Готовность ребенка к началу школьного обучения
Характеристика школьника
1. Психологическая и социальная готовность к обучению в школе
А) Желание учиться в школе:
1) ребенок хочет идти в школу;
2) особого желания идти в школу пока нет;
3) идти в школу хочет.
Б) Учебная мотивация:
1) осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
2) собственные цели учения не осознаются, привлекательным в школе для
ребенка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить школьную форму, иметь портфель и т.д.);
3) цели учения не осознает, ничего привлекательного в школе не видит.
В) Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
1) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;
2) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на
нее не всегда или не совсем адекватны;
3) плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
Г) Организованность поведения:
1) поведение организованное;
2) поведение недостаточно организованное;
3) поведение неорганизованное.
Вывод: общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:
1) выше среднего, средний;
2) ниже среднего;
3) низкий.
2. Развитие школьнозначимых психофизиологических функций
А) Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
1) нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива;
2) в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
3) ребенок косноязычен (необходимо обследование логопеда).
Б) Мелкие мышцы руки:
1) рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом,
ножницами;
2) рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением;
3) рука развита плохо.
В) Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:
1) достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует
движения, подвижен, ловок;
2) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточно ловок;
ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
Г) Координация в системе «глаз-рука»:
1) может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии (с классной доски);
2) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносит в тетрадь с незначительными искажениями;
3) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускает грубые искажения.
Д) Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в
картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров):
1) соответствует средним показателям возрастной группы;
2) ниже средних показателей возрастной группы;
3) намного ниже средних показателей возрастной группы.
Вывод: общая средняя оценка уровня развития школьнозначимых
психофизиологических функций:
1) выше среднего, средний;
2) ниже среднего;
3) низкий.
3. Развитие познавательной деятельности
А) Кругозор:
1) представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;
2) представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;
3) кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
Б) Развитие речи:
1) речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
2) ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно
выразительна;
3) слова приходится вытягивать, ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушение согласования, неправильный порядок слов, незаконченность предложений).
В) Развитие познавательной активности, самостоятельности:
1) ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;
2) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
3) уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
Г) Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
1) правильно определяет содержание, смысл (в том числе скрытый смысл)
анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие
различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
2) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого;
3) выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести освоенный способ деятельности на выполнение
сходного задания;
4) при выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не
осуществляется.
Д) Произвольность деятельности:
1) удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные
средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит
дело до конца;
2) удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;
3) деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, прерывает деятельность из-за возникающих трудностей, стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
Е) Контроль деятельности:
1) соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок
сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью;
2) частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;
3) полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели, ребенок сам этого несоответствия не видит.
Ж) Темп деятельности:
1) соответствует средним показателям возрастной группы;
2) ниже средних показателей возрастной группы;
3) намного ниже средних показателей возрастной группы.
Вывод: общая средняя оценка уровня развития познавательной деятельности:
1) выше среднего, средний;
2) ниже среднего;
3) низкий;
4) очень низкий.
4. Состояние здоровья
а) особенности развития на этапе дошкольного детства (указать конкретные обстоятельства, если таковые имели место, повлиявшие на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания);
б) темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить;
в) состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и
функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел,
сколько дней в целом).
Вывод: группа здоровья____________________
Заключение
Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.
Приложение 4