Звуко-буквенный анализ и синтез
У Насти-девицы что-то упало, покатилось и пропало. Составьте слово из первых звуков, взятых из слов куница, ослица, лисица, цапля, овцы — и вы узнаете, что упало.
Слова повторяются, дети называют слово: кольцо. А теперь составьте это слово из первых букв тех же слов.
На наборном полотне выставлены буквы к, о, л, ц, о. Какой буквы не хватает в слове? (Буквы ь.)
Буквы выставляются одним ребенком в нужной последовательности, слово прочитывается хором.
Догадайтесь, куда упало кольцо? В слове первый звук к, последний — ц. Что это? (Колодец.) Что мы берем из колодца? (Воду.)
Скажите это слово со слогом цу. (Водицу.) Если захотим напиться, где возьмем водицы? (В колодце.) Скажем вместе: «Холодна водица, можно простудиться. Лучше леденцами всем нам угоститься».
Выставляется коробка с леденцами.
Добры молодцы, угостите всех леденцами и про себя не забудьте.
Итог занятия
Тема «Звук и буква ч»
ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН ПРИНЕС ПОСЫЛКУ
Материал.Посылка с набором предметов (перчатки, очки, ручка, ключ, часы, чашка, колечко, цепочка, чулки, лампочка и др.); игрушки (Чебурашка, черепашка); элементы костюма почтальона Печкина; разрезная азбука.
Ход занятия
Оргмомент
Входит воспитатель в костюме почтальона Печкина. Вы узнали нашего гостя? (Почтальон Печкин.) Поздоровайтесь с ним.
Дети здороваются. Далее диалог с детьми ведет почтальон Печкин.
Что у меня в руках? (Посылка.) Скажите это слово ласково. (Посылочка.) Посылка тяжелая, ее не поднять. Покажите, как тяжело было ее нести.
Дети имитируют напряжение. А мою посылочку нести легко. Имитируется расслабление.
Сообщение темы занятия
Дети, вы догадались, какой звук мы будем изучать? (Звук ч.) Почтальон Печкин будет нам помогать.
3. Характеристика звука ч по артикуляционным и акустическим признакам
Покажите Печкину, каким кружочком мы обозначим звук ч. В каком замке живут мягкие согласные звуки? (В Зеленом зам-
ке.) Запомните, звук ч всегда мягкий, у него нет братца — твердого звука.
4. Произношение звука ч в слогах. Звуко-слоговой анализ и синтез
Дети, хотите посмотреть, что в посылке? Выкладываются предметы, и дети называют их.
А сейчас мы с Печкиным посмотрим, как вы умеете находить предметы по первому и последнему звуку. Вопрос задает Печкин.
Угадайте, какое слово я задумал, если в нем первый звук ч, последний — ы? (Часы.) А слово, в котором первый звук к, последний — ч? (Ключ.) А в этом слове первый звук ч, последний — а. (Чашка.)
Дети, пусть Печкин отгадает, какое слово вы задумали.
Дети называют первый и последний звук, почтальон Печкин — слово.
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки ч, р, к, у, а. Какое слово можно из них составить? (Ручка.) Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Сколько согласных звуков в этом слове? Между какими звуками слышится звук ч?
Ответы детей.
Вы хорошо выполнили задания, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слово на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: лам... (почка), це... (почка).Чем. похожи эти слова?
Ответы детей.
Назовите слова, в которых последний слог — ки. (Оч-ки, чул-ки, пер-чат-ки.)
Выделение ударного слога. Логопед обращается к Печкину.
Вы хотите услышать, как наши дети подбирают рифмы к словам? «Да, хочу», — ответил Печкин. Покажем ему. Подбор рифм к слову почка.
(Дочка, кочка, мочка, точка, ночка, бочка.) А теперь подберем рифмы к слову сверчок. (Каблучок, колпачок, бычок, бочок.)
Физминутка
Чок-чок-чок, ручки на бочок,
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики.
Ножками топочут,
Весело хохочут.
Дети сопровождают стихи имитацией всех действий.
Развитие связной речи. Загадки — описания предметов
Дети, загадаем почтальону Печкину загадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. Пейте чай, вода вскипела.
(Чайник.)
Пять мальчиков, пять чуланчиков. Каждый мальчик — в свой чуланчик. (Перчатка.)
Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке. Ниточка в реке.
(Удочка.)
Повторение загадок хором. Выделение слов со звуком ч. А сейчас придумайте свои загадки-описания.
Дети придумывают загадки-описания об окружающих предметах.
7. Знакомство с буквой ч
Вы умеете читать? Скажите: «Мы уже читаем! Первой букве в слове чтение —мое почтение!» На что похожа буква ч?
Ч — вы правильно решили —
Пишут так же, как «4».
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
В. Степанов
Детям предлагают найти букву ч в буквенной кассе.
Чтение слов
На наборном полотне выставляется четыре слова из трех, четырех, пяти и шести букв: чай, часы, чашка, чайник, в которых закрыты первые буквы. Дети отгадывают, какие буквы закрыты, и прочитывают слова. Составление слов с буквой чиз разрезной азбуки.
Итог занятия
Тема «Звук ч»
НАШ ГОСТЬ ЧИППОЛИНО
Материал.Игрушка Чипполино, сундучок, предметные картинки, буквы демонстрационные.
Ход занятия
Оргмомент
Дети, отгадайте загадку: «Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет». (Мячик.) Попрыгайте как мячики. Изобразите, каким стал мячик, попавший под колесо машины. Покажите, как вы огорчились, увидев разорванный мячик.
2. Сообщение темы занятия
Вносится игрушка Чипполино.
Кто наш гость? (Чипполино.) Какой первый звук в слове Чипполино? (Звук ч.) Сегодня вместе с Чипполино будем повторять звук ч.