвижен, ловок;

2) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок;

ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

Г) Координация в системе «глаз-рука»:

1) может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски);

2) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь с незначительными искажениями;

3) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.

Д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в

картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):

1) соответствует средним показателям возрастной группы;

2) ниже средних показателей возрастной группы;

3) намного ниже средних показателей возрастной группы.

Вывод: общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых

психофизиологических функций:

1) выше среднего, средний;

2) ниже среднего;

3) низкий.

3. Развитие познавательной деятельности

А) Кругозор:

1) представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;

2) представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;

3) кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

Б) Развитие речи:

1) речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

2) ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно

выразительна;

3) слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).

В) Развитие познавательной активности, самостоятельности:

1) ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

2) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

3) уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.

Г) Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

1) правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)

анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие

различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

2) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого;

3) выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение

сходного задания;

4) при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не

осуществляется.

Д) Произвольность деятельности:

1) удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные

средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит

дело до конца;

2) удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;

3) деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

Е) Контроль деятельности:

1) соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок

сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью;

2) частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;

3) полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам этого несоответствия не видит.

Ж) Темп деятельности:

1) соответствует средним показателям возрастной группы;

2) ниже средних показателей возрастной группы;

3) намного ниже средних показателей возрастной группы.

Вывод: общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:

1) выше среднего, средний;

2) ниже среднего;

3) низкий;

4) очень низкий.

4. Состояние здоровья

а) особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания);

б) темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить;

в) состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и

функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел,

сколько дней в целом).

Вывод: группа здоровья____________________

Заключение

Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.

Приложение 4

Наши рекомендации