Психофизиологический анализ урока
1. Исследование процесса внимания
1) Какие приемы использует учитель в целях активизации внимания учащихся, формирования интереса на уроке:
при отборе содержания учебного материала,
при выборе форм и методов обучения.
2) Как используются внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания учащихся (яркость, новизна, структурирование).
3) В какой степени изложение учебного материала (образность, эмоциональность речи, смена интонации, новизна речевых форм) способствовало поддержанию внимания на уроке?
4) Как была организована смена видов деятельности на уроке и как она повлияла на внимание учащихся?
5) Способствовал ли выбранный учителем темп ведения урока поддержанию внимания?
6) Учитывались ли на данном уроке возрастные и индивидуальные особенности внимания и восприятия учащихся данного класса?
7) Как была организована деятельность детей со стойкими недостатками внимания?
8) Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание?
2. Исследование памяти
1) Как использовались на уроке возможности всех видов памяти (образной – слуховой, зрительной, моторной; словесно-логической, эмоциональной)?
2) Учитывались ли на уроке личностные особенности памяти учащихся; сочетание видов памяти, особенности процессов запоминания и сохранения: быстрое запоминание и быстрое забывание (необходима своевременная организация повторения материала); медленное запоминание и медленное забывание (необходимо обращать внимание на систематическое заучивание небольшими порциями), быстрое запоминание и медленное забывание (самое удачное сочетание процессов памяти); медленное запоминание и быстрое забывание (следует постоянно работать над развитием памяти).
3. Исследование организации мыслительной деятельности учащихся
1) Какими приемами формировались на уроке мотивы мышления?
2) Соответствовали ли цели и задачи урока целям умственной
деятельности учащихся?
3) Формировались ли на уроке навыки самоконтроля?
4) В какой степени мыслительная деятельность учащихся способствовала
росту их интеллектуального уровня (как формировались компоненты мышления – анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация)?
5) Обучались ли школьники в ходе урока приемам логической, смысловой обработки материала?
6) Какой вид мышления преобладал на уроке (практически-действенное мышление, наглядно-образное, словесно-логическое)? Как осуществлялась их взаимосвязь?
7) Учатся ли школьники в процессе урока умению выделять главное в изучаемом материале?
8) Как учитывает учитель индивидуальные интеллектуальные особенности класса, отдельных учащихся?
9) Использовались ли на уроке проблемные задания?
10) Соответствовал ли уровень требований учителя к мыслительной деятельности детей их реальным индивидуальным возможностям?
11) Учит ли учитель школьников оценке и самооценке мыслительной деятельности?
12) Была ли создана на уроке творческая атмосфера? Как стиль общения педагога влиял на ход мыслительной деятельности учащихся?
4. Гигиеническая оценка урока
1) Как эффективно использует учитель наиболее продуктивно время урока для организации мыслительной деятельности учащихся?
2) В какое время урока повышается двигательная активность отдельных учащихся, класса в целом.
Чем она вызывается?
3) В какое время урока появляются признаки реакции торможения (расслабление, зевота, потягивание, сонливость, замедленные ответы учащихся)? Чем они вызваны?
4) Возникали ли на уроке посторонние разговоры? В какое время урока они возникали и чем могли быть вызваны?
5) Отмечались ли на уроке случаи нарушения дисциплины учащимися? Чем они были вызваны?
6) Какие приемы использовал учитель в целях преодоления процесса развивающегося торможения:
для класса в целом,
для отдельных учащихся.
7) Гигиеническая оценка классного помещения во время проведения урока:
достаточно ли проветрен класс,
как освещены рабочие места учащихся,
удобно ли сидят дети (соответствует ли школьная мебель их росту), соответствует ли норме наполняемость классной комнаты,
не мешали ли работе учащихся на уроке дополнительные раздражители.
Выводы и рекомендации.
При характеристике организационной стороны урока необходимо обратить внимание на следующее:
1. С помощью, каких способов, учитель создает деловой настрой у детей;
какова мотивация детей к обучению; из чего складывается атмосфера делового сотрудничества на уроке; как можно охарактеризовать стиль учителя в общении с учащимися – авторитарный, демократический, либеральный.
б) Степень готовности к уроку классного помещения (освещение, проветривался ли класс перед занятием, степень чистоты, состояние классной доски, оборудование, технические средства обучения).
в) Степень оснащенности учащихся к уроку (учебники, тетради,
канцелярские принадлежности, материалы и приспособления для работы на
уроках труда, рисования и др.).
г) В каком физическом состоянии находятся учащиеся, включаются ли в работу на уроке сразу, охраняют ли работоспособность течение всего занятия; если нет – по какой причине (бодрость, активность, любознательность, внимание, желание работать на уроке, стремление к деловому общению или вялость, сонливость, угнетенное, подавленное состояние, пассивность на занятиях, нежелание общаться со сверстниками,
рассеянность, плаксивость, стремление быть ''в тени'', не выделяться). Если
ребенок не готов к уроку, на перемене тактично и осторожно попытайтесь
побеседовать с ним, выяснить причины, поддержать, подбодрить и, если возможно, оказать помощь.
Приложение 2
Диагностические методики
для определения готовности детей дошкольного возраста