Развитие навыка связной речи

• Составление рассказа-описания «Воробей» по опорным предметным картинкам:

«Воробей — зимующая птица. У него есть головка, клюв, туловище, крылья, хвостик, лапки, коготки. Тело птички покрыто перьями серо­го цвета. Воробей может летать, прыгать, клевать, чирикать, сидеть. Воробей питается насекомыми, крошками, зернами, семенами. Воро­бей — друг человека, потому что он уничтожает вредных насекомых».

Логопед предлагает кому-нибудь из детей повторить рассказ. Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра «Мы с картинками играем».

Мы с картинками играем, По слогам их называем. Мы руками хлопаем, А ногами топаем.

Дети одновременно хлопают и топают на каждый слог на­зываемого слова (словарь по изучаемой теме). Уточнение артикуляции и произношения звука [т]. Буква Т

• Характеристика звука (согласный — не поется, глухой — произносится без голоса, твердый, зубной).

• «Найди картинку»

На доске — картинки, в названии которых встречается не только твердый звук [т], но и мягкий звук [т']. Логопед зна-

комит детей с «младшим братцем» звука [т] — звуком [т'], подчеркивая его артикуляцией и ласкательной интонацией.

• «Повтори чистоговорку». Дифференциация звуков [т] и [т']: таки-таки-тяк — ах, какой пустяк; токи-токи-тек — котик наутек; туки-туки-тюк — тепленький утюг; тыки-тыки-тик — часики тик-тик.

• «Хлопни в ладоши». Дифференциация звуков [т] — [д] — [к] в словах: дом, том, ком, топ, док, стук, дуб, дым, танк, парк, удочка, уточка.

• «Придумай слово»

Та... (релка), та... (ракан), та... (почек), тык... (ва), ут... (ка), ут... (ро), туф... (ли), тру... (ба), таб... (летка), так... (си), трам... (вай), мет... (ла), курт... (ка).

• «Четвертый лишний». Логопед произносит четыре слова, одно из которых не похоже по звучанию на остальные. Де­ти должны выделить это слово, а потом произнести слова-друзья: петрушка — ватрушка — топор — катушка; танкист — пилот — машинист — штангист. И т. д.

• «Богатые слова». Определить место звука [т] в словах, в которых он встречается дважды: топот, таблетка, танкетка, танкист, штангист, турист, твист, турникет.

• Знакомство с буквой Т: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.

Логопед. На что похожа буква Т? (На молоток.)

• Правило «Звуки и буквы» (см. «Звук и буква А»).

• Чтение звукокомплексов: ат, иг, аут, уитп, уип, иаот, ауиот.

• Преобразование слов: поп — топ — том — тот — пот — мот — мат.

• Анализ и графическая схема слов: том, аут.

Тематический цикл «Части тела»

(девятая неделя)

Беседа

Части тела человека и животных; их назначение; сравне­ние частей тела человека и животных.

Лексико-грамматические игры и упражнения

•Шуточный рассказ «Голова»:

«Жила-поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади — затылок, по бокам были уши, а впереди было лицо. У головы был трон — шея. Голова важно сидела на шее. А шея с туловищем дружила, шея туло­вищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопат­ки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев ногти. Все части те­ла важны, все человеку нужны!»

• «Для чего?» Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для.

Для чего нужны глаза? (Глаза нужны для того, чтобы ви­деть.)

Словарь: нос, уши, рот, язык, ноги, кулаки, волосы, зубы, колени и т. д.

• «Найди ошибку». Употребление грамматической катего­рии дательного падежа.

Ноздри нужны глазам. Ресницы нужны ушам. Подбородок нужен кулаку. Локти нужны ногам. Колени нужны шее. Ног­ти нужны голове. Затылок нужен пяткам. Лопатки нужны животу. И т. д.

• «Подумай и ответь». Согласование существительных с числительными. Дети должны дать полный ответ на вопрос логопеда.

Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза.)

Сколько ушей у трех мальчиков?

Сколько лап у двух курочек?

Сколько лап у двух кошек?

Сколько пальцев на двух руках?

Сколько ушей у двух мальчиков?

Сколько ушей у двух собак?

Сколько пальцев на правой ноге?

Сколько носов у четырех мальчиков? Развитие навыка связной речи

• Сказка «Великан и Гномик». Образование слов с увели­чительными и ласкательными оттенками.

«Жил-был Великан. У него был не нос, а ... (носище), не глаза, а ... (гла­зищи), не губы, а ... (губищи), не руки, а ... (ручищи), не кулаки, а ... (ку­лачищи), не локти, а ... (локтищи), не нога, а ... (ножищи), не ногти, а ... (ногтищи).

У Великана был не дом, а ... (домище). А радом стоял домик, в ко­тором жил Гномик. У него был не нос, а ... (носик) и т. д.

Великан был громадный, а Гномик малюсенький. Но они весело жили и крепко дружили».

Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра. На каждый слог дети хлопают, затем топают, стучат кулаками и снова топоют, поворачива­ясь вокруг себя:

Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп (7раз), Мы ногами — топ-топ-топ (7раз). Кулаками постучим (7раз), Повернемся и молчим (рот закрыть рукой).

Уточнение артикуляции и произношения звука [к]. Буква К

• Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, при произношении — язык «горкой», глухой — произносится без голоса).

• «Звуковичок» (см. «Звук и буква А»).

• «Один —много». Знакомство с «младшим братцем» звука [к] — мягким звуком [к'].

Дети вместе с логопедом выясняют, в какой звук превра­щается звук [к] (в мягкий звук [к']): мак —маки, рак — ра­ки, домик — домики, гномик — гномики, комок — комки, снежок — снежки, кустик — кустики, веник — веники, сок — соки, совок — совки, лак — лаки.

• «Какое слово длиннее?» Дети должны отхлопать количе­ство слогов в словах. Для игры используются слова из пре­дыдущего упражнения.

• «Назови слово». Логопед просит детей назвать слова со звуком [к], объединенные тематическим единством (продук­ты: капуста, колбаса, квас, сок, мак, кофе, котлета, какао; животные: собака, кошка, крокодил, белка, барсук, волк, же­ребенок; посуда: ложка, вилка, стакан, чашка, ножик, полов­ник, кастрюля, чайник и т. д.).

• «Кому отдашь картинку?» Дифференциация звуков [к] и [к'].

На доске картинки: кот и кит. Логопед раздает детям кар­тинки, в названии которых встречаются звуки [к] и [к']. По­очередно выходя к доске, дети говорят: «Я отдам картинку

коту, потому что у меня куст». Или: «Я отдам картинку ки­ту, потому что у меня кенгуру». И т. д.

• «Живые звуки». Вызывается трое детей. Каждый из них обозначает определенный звук. По сигналу логопеда «дети-звуки» объединяются в слова: мак, ком, волк.

• «Слово расспыпалось». Для игры используются слова из предыдущего упражнения.

«Дети-звуки» разбегаются, а водящий должен собрать их в нужном порядке.

• Знакомство с буквой К: обведение по контуру, печата­ние ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскива­ние в алфавите.

Логопед. Куда «смотрит» буква К? (Вправо.)

• Чтение звукокомплексов: ак, ик, ок, ук, аук, иок, ауик.

• Чтение обратных слогов и преобразование их в прямые: ак — ка, ок — ко, ук — ку, ык — кы, ик — ки.

Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко.

• Чтение и преобразование слов: умы — ум — кум — кума — кум — ум — умка — мука; мат — мак — маки.

• Работа с разрезной азбукой. Дети должны составить слова: кит, паук, кот, ток, каток, тапок, тапки, копыто.

• Понятие о предложении.

Логопед. Предложение состоит из слов. В предложении о чем-то говорится. Оно пишется с большой буквы. В кон­це предложения ставится точка.

Чтение предложений, написанных на доске: «Тут папа. У папы кот».

Тематический цикл «Посуда»

(десятая неделя)

Беседа

Назначение посуды; из чего она сделана; где ее хранят. Лексико-граматические игры и упражнения

• «Магазин». Дети «приходят в магазин и покупают» посу­ду, объясняя ее назначение. Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп. И т. д.

• «Чего не хватает?» Усвоение категории родительного падежа.

Логопед показывает картинку с изображением посуды или предмет посуды, закрывая какую-либо часть, и спра­шивает: «Чего не хватает у чайника?» (У чайника не хвата­ет носика.) И т. д.

• «Составь предложение». Составление сложных предложе­ний со значением противопоставления.

Логопед выставляет на доске по две картинки. Дети долж­ны составить предложения, например: «Кастрюля сделана из железа, а стакан — из стекла. Ложка сделана из дерева, а чаш­ка — из фарфора». И т. д.

• «Посуда». Дети должны повторить за логопедом стихотворение и выучить его. Чтение сопровождается показом картинок.

Жила-была посуда: чайник, чашка и блюдо, Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка. Посуда дружила с едой, посуда дружила с водой, И с человеком дружила, его она вкусно кормила.

• «Где живут продукты?» Логопед объясняет детям, что у каждого продукта есть свой домик и просит угадать детей на­звание домика.

Сахар живет в... (сахарнице). Соль живет в... (солонке). Су­хари живут в... (сухарнице). Масло живет в... (масленке). Пе­рец живет в... (перечнице). Чай живет в... (чайнике). Кофе жи­вет в... (кофейнике). Сел едка живет в... (селедочнице). Конфеты живут в... (конфетнице). Салат живет в... (салатнице).

• «Чашка и блюдце». Дети выполняют инструкции логопе­да и комментируют свои действия.

— Поставь чашку на блюдце. — Я поставил чашку на блюдце.

— Возьми чашку с блюдца. — Я взял чашку с блюдца.

— Поставь чашку возле блюдца. — Я поставил чашку воз­ле блюдца.

— Поставь чашку справа от блюдца. — Я поставил чашку справа от блюдца.

— Держи чашку над блюдцем. — Я держу чашку над блюдцем.

— Поставь чашку перед блюдцем. — Я поставил чашку пе­ред блюдцем.

— Поставь чашку под блюдце. — Я поставил чашку под блюдце.

— Возьми чашку из-под блюдца. — Я взял чашку из-под блюдца.

— Отдай Тане чашку, а у нее возьми блюдце. — Я отдал Та­не чашку, а у нее взял блюдце. И т. д.

• «Объясни слово». Уточнить значение слов: мясорубка, са­мовар, овощерезка, холодильник, хлеборезка, соковыжимал­ка, сладкоежка; завтрак, обед, полдник, ужин (обратить вни­мание детей на время суток приема пищи).

• « Чего не бывает ?» Логопед показывает какую-либо часть предмета посуды, а дети комментируют. Не бывает чайника без... (носика). Не бывает терки без... (дырочек). Не бывает кастрюли без... (крышки). Не бывает сковородки без... (дна). Не бывает кофейника без... (ручки). Не бывает сита без... (дырочек). Не бывает ножа без... (лезвия) и т. д. Развитие связной речи

• «Сказка о чайнике»:

«Жил-был чайник. У него была семья — посуда. Чайник был пуза-тый-препузатый. У него была ручка, крышка и маленький носик с од­ной ноздрей. Чайник был железный и очень полезный. Люди его лю­били и чай из него пили».

Вопросы к сказке: «С кем жил чайник? Какой он был по размеру? Какие части есть у чайника? Из чего сделан чай­ник? Почему его любили люди?»

Логопед предлагает детям выучить сказку, а потом приду­мать аналогичную о каком-либо предмете посуды.

Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра. Дети прыгают на каждый слог называемого слова (словарь по изучаемой теме).

Мы попрыгаем немножко, Пусть слова разделят ножки!

3-2157

Уточнение артикуляции и произношения звука [х]. Буква X

• Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, произносится без голоса, его можно тянуть).

• «Найди картинку». На доске — несколько картинок, де­ти отыскивают те, в названии которых есть звук [х].

• Слоговой анализ слов: отпрыгать количество слогов в словах по картинкам.

Мы попрыгаем немножко, Пусть слова разделят ножки!

• «Четвертый лишний». На доске — четыре картинки: утка, хлеб, художник, халат. Дети должны найти лишнюю картинку и объяснить: «Лишняя утка, потому что в слове "утка" нет зву­ка [х]». И т. д.

• «Малыш разговаривает». В гости к детям пришел малыш, он плохо разговаривает. Логопед предлагает детям исправить его ошибки: «Вот са-ф-ф-ар. У слона ф-ф-обот. Я люблю ф-ф-леб. Пету-ф-ф-ок кричит. На столе му-ф-ф-а. У мамы ф-ф-алат».

• « Чего не ста^^о ?» У логопеда в руках цифры (от 2 до 4) и картинки. Сначала он показывает, а потом убирает какую-либо цифру и картинку. Дети должны ответить, чего не ста­ло: «Не стало двух кошек. Не стало трех кубиков. Не стало четырех матрешек». И т. д.

При произнесении слов: «двух», «трех», «четырех» подчер­кивать звук [х].

• Знакомство с буквой X: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.

• Чтение слов: пух, ухо, уха, хата, тахта, пихта, хохот.

• «Подбери схему». Определить позицию звука [х] в словах (начало, середина, конец): халат, петух, уха, муха, хвоя, кух­ня, лопух, хлопок, яхта, хвост, хор, ухо.

• «Составь слово». На доске — три картинки. Из первых звуков их названий дети должны составить слово и выложить его из букв разрезной азбуки.

Картинки: утка — хлеб — автобус (уха); пушка — улитка — ху­дожник (пух)', муха — осы — халат (мох) и т. д.

• «Буква потерялась». Логопед выкладывает на доске сло­ва с пропущенной буквой X. Дети должны определить, ка­кая буква потерялась: у..а, пу.., ...ата, ...охот, та...та, му...а.

• «Отгадай слово». Логопед выкладывает звуковую модель: си­ний, красный, синий, красный. Затем сообщает детям: «Это жи­вое, но не человек, не животное, не птица, но летает». (Муха.)

• Составление и чтение предложений: «Тут муха. У мамы уха».


Второй — третий периоды

декабрь — февраль, март — май

Тематический цикл «Продукты питания»

(одиннадцатая неделя)

Беседа

Для чего нужны продукты питания; из чего они сделаны; что из них можно приготовить; где их продают; где хранят (молоч­ные, мясные, рыбные, овощные, фруктовые, хлебобулочные).

Наши рекомендации