Методики диагностики умственного и речевого развития
Понимание грамматической конструкции
Проверяющий произносит предложение: «Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу». Предложение нужно произносить медленно и четко.
Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок хорошо его расслышал. Затем проверяющий задает вопрос: «Что делал Петя раньше – смотрел кино или читал книгу?».
Выполнение словесных поручений
На столе в беспорядке лежат карандаши. Проверяющий говорит ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После
выполнения задания проверяющий спрашивает: «Где теперь лежат карандаши?
Откуда ты их взял?».
Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается.
Проверяющий говорит: «Возьми карандаши и убери их в ящик». Затем задаются те же вопросы.
Изменение существительных по числу
Проверяющий говорит ребенку: «Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу
карандаш, а ты должен ответить карандаши». Далее проверяющий называет
11 существительных в единственном числе: книга, ручка, лампа, стол, окно,
город, стул, ухо, брат, флаг, ребенок. Если, изменяя слово «книга» (первое из
названных проверяющим), ребенок обнаруживает недостаточно четкое понимание инструкции (отвечает: «книжки», «много книг» и т.п.), следует
вновь дать образец правильного ответа: «книга – книги».
Рассказ по картинкам
Перед ребенком в беспорядкекладут четыре картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой – умывается, на третьей – завтракает, на четвертой – идет в школу). Проверяющий просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положит их так, а не иначе.
Оценка результатов
На основе выполнения описанных заданий заполняется третий пункт
протокола. Выполнение каждого из заданий оценивается знаками «+» или «-».
В задании 1 знаком «+» отмечается правильный ответ на вопрос, знаком «-« неправильный (знак «+» не используется).
В задании 2 знаком «+» отмечается верное выполнение полной инструкции и правильный ответ на оба вопроса, знаком «-» - невыполнение ни полной, ни
упрощенной инструкции. Промежуточные результаты отмечаются знаком «+».
В задании 3 знак «+» ставится в том случае, когда ребенком допущено не более двух ошибок. Ошибки могут быть разными: перстановка ударения (стол –столы), искажение формы множественного числа (город – городы, ребенок –ребенки, ухо – ухи) и т.п. знак «-» ставится в том случае, когда ребенок допустил 7 или более ошибок. Промежуточные результаты (3-6 ошибок) отмечаются знаком «+».
В задании 4 знаком «+» отмечается правильное расположение картинок и правильное описание изображенных событий. Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком (например, вместо последовательности «просыпается – умывается – идет в школу» дана последовательность «приходит из школы – умывается – ужинает – ложится спать»). Знак «+» ставитсяв случае, когда ребенок логично выстравивает последовательность картинок, но не может ее обосновать, знак «-» - когда последовательность картинок случайна.
Итоговый уровень развития мышления и речи оценивается как «высокий»,
если выполнение всех четырех заданий оценено знаком «+»; как «низкий» -
если выполнение трех или всех четырех заданий оценено знаком «-», а также
если два задания оценены знаком «-», а остальные два – знаком «+». В промежуточных случаях уровень оценивается как «средний».
Методика «Образование представления»
Ребенку предлагаются следующие задания:
Собирание разрезных картинок
Ребенку предлагают сложить картинку из частей. Проверяющий говорит:
«Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Предлагается два варианта – сложный и простой. Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант.
Рисунок человека
ребенку предлагают нарисовать человека («дядю»), самого лучшего, какой
у него получится. Если ребенок говорит, что не умеет рисовать, его надо одобрить, объяснить, что в этом возрасте все дети не очень хорошо рисуют, но все равно каждый рисунок по-своему интересен. При упорном отказе, можно спросить: «Что есть у человека?» - и после ответа, например, «голова» - предложить: «Так нарисуй голову». Затем спросить: «Что еще есть у человека?» и предложить нарисовать следующую названную часть тела и т.д. в конце обязательно нужно спросить: «Ты нарисовал все, что нужно?».
Оценка результатов
1. Собирание разрезной картинки оценивается знаком «+» в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она
сложена неверно, а вторая (более простая) - верно, то ставится знак «+». Если
обе картинки собраны неверно, ставится знак «-».
2. При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: а) головы; б) глаз; в) рта; г) носа; д) туловища;
е) рук; ж) ног;
- наличие второстепенных деталей: а) пальцев; б) шеи; в) волос или шапки;
г) обуви; д) одежды;
- способ изображения рук и ног: одной чертой (низкий) или двумя чертами,
так, что видна толщина конечностей (высокий).
Рисунок оценивается знаком «+», если имеются все семь основных частей
и не менее трех второстепенных деталей; руки и ноги имеют толщину. Рисунок оценивается знаком «-», если изображено пять или менее основных частей (вне зависимости от наличия дополнительных деталей и от способа изображения рук и ног). В промежуточных случаях рисунок оценивается знаком «+».
Итоговый уровень расценивается как «высокий», если выполнение обоих заданий отмечено знаком «+», как «низкий» - если выполнение обоих заданий отмечено знаком «-» или выполнение одного – знаком «-», а другого - «+» в промежуточных случаях итоговый уровень оценивается как «средний».
Приложение 3