Физкультминутка -логоритмика
• «Раздели слово ладошками» (словарь по теме).
Со словами мы играем. Их .хлопками разделяем.
Уточнение артикуляции и произношения звука [у]. Буква У.
• Характеристика звука (гласный, поется, произносится голосом, губы трубочкой — упражнение «хоботок»).
• «Найди картинку». На доске выставлены картинки: автомат, автобус, улитка, учитель, астры, аллея, улица, утюг. Дети находят картинки, названия которых начинаются со звука |у|.
• Выделение звука [у] в конце слова. Дети протяжно произносят окончания глаголов, например: «Сижу-у-у». Ты сидишь? — Я сижу. Ты идешь? — Я иду. Ты пишешь? — Я пишу. Ты ждешь? — Я жду. Ты пляшешь? — Я пляшу. Ты глядишь? — Я гляжу. И т. д.
• Считалка под мяч «Мы со звуком У играем»:
Мы со звуком У играем: «У-У-У, мы повторяем, — Ухо, усик, умница, Утка, угол, улица».
• «Звуковичок». Логопед показывает Звуковичка. на крылышках у которого — рисунки: автомат, астра, арка, ананас, автобус и т. д. По рисункам дети должны отгадать имя Звуковичка (Звуковичок А).
• «Договори слово»:
удоч..; уро..;
указ..; ули..;
ут..; умни..;
учени..; утрен..;
учи..; улит... и т. д.
• Знакомство с буквой У. Обведение пальцем буквы У, печатание ее на парте пальцем, составление из палочек, отыскивание в алфавите.
Повторение правила «Звуки и буквы» (см. «Звук и буква А»).
• Чтение и анализ звукокомплексов: ау, уа. ауа, уау, аауа. Логопед. Сколько букв я произнесла? Какая буква первая, вторая и т. д.?
• «Раздели слово ладошками». Закрепить представления детей о словах: у каждого предмета есть имя — слово, слова бывают короткие, а бывают длинные.
Логопед. Со словами мы играем и хлопками разделяем: ус — усы — усики (графические схемы слогового состава слов — полоски из картона).
• «Где звук?» (См. «Звук /а]».)
Тематический цикл «Фрукты»
(третья неделя)
Беседа
Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия — плоды и плодовые деревья. Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Что с чем рядом?» Употребление в речи предложных конструкций и категории творительного падежа.
На доске — 6—7 картинок. Логопед спрашивает: «Что рядом с яблоком (лимоном, грушей, яблоком, сливой, персиком, бананом, апельсином)? Дети отвечают: «Рядом с яблоком груша и слива». И т. д.
• «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши». И т. д.
• «Составь предложение». На доске — три картинки с изображением фруктов. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» Дети по очереди отвечают: «Яблоко съем сам, грушу отдам другу, а банан положу в вазу». И т. д.
• «Куда положил фрукт?» Употребление в речи предлога возле.
На игровом поле — 6—7 картинок с изображением фруктов. Дети по очереди кладут свои картинки возле какой-нибудь на игровом поле и комментируют: «Я положил лимон возле апельсина». И т. д.
• «Четвертыйлишний». Усвоение существительных в родительном падеже. Употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления.
На игровом поле — картинки или ваза с фруктами. Логопед спрашивает: «Чего не должно быть в вазе?» Дети отвечают: «В вазе не должно быть помидора, потому что это овош». И т. д.
• «Магазин». Закрепление относительных прилагательных по теме. Согласование прилагательных с существительными.
Дети «покупают в магазине» продукты (сок. варенье, повидло, пирог, пюре, компот) и комментируют.
Я покупаю вишневый компот. Я покупаю яблочный пирог. Я покупаю грушевое повидло. И т. д. Логопед помогает детям, показывая одновременно две картинки: пирог — яблоко, груша — баночка и т. д. Развитие связной речи
• Составление рассказа-описания «Апельсин» по вопросам логопеда:
«Апельсин — это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки — несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми».
Затем дети повторяют рассказ целиком.
Физкультминутка-логоритмика
• Считалка под мяч «Мы делили апельсин»
На игровом поле расположены картинки с изображением героев считалки. Логопед очищает апельсин и разрезает его на пять частей. Читая считалку, он кладет дольки рядом с называемым персонажем.
Мы делили апельсин, Много нас, а он один: Эта долька — для ежа, Эта долька — для чижа, Эта долька — для утят, Эта долька — для котят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура. Он сердит на нас — беда! Разбегайтесь кто куда!
Уточнение артикуляции и произношения звука [и]. Буква И.
• Характеристика звука (гласный, поется, произносится голосом, губы растянуты в улыбке — упражнение «заборчик»).
• «Найди слово». На доске — картинки, среди которых нужно найти те, в названии которых есть звук [и]: иголка, зонт, индюк, кошка, игрушка, маки, бочка, изюм.
• «Звуковичок» (см. «Звук [у]»).
• «Где звук?» (См. «Звук [а]».)
• «Какой звук потерялся?»
...зюм, ...голка, ...грушка, ...ндюк, ...риска, ...гра, ...скра, ...мя, ...ва.
• «Хлопни в ладоши». Логопед произносит имена. Услышав слово со звуком [и], дети должны хлопнуть в ладоши: Аня, Инна, Ира, Алла, Оля, Ирина, Антон, Иванушка, Уля.
• «Чего не стало?» На доске — картинки. Логопед незаметно для детей убирает одну из них и спрашивает: «Чего не стало?» При ответе дети должны выделить звук [и]: игрушки, иголки, ириски, индюшки, ивушки, Иванушки, иволги, изгороди.
• «Назови много»: нога — ноги, утюг — утюги, рука — руки, конь — кони и т. д.
• Знакомство с буквой И: обведение контура буквы, печатание ее пальцем на парте, отыскивание в алфавите, составление из палочек.
Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко, например: «Ми, си, ли».
• Подбор лексически значимых звукокомплексов. Как кричат в лесу? (Ау!) Как плачет малыш? (Уа!) Как кричит ослик? (И-а!) Как распевается певица? (А-у-и.) Изображение буквами данных звукокомплексов.
Тематический цикл «Сад —огород»
(четвертая неделя)
Беседа
Где растут овощи и фрукты; что из них готовят; в чем их польза. Лексико-грамматические игры и упражнения
• «В саду или в огороде». Составление сложных предложений со значением противопоставления.
У каждого ребенка — по две предметные картинки (овощ — фрукт). По образцу дети составляют предложения по этим картинкам. Например: «Огурец растет в огороде, а слива растет в саду». И т. д.
• «Четвертый лишний». Составление сложных предложений с союзом потому что.
На доске — четыре картинки (три овоща и фрукт или наоборот). Ребенок должен убрать одну из них и объяснить: «Лишний помидор, потому что это овощ, а на других картинках — фрукты». И т. д.
• «Запомни и расскажи». Логопед молча выполняет три каких-либо действия с овощами и фруктами, а дети комментируют их.
Вы положили апельсин в вазу, огурец на тарелку, а яблоко разрезали пополам.
Вы отдали лимон Коле, грушу положили в карман, а чеснок разделили на дольки. И т. д.
При необходимости логопед помогает детям.
• «Чей домик?» Усвоение категории родительного падежа с предлогом для.
На игровом поле — две большие картинки с изображением сада и огорода. У каждого ребенка — по картинке с овощем или фруктом. Дети кладут их на большие картинки, объясняя: «Это домик для помидора (апельсина, репки, капусты, яблока и т. д.)».
• «Что сделаешь с овощем или фруктом?»
Каждый ребенок должен придумать, что он сделает с тем или иным овощем (фруктом), изображенным на катинке.
Я приготовлю из помидора салат. Я угощу яблоком друга. Я разрежу апельсин пополам. Я положу сливу на стол. И т. д.
Развитие связной речи
• Рассказ-сравнение «Огурец и персик». Учить детей самостоятельно составлять рассказ, используя накопленный речевой материал. Учить сравнивать предметы.
«Огурец — это овощ, а персик — это фрукт. Огурец растет в огороде на грядке, а персик — в саду на дереве. Огурец овальный, зеленый, твердый. А персик круглый, желто-красный, мягкий. У огурца внутри семечки, а у персика — большая косточка. Огурец и персик полезные, потому что они питают и очищают организм».
Дети проговаривают рассказ хором и по цепочке. Затем логопед просит кого-нибудь из ребят повторить рассказ полностью.
Логопед предлагает составить рассказ, сравнив другие овощи и фрукты. Физкультминутка-логоритмика
• Импровизация движений в такт стихотворению «Овощи и фрукты».
Овощи и фрукты — Вкусные продукты. В огороде и в саду Для еды я их найду.
Уточнение артикуляции и произношения звука [м]. Буква М
• Характеристика звука (согласный — не поется, твердый, произносится губами и голосом).
• «Назови слово». На доске — картинки с изображением овощей и фруктов. Логопед хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в том или ином слове. Дети называют слова с соответствующим количеством слогов.
• «Сосчитай звуки»: ауи, аум, им, иуа, ама, мау аму, ауим.
• Выполнение инструкций логопеда. Назови гласный звук и звук [м]. Назови два гласных звука и звук [м]. Назови звук [м] и два гласных звука. Назови три гласных звука и звук [м]. И т.д.
• «Запомни и повтори». На доске — десять картинок с изображением овощей и фруктов. Логопед называет те из них, в названии которых есть звук [м] (4—5 картинок). Дети должны повторить эти слова.
• «Сосчитай». Дети должны сосчитать, сколько раз логопед произнесет слог -ам-\ ам-ам, ам-ам-ам, ам-ак-ам, ас-ам-ак. И т. д.
• «Мамина сумка». Логопед просит детей догадаться, какие продукты принесла мама из магазина; в названии каких из них есть звук [м]: молоко, масло, маргарин, манка, мороженое, манго, морс, мармелад.
• «Звуковичок»
• Знакомство с буквой М: обведение по контуру, печатание ее пальцем на доске, составление из палочек, отыскивание в алфавите.
• Составление обратных слогов, чтение и преобразование их в прямые: ам — ма, ум — му, им — ми.
Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко.
• «Дружба». На доске — комплекс букв, например, уам. Логопед просит детей сказать, с какими буквами дружит буква А. И т. д.
• Составление и анализ слова мама. Графическая схема слова: красные квадраты для гласных, а синие — для согласных.
• Шуточный рассказ «Петя и крокодил». Манипуляции с буквами на доске.
«Однажды Петя пошел на рыбалку и поймал рыбку. Вдруг из речки вышел крокодил и сказал: "Петя, я тебя съем". Петя испугался и хотел закричать: "Мама", но от испуга все перепутал и закричал: "Ам-ам". Крокодил услышал и тоже испугался. Сначала он хотел крикнуть "Ам-ам", но от испуга тоже все перепутал и у него получилось: "Мама". Так они стояли и разговаривали. Петя говорил "ам-ам", а крокодил — "мама"».
Тематический цикл «Лес»
(пятая неделя)
Беседа
Какие растения растут в лесу; кто живет в лесу; в чем его польза и т. д. Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Какой!» Подбор прилагательных к слову лес (большой, зеленый, красивый, густой, родной, прекрасный, богатый, полезный, сказочный, молодой, старый, живой, шумный, тихий, тенистый, волшебный, голый, березовый, сосновый, дубовый, хвойный, лиственный, смешанный, дремучий, светлый, темный, зимний, осенний, весенний, летний).
• «Найди слово». Образование родственных слов от слова лес (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесовик, лесовоз, лесо-вал, лесозаготовки).
• «Один — много». Формирование навыка словоизменения:
дерево — деревья; волк — волки;
куст — кусты; еж — ежи;
ствол — стволы; лист — листья; ветка — ветки; муравей — муравьи; сук — сучья; травинка — травинки; соловей — соловьи; | змея — змеи; ящерица — ящерицы; лиса — лисы; стрекоза — стрекозы; оса — осы; крона — кроны; медвежонок — медвежата. |
• «Сосчитай до пяти». Согласование числительных с существительными: жук, дерево, медведь и т. д.
Один жук, два жука, три жука, четыре жука, пять жуков.
• «Прогулка по лесу». Дети «идут в лес». Логопед спрашивает: «Что можно делать в лесу?» Дети отвечают: «В лесу можно гулять (собирать грибы и ягоды, отдыхать, слушать птиц и т. д.)».
• «Незнайка в лесу». Правильное употребление в речи предлогов. Развитие слухового восприятия и логического мышления.
Логопед. Однажды Незнайка пошел в лес, идет он по лесу и рассказывает:
«Листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сидит на дупле. Дятел стучит к дереву. Заяц убегает к лисе. Стрекоза летает под землей. Гусеница ползет над веточкой. Бабочка порхает в цветке. Цветы растут над деревом». И т. д.
Дети должны исправить ошибки Незнайки. Развитие связной речи
• Рассматривание иллюстрации «Лес» и составление рассказа по ней. Цель: развивать навык связной речи; учить видеть и ощущать красоту и богатство родной природы.
«Дети, посмотрите внимательно на картинку. Перед вами — лес. В лесу много разных деревьев. Есть деревья хвойные — елка, сосна, и есть лиственные — береза, осина, липа, дуб, клен. У дерева есть ствол, он покрыт корой. Ветки с листьями — это крона. А еще у дерева есть корни, они питают дерево соками из земли. А вот — кусты, они ниже и тоньше деревьев. На земле много разных растений: трава, цветы, мох.
Лес — это дом для зверей, птиц и насекомых. Лес приносит нам пользу: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы отдыхаем, наслаждаемся природой. Лес — наше богатство. Берегите лес!»
Логопед предлагает детям (с помощью наводящих вопросов) рассказать, что они запомнили о лесе. Физкультминутка-логоритмика
• «Листья». Импровизация движений в такт стихотворению.
Листья мы зеленые, С липы мы и с клена мы, Мы на веточках сидели, А потом мы пожелтели, Мы пустились в листопад И пришли в осенний сад.
Уточнение артикуляции и произношения звука [о]. Буква О
• Характеристика звука (гласный, поется, произносится голосом, губы овалом).
• «Найди картинку». Поиск картинок, в названии которых есть звук [о]. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Работа со схемами.
Картинки: ослик, сом, небо, окно, ком, обувь, обруч, колесо, стекло, дом, осень, опера, седло, осы, крыло, стол, соль.
• «Звуковичок»
• Выполнение инструкций логопеда:
Повтори четыре раза (три раза, два раза) звук [о].
Повтори пять раз звук [о], загибая пальчики. И т.д.
• «Определи место звука [о] в слове»
Имена: Оля, Коля, Толя, Оксана, Олег, Тома, Тоня.
• «Запомни и повтори». На доске — четыре картинки: осень, обувь, обруч, ослик. Дети называют их сначала с открытыми, а потом с закрытыми глазами.
• Знакомство с буквой О: обведение по контуру, печатание ее пальцем на доске, отыскивание в алфавите.
• Чтение звукокомплексов: ао, уо, ио, оиа, иоу.
• Чтение обратных слогов: ам, ом, им, ум. \
• Преобразование слогов: ам — ма, ом — мо, ум — му, им — ми.
Логопед. Согласный, который стоит перед звуком [и], произносится мягко.
• «Вспомни и назови». Дети должны вспомнить и назвать слова со звуком [о], которые использовались на занятии.
Тематический цикл «Грибы и ягоды»
(шестая неделя)
Беседа
Грибы и ягоды — дары леса; их польза, особенности. Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Подбери слово». Логопед спрашивает детей: «Что можно делать с грибами?» (Искать, собирать, срезать, мыть, чистить, варить, жарить, сушить, солить, есть, пробовать и т. д.) Аналогично проводится игра со словом ягоды.
• «Что приготовим?» Образование относительных прилагательных от существительных:
из матины — малиновое варенье; из грибов — грибной суп; из клюквы — клюквенный морс; из грибов — грибной соус и т. д.
• «Съедобный — несъедобный». Логопед называет грибы и ягоды, а дети отвечают, можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, брусника, волчья ягода и т. д.
• «Мы в лес пойдем». Употребление распространенных предложений и предлогов в, за, из.
Мы с друзьями в лес пойдем, Ягоды, грибы найдем, Их в корзинки соберем И домой мы принесем. Мы кричим в лесу: «Ау!» Эхо там живет в бору.
Логопед вместе с детьми импровизирует движения в такт стихотворению. Затем спрашивает каждого ребенка: «Зачем ты пойдешь в лес?» Дети по очереди отвечают, опираясь на предметные картинки: «Я пойду в лес за малиной (брусникой, клюквой, ежевикой, черникой; опятами, сыроежками, лисичками; цветами, листьями и т. д.)».
Дети «пришли из леса». Логопед спрашивает: «Откуда ты принес сыроежки?» (Я принес сыроежки из леса.) И т. д.
Развитие связной речи
• Составление рассказа «Грибы и ягоды»:
«Мухомор — это гриб. Он растет в лесу. Мухомор несъедобный. Он ядовитый. Мухомор морит мух своим ядом, поэтому он так и называется. У него красная шляпка с белыми пятнышками и белая ножка с воротничком.
Подосиновик — это гриб. Он растет в лесу под осиной, поэтому он так и называется. У него красная шляпка и толстая ножка. Подосиновик съедобный. Его можно варить, жарить, солить, мариновать. Это полезный гриб.
Шиповник — это ягода. Она растет в лесу на кустах. Кусты колючие, у них шипы. Шиповник красный, внутри у него — маленькие косточки. Шиповник очень полезный, в нем много витаминов».
Дети хором повторяют рассказ. Затем логопед просит кого-нибудь еще раз рассказать о грибах и ягодах. Физкультминутка-логоритмика
• «Раздели слово ножками». Дети должны разделить называемые слова на слоги (словарь по теме).
Со словами мы играем, Их ногами разделяем.
Уточнение артикуляции и произношения звука [ы]. Буква Ы
• Характеристика звука (гласный, поется, произносится голосом, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед).
• Определение позиции звука в словах.
На доске — картинки с изображением грибов и ягод. Дети называют их и говорят, где расположен звук [ы] (в середине или в конце слова).
• «Один — много». По возможности используется словарь по теме. Логопед произносит слово в единственном числе, а дети — во множественном, при этом в слове появляется звук [ы]. Логопед обращает на это внимание детей.
• «Найди ошибку». На доске расположено несколько картинок. В названии одной из них нет звука [ы]. Дети должны найти ее.
• « Чего не стало ?» На доске — несколько картинок. Логопед незаметно от детей убирает одну или две из них. Дети должны определить, каких картинок не стало.
• «Запомни и повтори». Дети называют 6—7 картинок с изображением грибов и ягод. Затем картинки убирают, а дети должны назвать их по памяти.
• Знакомство с буквой Ы: обведение по контуру, печатание ее пальцем на доске, отыскивание в алфавите. Логопед. Куда «смотрит» буква Ы? (Вправо.)
• Заучивание потешки.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву ... (ы).
Логопед объясняет детям, что буква Ы может быть только в середине или в конце слова, что с нее слова не начинаются.
• Чтение звукокомплексов: ауы, иоы, ауыи, иыо, ауиоы. Дети должны определить, сколько букв в каждом звуко-комплексе.
• Чтение слов: мы, мама, мамы, ум, умы. Составление графических схем слов.
• Подбор схем к словам (слова из предыдущего упражнения).
Тематический цикл «Перелетные птицы»
(седьмая неделя)
Беседа
Какие птицы улетают в теплые края; почему они улетают; когда возвращаются; части тела птицы; оперение. Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Как улетают птицы ?»
Гуси, утки, лебеди улетают вереницей; ласточки, грачи, скворцы — стаей; журавли — клином; кукушки — поодиночке.
Логопед на доске или игровом поле схематически изображает, как улетают птицы.
• « Чем питаются птицы ?» Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные».
Логопед показывает детям картинки насекомых и спрашивает: «Чем питаются птицы?»
Дети должны дать полный ответ: «Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами)».
• « Четвертый лишний». На доске — четыре картинки: три птицы и одно животное или три животных и одна птица. Дети должны сказать, кто лишний, и объяснить, почему.
Лишний волк, потощ что это животное, а остальные — птицы.
Лишняя ласточка, потому что это птица, а остальные — животные. И т. д.
• « Чего не хватает ?» Логопед закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает детей: «Чего не хватает у птицы?» (У птицы не хватает хвоста (головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек)).
• «Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.
Птица улетает, а птицы... (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюет, машет крьшьями, прыгает, кричит, спит, вьет гнездо, поет).
Логопед выделяет голосом окончания глаголов. Каждое предложение дети повторяют целиком.
Развитие связной речи
• Составление рассказа «Ласточка и ястреб» по опорным предметным картинкам. Употребление в речи предлогов под, из-под.
«Под крышей было гнездо. Там жила ласточка. У нее были птенцы. Они захотели есть. Ласточка полетела за кормом. Вдруг прилетел ястреб. Ласточка спряталась под куст. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под куста и спряталась под ветку. Ястреб за ней. Ласточка вылетела из-под ветки и спряталась под елку. Устал ястреб и улетел. Ласточка вылетела из-под елки, нашла червячка и принесла своим деткам».
Физкультминутка-логоритмика
• Речевая подвижная игра «Мы с ребятами шагаем...»
Мы с ребятами шагаем, Части слова мы считаем.
Дети произносят слова по изучаемой теме и делают шаг на каждый слог. Уточнение артикуляции и произношения звука [п]. Буква П
• Характеристика звука (согласный — не поется, произносится губами, глухой).
• «Звуковичок»
• Знакомство с мягким звуком [п'] — «младшим братцем». Дети произносят слова по картинкам: пила, петух, пись-
мо, пять, подчеркивая мягкость звука [п']артикуляцией и ласкательной интонацией.
• «Запомни и повтори»
Дети повторяют блоки из шести слогов: па-па-па, пя-пя-пя; по-по-по, пё-пё-пё и т. д.
• «Доскажи словечко». Определение места звука в словах: паль.., па.., лам.., ли.., тро.., попу.., поля.., паути.., пана.., кеп.., пав.., пас.., лопа.., пуш.., ук... тап...
• «Закончи чистоговорки»:
пау-пяу-па — длинная тро... (па); пау-пяу-пы — вкусные су... (пы); пау-пяу-ап — самолетный тр... (ап); пау-пяу-оп — сладенький си... (роп); пау-пяу-уп — тепленький ту... (луп).
Логопед. Что общего в словах, которые вы договаривали? (Звук [п].)
• «Закончи предложение». Выделение звука [п'] голосом и артикуляцией.
Воду нужно... (пить). Деньги нужно... (копить). Продукты нужно... (купить). Печку нужно... (топить). Из пластилина нужно... (лепить).
• Знакомство с буквой П: обведение по контуру, печатание ее пальцем на столе, составление из палочек, отыскивание в алфавите.
• Чтение звукокомплексов: ап, уп, ип, оп, ауп, аип, иу-ап, уап.
• Чтение и преобразование слогов: ап — па, оп — по, уп — пу, ип — пи, ып — пы.
• Чтение и преобразование слов: поп — попы, папа — папы, пуп — пупы.
Тематический цикл «Зимующие птицы»
(восьмая неделя)
Беседа
Почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза'; как люди помогают птицам в зимнее время.
Лексико-граматические игры и упражнения '
• Викторина «Птицы» Какая это птица? Почему она так называется? Назови части тела птицы. Эта птица домашняя или дикая? Где она живет? Назови ее детенышей. Какую пользу приносит эта птица? Что делают люди для птиц? Что насыпают птицам в кормушку? И т. д.
• «.Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
черное перо — черненькое перышко, серая спина — серенькая спинка;
пестрые крылья — пестренькие крылышки, белая шея — беленькая шейка;
красная грудь — красненькая грудка, милые глаза — миленькие глазки;
острые когти — остренькие коготки, длинный хвост — длинненький хвостик;
белый пух — беленький пушок, круглая голова — кругленькая головка;
шустрые лапы — шустренькие лапки, мягкие перья — мя-гонькие перышки.
• «Какая?» Подбор прилагательных к слову птица.
Логопед называет начало слова, а дети — его конец: кра-си.., быст.., сме.., летающа.., пою.., крича.., лег.., малень.., за-ботли.., пест.., голод..., сыта...
• «Что могут птицы?» Активизация глаголов по теме (летать, прилетать, улетать, залетать, петь, щебетать, кричать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать, уничтожать вредных насекомых).
• «Для чего?» Закрепление знаний детей о частях тела птицы. Для чего птичке клюв? Для чего птичке крылья?
Для чего птичке лапки (перышки, хвост, коготки, глазки, носик, шейка)?
• «Составь предложение». Формирование навыка составления предложений по трем опорным предметным картинкам.
Птица — гнездо — кормушка. (Птица вылетела из гнезда, подлетела к кормушке и стала клевать корм.)
Птичка — бабочка — птенцы. (Птичка поймала бабочку и принесла своим птенцам.)
Птенчик — мальчик — гнездо. (Птенчик упал на землю, а мальчик поднял его и положил в гнездо.) И т. д.
• «Почему так называется?» Учить детей объяснять значения сложных слов: длиннохвостая, сероглазая, красногрудая, черноглазая, пестроголовая, трудолюбивая, перелетная, водоплавающая, сладкоголосая, громкоголосая, быстрокрылая, теплолюбивая, остроклювая, насекомоядная, быстроногая.