Социокультурного пространства

Есть нечто более сильное, чем все на свете войска:

это идея, время которой пришло

В. Гюго

Современное социокультурное пространство как никогда ранее богато разнообразным наполнением. Многочисленные социальные системы, традиционно существующие и вновь появившиеся, выстраивают между собой взаимодействия, вступают в определенные отношения, пребывают в деятельностном состоянии. Складывается определенная культура взаимодействий, отношений, деятельности, которая вырастает из традиций и преобразуется в результате качественных изменений в жизнедеятельности социума. Широта понятия «культура» позволяет трактовать его применительно к социуму и как определенные достижения, и как процесс возделывания, выращивания, формирования новых социокультурных норм общения, отношений, деятельности. Переструктурирование социума обусловило появление понятия «субкультура» как культурное состояние конкретных субъектов.

Сочетание традиций и инноваций — главная социокультурная норма отношений старого и нового, исключающая их противопоставление и утверждающая их дополнительность. В одни исторические периоды наблюдается преобладание традиций, в другие — приоритеты инноваций. Среди факторов, определяющих инновационное состояние современного социокультурного пространства следует выделить те, в основе которых лежит синергетическая парадигма жизнедеятельности социума:

• новая логика формирования мировоззрения;

• субъектная позиция в социальных взаимодействиях;

• толерантность в социальных отношениях;

• самоорганизация в жизнедеятельности.

Инновационное наполнение социокультурного пространства призвана осуществлять система образования, в том числе формирующаяся система образования взрослых, которая как пирамида в вершине своей имеет систему непрерывного образования госслужащих. Расширение функций образования в связи со сменой императивов «образование на всю жизнь» на «образование через всю жизнь» требует переосмысления образовательной парадигмы. Современное российское массовое сознание находится в состоянии качественного изменения. Сформировавшийся тип мышления, поведения, деятельности своей доминантой имеет позицию, называемую психологами позицией «внешнего контроля», философами — «недостаточно субъектной», практиками — «исполнительской». Эти характеристики подчеркивают в отношениях человека с внешним миром завышение значимости внешних факторов и соответственно принижения значимости факторов внутренних. В связи с этим ответственность за самого себя (принятие жизненно важных решений и контроль за их исполнением) перекладывается во вне. Данные психологические проблемы становятся социально-экономическими и могут быть разрешены с помощью специалистов в системе дополнительного образования взрослых. Учет специфики образования взрослых усиливает внимание к методической стороне учебного процесса.

Новые цели и ценности обусловливают инновационные технологии структурирования содержания. Новые требования к методам, реализующим в конкретных действиях гуманизацию и демократизацию, духовность и толерантность, в основе своей должны иметь синергетическую модель взаимодействия, модель сотрудничества, сотворчества, мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные тренинги, т.е. организационно-деятельностные технологии.

Вопрос о формировании мировоззрения в этих условиях актуален не только теоретической постановкой, но и практической значимостью. Новая философия жизни требует объяснения отношений внутреннего и внешнего, идеального и реального, субъективного и объективного, духовного и материального, сознания и бытия, понимания себя в окружающем мире. Вполне синергетическая формула «Я в нем, он во мне» не стала общедоступной. Отношения мира внутреннего и мира внешнего как противоположностей все еще воспринимаются в логике противоречий, а не дополнений. Сформировавшийся стереотип мышления логику дополнения позволяет реализовать на уровне слова, но не дела. Автоматизм усвоенных моделей действий трудно поддается изменению как всякий закрепленный условный рефлекс. Окружающий мир является тем самым условием, которое рефлексы поведения закрепляют как объективный фактор и как субъективный, зависящий от, его восприятия, понимания, осмысления субъектом. Проблема воззрения на мир и себя в этом мире, т.е. проблема мировоззрения, чрезвычайно значима для реальной жизни. Логика континуума внутреннего и внешнего позволяет выстроить последовательность рассуждений. Контакт с окружающим миром — действие, которое как совокупность мысли, слова и движения отражает взаимопроникновение сознания и бытия. Стало быть, проникновение сознания в бытие есть предварительное осознание действия, его «проект», а проникновение бытия в сознание, его отражение в сознании, осознание действия после его совершения — рефлексия. И то и другое осознание едины и целостны, именно они, рассмотренные в логике дополнительности, изменяют внутренний образ, т.е. обусловливают образовательный процесс, формирующий мировоззрение, отношение с миром. Человек как проектировщик и оценщик собственных действий обретает высокий уровень ответственности за них, в чем и состоит его субъектность.



Наши рекомендации