Приемы (методы) коррекционной работы с неблагополучными семьями

1. УБЕЖДЕНИЕ-разьснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка;

2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА – по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным;

3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы:

4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ – это часто отсутствует в неблагополучных семьях;

5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

Памятка социальному педагогу по работе с неблагополучными семьями

1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить её в том, что Ваши цели – это, прежде всего, их цели.

3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.

4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

5. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные рост и достижений действий семьи.

6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.

7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, не смотря на оплошности родителей.

8. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.

9. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

10. Социальный педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

Т.о., при осуществлении социально-психологического сопровождения семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, социальным педагогами используется широкий спектр форм и методов, направленных на помощь как семьям в целом, так и персонально детям.

Таблица 15. Формы и методы работы, применяемые социальным педагогом в социально-психологическом сопровождении семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска

Диагностика семейных проблем Индивидуальная и групповая просветительская работа с семьей Профилактические мероприятия Социально-педагогическая защита прав ребенка
Наблюдение специалистов (классный руководитель, социальный педагог, медик, психолог и т.д.) Памятки для родителей Родительский лекторий, индивидуальные консультации, плановые беседы Выявление и поддержка детей, нуждающихся в социальной защите: опекаемых, инвалидов, малообеспеченных и т.д.
Анкетирование детей и родителей с целью изучения морально-психологического фона семьи как воздействующего фактора на личность ребенка Методические рекомендации для родителей Профориентация и трудоустройство обучающихся из семей зоны риска Защита прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, прокуратура, Комиссия по делам несовершеннолетних и т.д.)
Тестирование Консультации родителей по запросам Трудоустройство обучающихся в летний период Индивидуальная помощь детям, подвергшимся психологическому и физическому насилию в семье
Анализ документации (личных дел, журналов и т.п.) Индивидуальные беседы Оказание материальной помощи Индивидуальный патронаж
Анализ продуктов детского творчества Родительский клуб Создание памяток и методических рекомендаций  
Составление социальных паспортов классов Участие в родительских собраниях Привлечение обучающихся из семей зоны риска к участию в детском самоуправлении  
Создание банка данных семей обучающихся, находящихся в зоне социального риска      


Таблица 16. Категории семей, находящихся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, и работа с ними

Категория семьи Причины и признаки социального Неблагополучия ребенка в семье Направление и содержание деятельности социального педагога с семьей/с ребенком
1. Семьи с детьми, оставшимися без попечения родителей Эмоционально напряженная атмосфера: взаимонепонимание, отрицательная реакция на поступки, проявление нетерпимости Социально-педагогический патронаж (контроль межличностных взаимоотношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время)
2. Семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности (детьми-инвалидами) Низкая адаптация в среде сверстников. Семья испытывает финансовые затруднения, так как один или оба родителя вынуждены не работать, при этом имеют невысокое пособие на ребенка, но вместе с тем большие материальные затраты на лечение Изучение медико-психолого-педагогических условий, влияющих на развитие ребенка. Организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности. Защита интересов детей и их родителей во взаимоотношениях с различными структурами и инстанциями. Вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность: - клуб по интересам; - кружки, организуемые силами родителей учащихся
3. Семьи с родителями-инвалидами
4. Неполные семьи Семья испытывает финансовые затруднения. В отсутствие второго родителя не всегда полноценно реализуются воспитательные и коммуникативные функции семьи у ребенка, возникают затруднения с половой идентификацией Родительские тренинги, направленные на коррекцию детско-родительских взаимоотношений. Лекторий для родителей: - «О возрастных особенностях ребенка и возрастных кризисах»; - «О типах и стилях семейного воспитания»; - «Осуществление социальными педагогами контроля занятости ребенка, организации социально значимой деятельности»
5. Многодетные семьи Низкое материальное состояние семьи. Недостаточное обеспечение питанием, одеждой, жильем и т.п. Ограничены возможности получения детьми полноценного специального и высшего образования Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотн6ошений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время. Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Включение семьи во всероссийские, региональные и муниципальные программы дополнительного развития ребенка
6. Малообеспеченные семьи: - с низким уровнем дохода; - с безработными родителями Ребенок в такой семье зачастую имеет плохие материально-жилищные условия. В семье создается напряженная психоэмоциональная атмосфера Оказание юридической помощи: информация о правах и льготах. Оказание материальной помощи. Организация досуга и летнего отдыха детей. Трудоустройство несовершеннолетних. Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных отношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время
7. Неблагополучные семьи: - педагогически несостоятельные семьи; - нравственно неблагополучные; - с зависимостями членов семьи от психоактивных веществ; - практикующие жестокое обращение с детьми Имеют место глубокие конфликты между членами семьи, в которые втягивается ребенок. Нарушаются права и интересы детей. Используются деструктивные методы воспитания. Эмоциональная атмосфера в семье и используемые методы воспитания травмируют психику ребенка, отрицательно влияют на результаты его обучения, полноценное развитие Социально-педагогический патронаж, контроль межличностных отношений в семье, эмпатичного отношения к ребенку, контроль учебной успеваемости ребенка, его занятости во внеурочное и каникулярное время Психолого-педагогическая помощь и образование родителей (консультации, лекторий)
8. Семья беженцев Отсутствие знаний о своих правах и социальных льготах. Эмоционально напряженная атмосфера в семье Социально-правовой патронаж
9. Семьи участников военных действий

Таблица 17. Направления и формы работы с неблагополучной семьей

Направления работы с неблагополучной семьей Формы работа с неблагополучной семьей
Диагностика семейного неблагополучия. · наблюдения специалистов; · анкетирование детей и родителей; · опросники; · тесты; · интервью узких специалистов; · мини-консилиумы; · тренинги; · анализ документов; · анализ продуктов детского творчества; · анализ документации паспортно-визовой службы; · сбор списков неблагополучных семей; · составление социально-психологических паспортов семьи (микрорайона); · протоколы СКДН; РКДН; · заявки семьи на оказание помощи; · анализ состояния здоровья детей; · анализ развития, успеваемости.
Индивидуальная помощь неблагополучной семье. · советы по преодолению сложных жизненных ситуации; · консультации специалистов; · семейная терапия; · индивидуальные беседы; · индивидуальный социальный патронаж семей; · психотерапия; · родительские собрания на дому.
Групповая работа с родителями из неблагополучных семей. · группы риска; · спортивные группы; · тренинговые группы; · консультирование; · семейные вечера.
Профилактика семейного неблагополучия. · родительский всеобуч; · ознакомление с психолого-педагогической литературой; · обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; · семинары для учителей и родителей; · лектории для подростков; · устройство на работу; · летний лагерь; · летняя площадка; · постановка на учет ОВД, КДН. СКД; · дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе.
Помощь общества неблагополучным семьям. · институт приемной семьи; · институт молодой семьи; · детские приюты; · акции милосердия; · акция помоги пойти учиться; · материальная поддержка; · привлечение спонсорской помощи; · обмен одеждой, бывшей в употреблении; · лишение родительских прав.

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:

· Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игре взрослых, соперничающих, а не сотрудничающих друг с другом.

· Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно когда-то изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам под временную опеку. Вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.

· Если у школьника уже появились психические аномалии на почве семейных проблем, его следует проконсультировать у детского психиатра.

Дефекты воспитания – это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношение к ребенку.

Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье:

· детская безнадзорность и беспризорность.

· побеги из дома.

· половая распущенность.

· правонарушения и преступная деятельность.

· алкоголизм.

· наркомания и токсикомания.

Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:

1. Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.

2. Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.

3. Семьи, в которых допускается безнадзорность детей по разным причинам разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.

Вопросы для беседы с родителями ребенка из неблагополучной семьи

1. Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники).

2. Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании).

3. Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины).

4. Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания).

5. Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают).

Задача всего педагогического коллектива работающих с подростками, Воспитывающихся в неблагоприятных условиях среды, которые сами они изменить пока не в состоянии, – сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.


Наши рекомендации