Межведомственное взаимодействие в работе социального педагога
Массовая школа должна ответственно и продуктивно выполнять только те функции, которые возложены на нее государством и обществом, находясь в тесном сотрудничестве с другими государственными учреждениями, работающими с детьми и подростками.
При ослаблении нормативного контроля возрастает вероятность девиантного поведения. К девиантному поведению чаще всего склонны дезадаптированные дети, социализация которых протекала неблагоприятно, либо в условиях чрезмерного поощрения взрослыми, либо в условиях игнорирования элементов девиантного поведения (насилие, аморальность) как в отношении к детям взрослых, так и в отношении детей к сверстникам и взрослым.
Социально отклоняющиеся формы поведения требуют применения адекватных исправительных мер, согласованных участниками образовательной среды (педагогами, психологами, родителями). Если родители отказываются заниматься проблемами ребенка, школа обращается в комиссию по делам несовершеннолетних, поскольку от проблемы агрессивного (социально опасного для жизни и здоровья других людей) поведения нельзя отмахнуться как от несуществующей и малозначительной проблемы.
Т.о., школа обращается с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП) по следующим вопросам:
- о проведении профилактической работы с несовершеннолетним, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа, освободившимися из мест лишения свободы;
- о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность;
- об оказании помощи в организации занятий дополнительным образованием несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете в объединениях муниципального уровня;
- об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете;
- об исключении необучающегося несовершеннолетнего, достигнувшего 18-летнего возраста, из образовательного учреждения; о переводе обучающегося на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение;
- о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего;
- об административных мерах воздействия на родителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона РФ «Об образовании»;
- о постановке обучающегося на учет в ОДН.
Для этого требуется определенный набор документов:
- ходатайство;
- характеристика на несовершеннолетнего;
- выписка из протокола заседания Совета профилактики ОУ;
- копии актов посещения семьи;
- общая справка о проведенной профилактической работе с несовершеннолетним и его семьей (если материал очень большой, тогда необходимо объединить характеристику со справкой о профилактической работе в один документ – характеристику несовершеннолетнего».
РАБОТА социального педагога в РАМКАХ межведомственных профилактических акциЙ «Образование всем детям», «Защита», «Дети улиц», «ПОДРОСТОК»
1. Выявление, учёт несовершеннолетних, не посещающих или систеатически пропускающих по неуважительным причинам занятия;
2. Организация работы в соответствии с Регламентом межведомственного взаимодействия по оказанию выявленным детям и семьям группы риска социально-педагогической и социально-психологической помощи в соответствии с планом мероприятий по реализации программы реабилитации семьи и ребенка (детей) группы риска;
3. Корректировка банка данных детей микрорайона;
4. Корректировка банка данных несовершеннолетних, систематически самовольно уходящих из семей и госучреждений;
5. Корректировка банка данных о семьях и детях, находящихся в социально-опасном положении;
6. Корректировка банка данных детей и подростков группы риска;
7. Выявление, учет и принятие необходимых мер в отношении необучающихся несовершеннолетних, учащихся МОУ, выяснение причин пропусков занятий, определение форм их дальнейшего обучения и воспитания;
8. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога и выявленных в ходе акции беспризорных и безнадзорных детей;
9. Разработка и утверждение программ социально-педагогической реабилитации;
10. Обеспечение условий реализации программ;
11. Консультирование.
Примерная номенклатура дел социального педагога ОУ
Индекс дела | Заголовок дела | Срок хранения |
07-01 | Утвержденная номенклатура дел социального педагога | до замены новой |
07-02 | Нормативно-правовая документация | |
§ «Конвенция о правах ребенка» § Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 (в действующей редакции) § Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ § Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г. № 120-ФЗ § Пр. | в течение срока действия | |
07-03 | Организационно-распорядительная документация | |
07-03.1 | Нормативные и инструктивные документы Министерства образования и науки Российской Федерации | в течение срока действия |
07-03.2 | Нормативные и инструктивные документы Министерства образования и науки Челябинской области | в течение срока действия |
07-03.3 | Нормативные и инструктивные документы Управления по делам образования г. Челябинска | в течение срока действия |
07-03.4 | Нормативные и инструктивные документы Управления образования Калининского района | в течение срока действия |
07-03.5 | Внутренняя документация, регламентирующая деятельность социального педагога ОУ | в течение срока действия |
07-04 | Дислокация ОУ Калининского района | 1 год |
07-05 | Документация по организации деятельности социального педагога | |
07-05.1 | Годовой план работы социального педагога (в т.ч. планы профилактических рейдов) | 5 лет |
07-05.2 | Циклограмма работы социального педагога (годовая, недельная) | 1 год |
07-05.3 | Рабочие журналы социального педагога (журнал индивидуальных консультаций, журнал групповых форм работы, и др.) | ДМН |
07-05.4 | Картотека (паспорт) кабинета социального педагога | до замены новой |
07-05.5 | Входящая документация | в течение срока действия |
07-05.6 | Исходящая документация | в течение срока действия |
07-05.7 | Социальный паспорт ОУ, классов | до замены новыми |
07-05.8 | Отчетная документация о результатах работы социального педагога по сопровождению обязательных видов деятельности (текущая и итоговая) | 5 лет |
07-05.9 | Документация по организации и проведению в ОУ межведомственных профилактических акций: § Акция «Образование всем детям» § Акция «Защита» § Акция «Дети улиц» § Акция «За здоровый образ жизни» § Акция «Подросток» | до замены новыми |
07-05.10 | Акты обследования жилищно-бытовых условий | до замены новыми |
07-05.11 | Банк данных семей и детей группы риска | до замены новыми |
07-05.12 | Документация заседаний Совета профилактики (Приказ о создании, Положение, состав совета профилактики, протоколы заседаний) | 5 лет |
07-05.13 | Документация по работе с Регламентом межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению семей и детей группы риска и их реабилитации в городе Челябинске | в течение срока действия |
07-05.14 | Индивидуальные информационные карты обучающихся ОУ | до замены новыми |
07-05.15 | Индивидуально-ориентированные профилактические программы на обучающихся группы риска | до замены новыми |
07-06 | Программно-методическое обеспечение деятельности социального педагога ОУ | |
07-06.1 | Социально-педагогический инструментарий: § анкеты; § опросники; § тесты | по мере необходимости |
07-06.2 | Просветительско-профилактические, коррекционно-развивающие программы по работе с участниками образовательного процесса (УМК, КТП) | постоянно |
07-06.3 | Методические материалы по просветительско-профилактической работе с участниками образовательного процесса | по мере необходимости |
07-06.4 | Материалы по приоритетным направлениям деятельности социального педагога ОУ: § профилактика необучения несовершеннолетних; § профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; § и др. | по мере необходимости |
07-06.5 | Программы, материалы конференций, семинаров, педагогических чтений | ДМН |
Планирование работы социального педагога
Организационная деятельность социального педагога в образовательном учреждении начинается с изучения и анализа особенностей социокультурной среды, в которой оно расположено, условий социального формирования личности в нем, а также в семье, знакомства с детскими и педагогическими коллективами, отдельными личностями, требующими повышенной заботы, внимания и защиты, вычленения наиболее значимых социально-педагогических проблем, которые необходимо решать в первую очередь. Социальный педагог изучает особенности воспитательного процесса, собирает информацию о нуждах и потребностях детей, выявляет проблемы взаимоотношений в классных коллективах, кружках, объединениях, группах, в системе межличностных отношений, устанавливает связи с социальными институтами микросоциума.
Это позволит составить социально-педагогическую характеристику социума, картотеку детей и семей, наиболее нуждающихся в социально-педагогической помощи, обобщить поступающие предложения и пожелания, определить адреса сотрудничества.
Проведя необходимые диагностические обследования, социальный педагог получит информацию о дифференциации проблем, определении приоритетов в создании системы социального воспитания, социально-педагогической помощи в данном учреждении.
На основании этих материалов социальный педагог составляет годовой перспективный план работы, который утверждается руководителем учреждения.
Цель планирования работы социального педагога – координация действий с администрацией и педагогическим коллективом с одной стороны, и с коллективом обучающихся, родителей, общественными структурами – с другой; установление сроков реализации решений; уточнение приоритетных направлений, решений, этапов деятельности.
Эффективность планирования социально-педагогической деятельности зависит от четких представлений о том уровне, на котором находится ее предмет к началу планирования, и о результатах работы к концу планируемого периода; от выбора эффективных путей и средств достижения целей.
План работы социального педагога на учебный год
Согласовано Руководитель МОУ ЦПМСС _________________________ (И.О. Фамилия) «_____»____________20___г. (дата согласования) | УТВЕРЖДАЮ Руководитель ОУ _________________________ (И.О. Фамилия) «_____»____________20___г. (дата утверждения) |
Планирование деятельности социального педагога ОУ №_______
_____________________________________________________________
(Ф.И.О. полностью)
на 20____ - 20____ учебный год
Цель ОУ:____________________________________________________________
Методическая тема ОУ: _______________________________________________
Цель деятельности социального педагога_________________________________
Задачи деятельности социального педагога_______________________________
Приоритетные направления деятельности социального педагога ОУ:
- оптимизация здоровьесберегающей среды
- профилактика СПИДа
- профилактика употребления ПАВ
2. профилактика социальных патологий:
- профилактика необучения
- профилактика безнадзорности и правонарушений