Толерантность в социальных отношениях

Часто гораздо короче и полезнее

приноровиться самому к другим,

чем заставить других приноравливаться к себе

Ж. Лабрюйер

Проблема толерантности в социальных отношениях имеет свой источник в противоречии устоявшихся за многие годы моделей понимания себя прежде всего как социальной «единицы», соответствующей общественным нормам. Гипертрофированная социализация, достигнув предела, задавила в каждом индивида. Свершившаяся психологическая «отмашка» в общественном сознании декларирует сегодня ценность индивида, индивидуальности, индивидуальных траекторий продвижения в образовательных процессах. Осуществляется переход от приоритета «человек — существо общественное — личность» к приоритету «человек — существо природное — индивид». Подобное раскачивание маятника — не единичное явление в человеческой истории. Закрепленное логикой «либо, либо», оно чревато всем набором опасностей, возникающих при переходе из крайности в крайность. Если субъект, как единичный, так и коллективный, не поймет себя и другого как гармоничное сочетание в себе «индивида — личности — человека» в соответствии с компонентами окружающего мира «био — социо — дух» в их единстве и целостности, его отношения с другими субъектами не могут быть гармонично ориентированными, они изначально будут внутренне противоречивыми. Разум человека как стержень его сознания, его дух, человеческая составляющая в каждом из нас, будучи достаточно развитым, может справиться с уравновешиванием, взаимодополнением внутренних сущностей: индивид и личность.

Сегодня толерантность востребована как фактор, регулирующий социальное и природное в субъекте жизнедеятельности через осознание их равной значимости, через новую логику мышления, через синергетический принцип дополнительности в социальных взаимодействиях. Переход от ценности признания одинаковости субъектов к ценности признания «он иной и тем мне интересен как потенциал для обмена мыслями, информацией, материальным продуктом» — основа овладения моделью нормальных рыночных отношений.

Банальность деклараций всегда сопряжена со сложностью овладения технологией. Технологии социальных отношений на основе толерантности предполагают определенные принципы (требования) и методы (процедуры). К принципам следует отнести: комплементарность (дополнительность), континуум (взаимопроникновение), признание субъектной позиции (своей и другого), понимание взаимных интересов, равнозначность обмена содержанием (интеллектуальным, эмоциональным, материальным), знание способностей (своих и другого), сопоставление результатов взаимодействия. Принципы определяют методы их реализации через:

• формирование синергетического типа мышления, способного спроектировать свои действия с учетом комплементарности и континуума;

• создание условий для внутренней свободы, самоопределения, взаимной адаптации, т.е. для субъектной позиции;

• согласование интересов в процедуре переговоров;

• коммуникативный обмен содержанием (репродуктивным и продуктивным), информацией (востребованной, системно оформленной, пригодной для восприятия);

• быстрая диагностика коммуникативных способностей собеседника, ориентация в собственном диапазоне коммуникативных способностей, выбор подходящего способа общения;

• стремление к взаимному результату по критерию совести.

Толерантность на каждом этапе образовательных технологий предполагает внутреннюю позицию «он иной», «мы взаимодействуем как равные, обмениваемся с целью удовлетворения потребностей, с учетом внутренних норм и способностей той и другой стороны». Все это дается с большим трудом. Даже в образовании, где осуществляется подготовка к деятельности, где профессионализм специалистов (преподавателей) определяется владением образовательными технологиями, толерантность — пока декларация, лозунг, призыв. Мало ее и в реальной деятельности.

Самоорганизация в жизнедеятельности

Социальных систем

Как только вы вообразите, что не в состоянии

выполнить определенное дело, с этого момента

его осуществление становится для вас невозможным

Спиноза

Самоорганизация в жизнедеятельности — категория, требующая анализа (расчленения) и структурирования. Структурирование жизнедеятельности по семантическому основанию позволяет представить ее как систему с элементами: жизнь (естественное начало), деятельность (деятельностное начало) и образовательное начало как приобщение к культуре социума, в их связях и отношениях целостности и единства. Тогда самоорганизация может быть рассмотрена состоящей из трех компонентов: самоорганизация психологическая (в собственном сознании); самоорганизация в деятельности (в реальной практике); самоорганизация, их соединяющая, — самоорганизация образовательная (окультуривания), в их единстве, целостности, дополнительности и континууме. Такое углубление в структуру самоорганизации позволяет осознавать проблемы, находить их источник и разрешать, в чем и состоит реальная значимость синергетических исследований и изысканий.

Психологическая самоорганизация предполагает управляемую динамику изменения состояний сознания по замыкающейся шкале: гармония (полное соответствие), несоответствие, противоречие, проблема, конфликт, столкновение, катастрофа (гибель). Удерживание собственного сознания в оптимальном диапазоне — «проблема» (от противоречия до конфликта) обеспечивает активность, адаптивность, добывание новой информации, развитие, результативность действий. Стремление к гармонии осуществляется путем разрешения проблем, устранения противоречий, преодоления несоответствий между собственными потребностями, внутренними нормами и достигнутым уровнем развития способностей. Динамичность отношений между ними (потребностями, нормами, способностями) — нормальное состояние, которое сопровождается появлением беспокойства как признака проблемы в ее психологическом смысле.

Самоорганизация в деятельности также требует уяснения смысла понятия «проблема» как реального затруднения, которое предстоит преодолеть. Если рассматривать деятельность как фактор бытия и сохранить логику предыдущих рассуждений, то структура деятельности может быть представлена состоящей из компонентов:

• самоопределение — адаптация внутренних потребностей к условиям реальных ситуаций и принятие соответствующих решений;

• критерии деятельности, выбранные из всего множества норм и правил, применительно к конкретной ситуации;

• способы деятельности как проявление индивидуальных способностей (данных от природы и развитых в культуре) применительно к реальным условиям.

Перечисленные компоненты регулируются субъектом деятельности; динамика отслеживается и направляется к обеспечению их максимального соответствия. Такой подход к структуре деятельности предполагает функциональную парадигму ее организации на всех уровнях, которая с трудом преодолевает стереотип порученчества даже на самом высоком уровне управления. Весьма популярный на современном телевизионном экране тезис «президент поручил МВД (ведомству) раскрыть преступление (т.е. выполнить свои профессиональные функции)» наводит на грустные размышления (Разве выполнение профессиональных функций надо всякий раз поручать? Разве упразднены в профессиональном сознании профессиональный долг и ответственность?), перечеркивает все инновационные наработки и попытки внедрить в управленческую практику новую парадигму менеджмента.

Самоорганизация образовательных процессов в жизнедеятельности есть процесс окультуривания как собственного сознания, так и собственной деятельности. На социокультурном основании происходит кропотливая работа по изменению внутреннего образа (у кого-то технологично, у кого-то интуитивно). В образовательных процессах стыкуется внутреннее и внешнее:

• потребности осознаются, изменяются, управляются с помощью механизма — вопроса «для чего? для какого результата?». Здесь результат прогнозируется, с учетом внешних условий корректируется потребностное состояние, появляется цель, определяющая смысл действий;

• внутренние нормы (правила, предписания, установки, законы и т.д. — усвоенная информация) изменяются в поиске новой информации во внешнем (репродуктивное содержание), во внутреннем (продуктивное содержание). В их взаимопроникновении происходит работа с содержанием внутренним и содержанием внешним, формируется содержание образования как информация, предназначенная для усвоения («что усвою?»);

• индивидуальные способности, данные от природы в своем многообразии, имеют инвариант — производить мысль, слово, движение в единстве и целостности, в совокупности — действие.

Окультуривание способностей, овладение технологией осознанного действия включает мыслетехнику, коммуникацию, рефлексию, которые составляют методологическую основу методов образования, осуществляя тренинг в культурных способах деятельности. Методы позволяют осознать и развить собственные способности, овладеть цивилизованными способами профессиональной деятельности. Инструмент их осознания — поиск ответа на вопрос «как смогу совершить действие?»

Самоорганизация образовательного начала жизнедеятельности также имеет дело с проблемой, а точнее с ее осознанием. Проблема как психологическое беспокойство осознается ответами на вопросы: «чем недоволен, что недостает, для чего хочу совершить действие?»; «что должен отдать и что обрету — чем обменяюсь?»; «как могу совершить действие?». Ответы соотносятся с реальными условиями. Проблема, будучи осознанной, разрешается.

Современная система образования имеет определенную ответственность перед обществом и социальный заказ, который может быть реализован в инновационных образовательных моделях и технологиях.

Вопросы для обсуждения

1. Современное социокультурное пространство.

2. Пути формирования мировоззрения, миропонимания.

3. Отличительные черты субъектной позиции.

4. Значение толерантности в общении, коммуникации, взаимодействиях.

5. Динамика самоорганизации по шкале «хаос — порядок».

Контрольные вопросы

1. Понятие социокультурного пространства.

2. Особенности формирования мировоззрения в современном мире.

3. Смысл субъектной позиции в социальных взаимодействиях.

4. Понятие толерантности, ее роль в социальных взаимодействиях.

5. Понятие самоорганизации социальных систем.

Упражнения:

1. Оцените субъектность Ваших взаимодействий в течение дня:

• Удалось ли Вам выдержать субъектную позицию?

• Насколько Вы способствовали (или препятствовали) субъектной позиции другого в деловом взаимодействии?

2. Оцените собственную толерантность в педагогическом взаимодействии:

• Удается ли Вам выдерживать во взаимодействии позицию «он — иной»?

• Можете ли Вы сдерживать собственное раздражение и проявлять терпимость в отношениях с коллегами, студентами, слушателями?

• Способны ли Вы проявлять заинтересованность к иному мнению, иной позиции, преодолевая собственную категоричность?

• Уделяете ли Вы в педагогическом процессе внимание самоорганизации образовательного пространства, приучаете ли к этому студентов, слушателей?

Глава 16

ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА

ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ

Формирование собственной управленческой позиции как педагогической, направленной на повышение образовательного уровня сотрудников. Управленческая деятельность как совокупность педагогических действий. Мотивация деятельности как целеполагание, самоопределение. Содержание деятельности как педагогическая категория. Деятельность менеджера как процесс развития его способностей. Технология разрешения проблем. Педагогическая функция менеджмента.

Ключевые слова: менеджмент, управление, цели, содержание, методы процесса управления

• Актуальность инновационных подходов в подготовке менеджеров

• Формирование субъектной позиции в профессиональном образовании

• Целеполагание в образовании как основа самоопределения в деятельности

• Содержание образования — база критериев профессиональной деятельности

• Роль методов образования в овладении способами профессиональной

деятельности

• Ориентация на результат в образовании и профессиональной деятельности

• Педагогическая функция менеджмента

Наши рекомендации