Система принципов семейного воспитания

· Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья.

· Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию.

· Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.

· Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.

· Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей.

· Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.

· Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.

· Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия, разработанный на основе наблюдений, тестирования, анкетирования

В последние годы увеличилось количество малообеспеченных семей, стало больше неблагополучных семей. Ухудшается психологический климат и в устойчивых семьях. Главная причина- отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, неполноценное питание, рост цен на продукты питания, услуги. Резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается на детях. Отсутствие в семьях заботы, психологическая депривация, физическое и сексуальное насилие толкает детей к побегам. Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних. Большинство из тех, кто работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал “на улицу”, чем вернуть его “с улицы” к нормальной жизни.

1. Совместная работа:

· Органы социальной защиты населения

· Управление образованием;

· Органы внутренних дел;

· Органы здравоохранения;

· Отдел по молодежной политики;

· Служба занятости населения;

· КДН.

2. Источники информации о семейном неблагополучии:

· Классные руководители;

· Воспитатели д/с;

· Педагоги школы;

· Врачи;

· Участковый инспектор;

· Жители микрорайона;

· Родственники;

· Соседи;

· Друзья.

3. Дополнительным источником является:

· Документы социально-медицинского патронажа;

· Документы психолого-педагогического консилиума в школе;

· Материалы психодиагностики;

· Результаты рейдов;

· Жалобы и заявления граждан;

· Материалы о правонарушениях;

· Преступления несовершеннолетних.

Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребенка.

Нарушения поведения – 50%

· Бродяжничество;

· Агрессивность;

· Хулиганство;

· Кражи;

· Вымогательство;

· Правонарушения;

· Аморальные формы поведения;

· Неадекватные реакции на замечания взрослых.

Нарушения развития детей - 70%.

· Низкая успеваемость;

· Неврастения;

· Отсутствие навыков личной гигиены;

· Неуравновешенность психики;

· Подростковый алкоголизм;

· Подростковая проституция;

· Болезни;

· Недоедания;

· Уклонение от учебы.

Нарушения общения - 40%

· Конфликты с учителями;

· Частое употребление неформальной лексики;

· Суетливость или гиперактивность;

· Конфликты с родителями;

· Контакты с криминогенными группировками.

5. Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью.

· Принудительное лечение от алкоголизма;

· Лишение родительских прав;

· Консультирование;

· Обучающие консультации для родителей;

· Помощь общественных организаций;

· Влияние через СМИ;

· Пропаганда здорового образа жизни;

· Пропаганда семейных ценностей;

· Оказание материальной помощи;

· Административные штрафы;

· Создание клубов по интересам;

· Постоянный патронаж;

· Обеспечение бесплатным питанием детей из неблагополучных семей;

· Бесплатное лечение детей и оздоровление в период каникул;

· Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Корректировка воспитания в неблагополучных семьях и работа с этими семьями

Изучив, специфику жизни и воспитания ребенка в семье, специалисты вынуждены заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители – дети», «родители – школа». В режиме этой задачи выделяются два аспекта:

1. Корректировка воспитания в отдельных семьях.

2. Работа с неблагополучными семьями.

Наши рекомендации