IV. Методика письменного ответа на вопрос
Выполнение контрольной работы (реферата, курсовой или дипломной работы) — для Вас тренинг в оформлении собственных мыслей по законам логики.
Ценность ответа на вопрос повышается, если Вы излагаете содержание по следующему алгоритму:
1. Смысл первичного ключевого слова.
2. Смысл следующих ключевых слов.
3. Главное ключевое слово как система с элементами и связями.
4. Актуальность заявленной проблемы — роль, значение, важность (для чего?).
5. Из чего состоит система — составные части, связи и отношения (что содержит?).
6. Использование на практике — способы, методы, механизмы (как можно использовать?).
7. Результат анализа (или обсуждения) проблемы. Кроме того, полезно изначально осознать некоторые теоретические подходы и методологию построения содержания.
О системах, элементах, связях, отношениях, структурах
Очень важно выработать у себя системное упорядоченное представление об окружающем мире, где каждая часть, элемент имеют свое предназначение и где все элементы взаимосвязаны, т.е. структурированы, например: структура атома, структура корня, структура вуза, структура правительства и т.д.
Структурный подход предполагает, что всякая изучаемая система рассматривается состоящей из элементов с определенными связями между ними, а каждый элемент (или связь) — как новая система, и так далее до заданного уровня глубины погружения.
Элементы как части составляют целое благодаря связям. Связи очень разнообразны: по формам движения материи, по формам детерминизма, по силе, по характеру результата, по направлению действия, по типу процессов, по содержанию предмета и т.д.
Связи могут быть сильными, слабыми, могут ослабевать и разрываться. Нарушение связей может быть как постепенным, так и внезапным, например, от резкого движения.
Если в модели кристаллической решетки убрать стержни, символизирующие связи между атомами, то получится «погремушка», где все элементы легко рассыпать, разбросать. Нечто подобное происходит и в социоструктурах.
Исключительно важно понять глубокую сущность отношений, которые определяются как устойчивые взаимодействия. Они могут быть гармоничными (при полном соответствии взаимодействующих сторон), противоречивыми (при некотором несоответствии), проблемными (при значительном несоответствии), конфликтными (при трудно устранимом несоответствии) и, наконец, маргинальными (катастрофическими).
О части и целом
Совершенно просто понять, что целое состоит из частей, а части, определенным образом связанные между собой, образуют целое. Если это действующая система, то малейшее изменение части так или иначе влияет на целое. А всякое изменение целого скажется на частях, его составляющих. Эти рассуждения можно перенести на человека (группу, общество и т.д.), но ограничиваться этим нельзя. Человек — не механизм, он живой. Живет — значит, меняется и изменяет то целое, в которое он входит как часть — часть семьи, коллектива, группы, общности, общества. А это уже не очень просто. И совсем не просто представить, что изменения в группах происходят не только от изменений одного ее члена, но и от изменений всех остальных и их взаимоотношений. А те, в свою очередь, влияют на каждую часть и так непрерывно — уловить стабильное состояние очень трудно, но возможно, хотя бы в первом приближении.
Об анализе и синтезе
Нам придется не раз прибегнуть к такому приему: чтобы лучше узнать и разглядеть целое, его нужно разделить на части — это анализ. После чего части опять рассматриваются как целое, но уже как познанное целое, прозрачное для нас — это синтез. Чтобы иметь представление о лесе, надо получить представление о деревьях, кустарниках и травах, в нем растущих. Чтобы иметь представление об аудитории слушателей, надо получить представление о людях, в нее входящих, т.е. сделать анализ (расчленить), а затем — синтез (соединить). Анализ и синтез не бесполезные, друг друга исключающие процедуры. Их результатом является познание, знание.
Например, мы говорим «субъект образования» и хотим заглянуть вглубь данного понятия — разглядеть его изнутри, пытаясь расчленить, причем с определенным смыслом.
Например:
1) субъект образования: человек, личность, индивид.
Такое деление позволяет объяснить новые качества каждого: «гуманизм», «профессионализм», «индивидуальность» и т.п., которые учитываются в целом —- «субъект образования». А если рассмотреть еще и связи между ними, то можно увидеть много других качеств.
2) субъект образования — семья, группа, общность, общество. И это деление уже иного свойства. В такой классификации
тоже важно рассмотреть связи между элементами системы, т.е. их взаимодействие, взаимосвязанность, взаимообусловленность.
О схемах и текстах
По-разному люди относятся к схемам. Возможно, Вы предпочитаете тексты, тем более, если речь идет о человеке. Текст, конечно, привычнее, но схема — богаче. (Что, если схемы метро заменить текстом?)
Текст однозначен в содержании, а схема дает возможность к появлению разных ее содержаний, смыслов, пониманий.
Продвижение мысли по тексту происходит преимущественно по принципу «согласен — не согласен», схема обязывает породить свои смыслы.
Текст преподносит определенную позицию, схема строит основание для множества индивидуальных позиций.
Например, схема саморегуляции позволяет порассуждать о потребностях (П), способностях (Сп), нормах (Н), об их взаимозависимости, взаимодействии, взаимообусловленности. А если вместо поставить другую социосистему: семья, группа, коллектив, общность, общество, и провести рассуждение заново, то можно многое понять и открыть для себя.
Предназначение схем, опорных сигналов состоит в том, что, опираясь на них, можно пораскачивать свое мышление, сделать его более гибким, подвижным, избавиться от зашлакованности, стереотипов, догматическое мышление превратить в живое, нормальное. Прибегая к схемам, обычно рассчитывают на размышления читателя по поводу предложенных подходов, которые будучи абстрактными, являются каркасом для эмпирической начинки, для индивидуального опыта, его инвентаризации, упорядочения, осознания, обогащения сомнениями (мнение + мнение), новыми мыслями, новыми конструкциями, т.е. являются внутренней творческой работой.
О семантических упражнениях
В книге использованы приемы, тренирующие вдумчивое отношение к слову, чтобы «вернуть словам их изначальный смысл»:
- выделите однокоренные слова, чтобы подчеркнуть их смысловую связь:
ДЕРжать — соДЕРжание — ДЕРжава — ...
МОГу — возМОЖно — Могущество — ...
- выделите приставки, чтобы сопоставить оттенки:
ВОСхождение — ВОСпевание — ВОСпитание — ...
Сотрудничество — СОмнение — Содружество — ...
- постарайтесь понять смысл слова из сопоставлений:
ДОЛ — разДОЛье;
МАХ -разМАХ;
УМ - разУМ;
ДУМа — разДУМье;
МЫСЛь — разМЫШЛение.
- разделите:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ на ВЗАИМО и ДЕЙСТВИЕ;
ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ на ВЗАИМО и ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ;
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ на ВЗАИМО и ЗАВИСИМОСТЬ.
И смысл слов становится простым и ясным.
О тренингах и упражнениях
Каждый человек стремится хорошо изучить свое тело и знает, какие надо делать упражнения, чтобы развить те или иные мышцы. Работа с предложенной книгой — тоже развитие, развитие способностей ОСОЗНАВАТЬ. Это тоже тренинги: мыслетехничес-кие, где надо рождать мысль, оформлять ее в тезис, стараться быть понятым и понимать других; коммуникативные — ведь люди постоянно общаются (и лучше, когда по правилам). Наконец, люди постоянно находятся в действии. Но всегда ли они довольны результатом этих действий? Достижение успеха невозможно без тренингов. Их количество и определяет успех.
Человек, которому не нравится его походка, будет ее корректировать — держать внимание на отдельных движениях, пока не достигнет нужного результата. (Нетрудно представить, сколько занимаются этим топ-модели и как дается хорошая выправка солдату!) Когда результат достигнут, закреплен, освоен до автоматизма, о процедуре уже можно не думать. Вот также и со способностью мыслить, говорить, осознанно действовать. Та же топ-модель вряд ли так же уверенно будет чувствовать себя на ораторской трибуне — подиуме оратора, где он проявляет свои способности думать и говорить так, чтобы восхищать слушателей, как восхищает красивая походка и фигура.
Мы предлагаем много тренингов, но главные из них:
- мыслетехнические;
- коммуникативные;
- рефлексивные.
Их можно проводить на любом содержании и сколько угодно, в зависимости от желаемого результата.
Раздел I
ПСИХОЛОГИЯ СУБЪЕКТА
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 1. О предмете психологии
ГЛАВА 2. Состояние сознания, его системные характеристики
ГЛАВА 3. Субъективное и объективное в сознании, их соотношение
ГЛАВА 4. Состояние сознания в образовательных процессах
ГЛАВА 5. Действие. Поведение. Деятельность
ГЛАВА 6. Эмоциональное и интеллектуальное в сознании и деятельности
ГЛАВА 7. Понятие ценностей, их влияние на состояние сознания и деятельность
ГЛАВА 8. Коммуникативная деятельность в межличностных отношениях
Глава 1
О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
Психология как наука о психологических процессах, актах, состояниях. Становление психологической науки. Основные направления в психологии XX века. Психология в системе знаний о сознании. Природная, социальная и духовная сущность сознания, связь психологии с физиологией, социологией и философией. Понятие души и духа.
Ключевые слова: психология, сознание, душа, дух
• Что изучает психология. Предмет психологии
• Становление психологической науки
• Психология XX века