Актуальность инновационных подходов
в подготовке менеджеров
Жизнь идет, она всегда движется - и так легко
разучиться понимать ее, измеряя ее старой меркой
М. Горький
Современное состояние общества, ориентированного на самоорганизацию, в значительной степени зависит от людей, принимающих социально значимые решения, обеспечивающих их выполнение материальными и духовными ресурсами, мобилизующих человеческий потенциал на реализацию собственных мыслей, идей, целей. Переориентация общественного сознания с модели поведения «руководитель — исполнитель» на модель субъект-субъектных отношений, заявленную демократическими преобразованиями, требует иного качества управления, иной парадигмы подготовки менеджеров. Массовость процесса подготовки менеджеров требует от профессорско-преподавательского корпуса высшей школы глубокого переосмысления предназначения современного образования, разнообразных аспектов гармонизации его моделей и технологий.
Современное реформирование образования обусловлено рядом широкомасштабных проблем общества. Провозглашенные ценности демократизации, гуманизации (ключевые слова реформы) воспринимаются как массовые процессы, в которых усваиваются не только идеи, но и способ деятельности, соответствующий им. Востребована огромная тренировочная площадка, на которой специалисты-тренеры обеспечивали бы усвоение новых моделей отношений. Такой площадкой является система образования и, в первую очередь, профессионального — выпускники вузов и колледжей, будучи руководителями, внедряют ту или иную модель социального поведения. Чтобы реализовать реформирование на уровне конкретного студента и преподавателя, последнему необходимо реформировать свою деятельность путем уважительного отношения к ее технологичности, т.е. освоить инновационные педагогические технологии, которые воспитывают и упражняют в демократичности и гуманизме, развивают и упражняют в технологичности труда, как учебного — в настоящем, так и профессионального — в будущем,
Ситуация в образовании характеризуется сегодня стремлением к сопряжению сложившихся традиций с необходимостью глубокого реформирования. Осмысление ее состояния происходит в самых разнообразных аспектах. Однако критика не переходит границ патриотизма, а позитивная оценка не является однозначной, количество противоречий не соответствует появлению новых качеств, разрешающих несоответствия, проблемы, конфликты.
Нельзя не заметить, что образование, несущее социокультурную функцию, сформировалось однобоко. Преобладание в нем материалистической составляющей нарушило гармонию, основополагающее соответствие материального и духовного, профессиональной подготовки и человеческой позиции. Подготовленный в такой образовательной парадигме специалист не проявляет в своей профессиональной деятельности стремления служить другому, тогда как всякая профессия появляется для обслуживания людей через производство? переработку, сервис. И даже там, где такое понимание присутствует, мало кто натренирован в его реализации. Эта человеческая несостоятельность отдельного специалиста становится проблемой общества как проблема гуманизации, т.е. очеловечивания собственных действий, их разумности, созидательности, нравственности.
Не реализуется в массовой практике образования и гармония позиций личность — индивид. Преувеличенная ориентация на личностность в образовании затмевает индивидуальность. Не решается на конкретном уровне задача формирования экологической культуры в ее истинном смысле как обеспечения чистоты, порядка, красоты, гармонии организма, одежды, жилища, двора, города, страны, планеты, без чего недостижима главная ценность — здоровье.
Стремление к гармонии позиций человек — личность — индивид (как дополнений) в образовательных процессах, в конкретных действиях каждого преподавателя (как целостность целей, содержания, методов; как единство воспитания, обучения, развития) позволит встать на путь кропотливого труда в разрешении наиболее актуальных проблем общества (гуманизма и экологической культуры) и не только в глобальном теоретическом аспекте, но и применительно к конкретной практике профессионала. Гуманизм и экологическая культура должны стать составляющими каждого конкретного образовательного процесса, только тогда понятия «образованный» и «культурный» снова, как в начале прошлого века, будут синонимами.
Социальная значимость этих проблем очевидна, как очевидно и то, что попытки разрешить их не путем выявления и преодоления причин, а за счет устранения многочисленных последствий обречены на неудачу. Неспособность общества направить экономические преобразования в русло социальных ценностей, взаимосвязанных с духовным и экологическим взаимопроникновением, усугубляет ситуацию. Немалая роль отводится в этих процессах выпускникам профессиональной школы как менеджерам разных уровней управления. Находясь в центре общественного внимания, они тиражируют свой уровень духовности, свою внутреннюю культуру, свою цивилизованность и экологическую культуру, распространяя их на множество окружающих людей как пример высокой нормы, как критерии действий. И потому ответственность преподавателя перед обществом (адекватная ответственности общества перед преподавателем) чрезвычайно высока. Именно он обеспечивает те реальные приращения, из суммы которых и складывается результат образования, изменения, окультуривания каждого. И тем более вызывает недоумение все возрастающее непонимание этого государством, его небрежное отношение к системе образования и главному действующему лицу в ней — преподавателю, усугубляющее духовные, социальные, экологические, экономические проблемы.
Чтобы устранить неизбежное противоречие между старым и новым, сегодня необходима массовая переориентация преподавателей в своей педагогической позиции (понимание собственных функций, профессиональные убеждения), в выборе моделей и технологий. Через педагогическую подготовку преподавателя, деятельность которого усваивается как норма, реализуются (или не реализуются) демократические ориентации в сознании студентов. Сколько еще поколений обречены жить в «стране переходного периода» определяет профессиональное педагогическое сообщество (учителя, воспитатели, преподаватели, командиры, лекторы и т.д.), все вместе и каждый в отдельности. Чем раньше общество поймет и признает это, тем быстрее данная проблема будет решена.
Если понимать образование в его истинном смысле как изменение внутреннего образа при осознании себя в окружающем мире, то нельзя не согласиться с тем, что оно имеет мировоззренческую .функцию. Именно при осознании окружающего мира и себя в нем складывается воззрение на мир — мировоззрение. Будет оно правильным или искаженным зависит от истинности исходных позиций и от логики погружения в них. XX в. в этой связи вошел в историю человечества не только как век научно-технического прогресса, но и век кризиса, перелома в мировоззрении человечества. Как в свое время открытия Н. Коперника, Н.И. Лобачевского, А. Эйнштейна совершили переворот в мировоззрении людей, так открытие Н. Бора положило начало переосмыслению взглядов на мир в целом, на отношение людей между собой. Это открытие, будучи включенным в сложные системы, получило развитие в новой отрасли научного знания — синергетике. Синергетика — наука, которая изучает, объясняет, прогнозирует процессы самоорганизации сложных систем в их движении от хаоса к порядку и от порядка к хаосу. Состояние сложной социальной системы в каждый момент времени определяется ее местом на шкале «хаос — порядок», крайние точки которой являются самыми неблагоприятными. Как крайний хаос мешает осуществлять выбранное направление движения, так крайний, жесткий порядок служит препятствием для нового, для прогресса. Разумные тенденции функционирования и развития возможны где-то посередине как всякая истина.
Сформулированный Н. Бором всеобъемлющий принцип ком-плементарности (дополнительности) вместо борьбы противоположностей предложил их дополнение. Он перечеркнул «основной вопрос философии» о первичности-вторичности бытия-сознания. Их противопоставление предполагало границу, по одну сторону которой — идеальное, духовное, по другую — реальное, материальное. Эта мировоззренческая доминанта пронизывала как общее все частности, как сущность все явления. Через эту линзу мы смотрели на мир, она была вложена каждому как система убеждений через систему образования и другие социальные институты. Передовая философская мысль приложила принцип дополнительности к основополагающим «противоположностям»: материальному и духовному, и объявила их противопоставление бессмысленным, ложным. Материальное дополняет духовное, духовное дополняет материальное. Или, как доказывает биоэнергоинформатика, материя — это плотный дух, дух — это тонкая материя. Они находятся в состоянии непрерывного взаимопроникновения (континуума).
Синергетика как теория самоорганизации сложных систем описывает то общее, что есть в поведении систем как социальных, так и физических, биологических. Новая философия их поведения состоит в пересмотре традиционных установок о противопоставлении в них материального и духовного. Принцип комплементарнсти (дополнительности) в корне изменил подходы к образованию. Его универсальность, применимость к физическому микромиру и космическому макромиру поставили человечество перед необходимостью пересмотреть философию социального поведения, социокультурных норм различных отраслей научного знания, изменить коренным образом сознание как атмосферу процесса мышления и само мышление. Сегодня синергетика разрабатывается самыми разными отраслями научного знания и имеет определенный задел, который позволяет сформулировать основные постулаты синергетических подходов в социальном заказе образованию.
• Духовное и материальное, идеальное и реальное, внутреннее и внешнее дополняют друг друга, между ними нет разграничения, одно непрерывно проникает в другое (континуум духовного и материального): материя — плотный дух, дух — тонкая материя. Мир воспринимается как единство и целостность «био — социо — дух» во внешнем и внутреннем — «индивид — личность — человек». «Пограничной» сферой между ними является осознание их взаимосвязи, которое происходит в сознании как изменение внутреннего образа, как образовательный процесс. Она охватывает идеальное и реальное, образует собственное образовательное пространство, в котором реальное осознается, осознанное реализуется. Осознанность, разумность, духовность, нравственность признаются в нашем обществе в основном на словах, их недостаточная реализация в деятельности — проблема общества, а значит, и социальный заказ системе образования — формировать в специалисте целостную позицию: «индивид — личность — человек», соответствующую целостности окружающего мира: «био — социо — дух» в их соответствии и равной значимости, в их гармонии.
• Если противоположности борются, то энергия затрачивается на преодоление иного, на борьбу, на разрушение. Если они дополняют друг друга, то появляется дополнительная энергия сотрудничества, со-творчества, со-гласия — синергия. Коллективная деятельность, направленная на созидание, требует организованности, взаимопонимания, согласованности, развития мысле-технических, коммуникативных, рефлексивных способностей. Взаимодействие с окружающим миром, осуществляемое по каналам: мысль — слово — движение, тогда направлено к гармонии, когда развивается способность производить их в единстве, целостности и соответствии. Этот социальный заказ общества системе образования состоит в реализации инновационных образовательных технологий, развивающих мыслетехнические, коммукативные, рефлексивные способности, формирующие специалиста с мышлением: продуктивным (а не только репродуктивным), системным (а не господствующим сегодня фрагментарным), созидательным (проникающим в реальную практику как разумные осознанные действия). В основе таких образовательных технологий лежит алгоритм осознанного действия, алгоритм решения проблем.
• Социальная система, которая в своем поведении сумела самоорганизоваться, становится более замкнутой. Ее собственные цели, внутренние нормы и способы деятельности становятся более приоритетными, чем интересы, правила и механизмы деятельности систем, в которые она входит. Это представляет опасность диверсификации систем более общего порядка, опасность их целостности и воспринимается как сепаратизм. Явление, захлестнувшее современную социальную практику, становится проблемой общественного сознания и, стало быть, социальным заказом системе образования, в которой образовательные модели позволяют прожить и осознать «дерево проблем», «дерево целей», разработанные методологией, но не освоенные реальной массовой педагогической практикой.
• Сохранение целостности социальных систем обеспечено, если самоорганизация ее подсистем (элементов) регулируется самоорганизацией большой системы, обусловливающей ее стабилизацию, устойчивость жизнедеятельности. Данный синергетический постулат так же прост для понимания, как и сложен для реализации в деятельности. Он требует от специалистов опыта, эмоционального проживания соответствующих ситуаций и интеллектуального их осмысления, обретения уверенности и убежденности. Социальный заказ на осознание данной проблемы может реализоваться в системе образования в образовательных моделях работы в «малых группах».
В межличностных отношениях синергетика предполагает всякое иное действие рассматривать как возможное дополнение к своему, как приглашение к обмену, а значит, сотрудничеству. Рыночные условия именно в этом направлении меняют характер мышления, менталитет общества. Производитель — потребитель дополняют друг друга, придают один другому активности, заинтересованности в сотрудничестве. Их объединение создает дополнительную энергию — синергию. Два производителя, находящиеся в условиях конкуренции, тоже дополняют друг друга и тоже возникает синергия, которая направлена на то, чтобы производимый товар сделать еще лучше, создать новые блага для потребителя.
Человеческое в каждом из нас состоит в осознании связи внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного). Чем глубже погружение в осознание, тем эффективнее образовательный процесс. Его функции, его предназначение не только в овладении готовой информацией, но и в ее осмыслении как в знаниях, умениях, навыках, так и в убеждениях. Осмысленная и принятая информация, порождает (как дополнение) собственные суждения. У каждого образовательный процесс происходит индивидуально, в зависимости от способностей в атмосфере социокультурных норм путем сочетания субъективного и объективного. Каждое общество выделяет огромные ресурсы, финансовые и человеческие, на содержание специалистов, профессионально владеющих моделями и технологиями образовательных процессов. Это ученые, чиновники, педагоги, ученики (как утверждает статистика, 25% населения России проводят свой рабочий день в системе образования для того, чтобы оптимально и эффективно осуществлять процесс образования, осознания себя в окружающем мире, адаптации к условиям перемен).
На пороге нового тысячелетия проблемы образования волнуют и теоретиков, и практиков. Осознание достигнутого в прошлом, состояние в настоящем, прогнозирование будущего — особенность ситуации. Переход в новое десятилетие, в новое столетие, новое тысячелетие углубляет ответственность настоящего поколения перед будущим. Историческая ретроспектива позволяет провести сопоставление образовательных проблем века двадцатого и предыдущих столетий, обозначить их специфику, наметить пути преодоления противоречий, несоответствий, проблем и конфликтов. Их разрешение целесообразно начинать с поиска источников, с понимания ситуаций. Все чаще и чаще состояние образования в мире характеризуется как кризисное. Непрерывное реформирование — свидетельство неудовлетворенности общества процессом и результатом образования. Поиск новых подходов, новых парадигм становится все более актуальной идеей образования. Ставятся и остаются без ответа вопросы о новых ценностях и национальных идеях, новом мышлении и национальном менталитете. Все эти категории связаны с образованием взаимообусловленностью. Именно система образования выполняет функции окультуривания сознания, воспитания духовности, развития способностей цивилизованного взаимодействия с природой. Каждый член общества не один год пребывает в учебных заведениях, где специалистами создаются условия для преобразования сознания. В зависимости от приоритетов в образовательных моделях в сознании обучающихся складывается некий стереотип образа мышления, особенность духа, уровень разумности. Это с одной стороны. А с другой — уже сложившаяся атмосфера общественного сознания, специфичное информационное пространство непрерывно, всевозможными средствами общения воздействует на сознание каждого. Идеальные модели, усвоенные в системе образования, деформируются, безусловно, в разной степени в зависимости от их внутренней крепости и устойчивости. Таково главное противоречие между обществом и образованием, от преодоления которого зависит судьба культуры материальной и духовной, всего ценного, что общество создало, пронесло через века, сохранило. Уровень духовности, окультуренности сознания проявляется в конкретных действиях как воплощение собственного проекта, большого или маленького, как деятельность, действие.
Смена поколений в XX в. российской истории сопровождалась сепарированием общественного сознания. Насаждаемая долгие годы «первичность материального» проявляется сегодня как утрата духовного в его истинном смысле: разумности, продуктивного мышления, свободы выбора, творчества и т.п. Разве не об утрате разумности свидетельствуют те чудовищные разрушения, которые совершаются сегодня? Разве не для созидания дан от природы разум? Вероятно, ростки разумности не получили благодатной социальной почвы, не взращивались наставниками, не явились ценностью. Репродуктивное мышление в системе образования занимает господствующие позиции, воспроизведение материализованной информации стало главным критерием результативности образовательных процессов. Укоренившиеся подходы к структурированию содержания образования обслуживают режим получения информации в готовом виде, не производя собственного интеллектуального продукта, продуктивного знания, в то время как только строго системное структурирование создает условия для поиска связей, для рождения мысли, т.е. для продуктивного мышления.
Типичным для российских социальных отношений долгие годы было отсутствие свободы выбора как в бытовой, так и в профессиональной сферах. Преобладающая позиция — исполнитель, не создавая условий для выбора, для принятия решений, для самоопределения, не упражняет в размышлении, в разумности. Социальный заказ на такого специалиста система образования исправно выполнила.
Специфическим образом сложилась в педагогике категория творчества как свойство исключительной, особо одаренной личности. Однокоренное со словом «творец», творчество — это проявление духовности в каждый момент озарения, понимания и сопутствующего им подъема над обыденным (работы духа). Всякий раз, когда обучающийся ежедневно многократно упражняется в понимании, в совершении собственного, субъективного открытия истины, он — творец, он сотворил собственную мысль, продолжив чужие, он производитель, так как произвел интеллектуальный и эмоциональный продукт, он упражняется быть человеком разумным.
Выявление главного несоответствия в жизнедеятельности общества как надуманного противопоставления материального и духовного позволяет понять первоисточник проблем и конфликтов в современной образовательной ситуации и предложить синергетические парадигмы, способные его преодолеть.
Логику их осмысления целесообразно представить в виде постановки ключевых вопросов. Как распределены субъектные позиции в цепочке: общество — педагог — ученик, или: ученик — педагог — общество? Каково представление о субъекте образования? В чем состоит предназначение образования, его цели? Что должны содержать образовательные программы (содержание образования)? Каковы наиболее оптимальные способы, методы образования? Что и как оценивать в результате образовательных процессов, каковы критерии его качества?
Прежде чем выстроятся парадигмы, необходимо определиться по некоторым ключевым понятиям. В школе общеобразовательной, профессиональной происходит взросление, характеризующееся осознанностью действий (взрослостью сознания). Осознание окружающего мира с разной степенью активности и самостоятельности — процесс непрерывный, он происходит везде и всегда и меняет внутренний образ. И потому образовательный процесс можно определить как осознание собственных действий, взаимодействий с окружающим миром. Когда образовательный процесс специально организован — это уже педагогический процесс. Будем говорить о последнем, имея в виду, что педагогический процесс, безусловно, образовательный, тогда как не всякий образовательный является педагогическим.