Работа в тетради Прописи № 1

2. Письмо заглавной буквы О.

Задания:

1) рассмотреть образец написания заглавной буквы О, обратить внимание на точку начала движения и на направление движения, прописать букву внутри голубого контура;

2) потренироваться в написании заглавной буквы О;

3) познакомиться с понятием соединительный штрих, выделить его на образце О а, О я;

4) прописать сочетание двух букв О а, О я;

5) установить закономерность расположения букв на строке (повторяется группа букв А Я О), обвести первую группу букв овалом, вписать пропущенные буквы.

При выполнении детьми второго задания учитель просит учеников словами описать направление движения руки при письме овалов (вверх, влево, вниз, вправо, вверх), рассказать, где должна располагаться точка начала движения при письме заглавной буквы О. Педагог напоминает, что расстояние между соседними буквами должно быть одинаковым, кроме того он обязательно проверяет наклон тетрадей учеников.

Особенностью работы на данном уроке является введение понятия «соединительный штрих» и отработка соединения двух букв с помощью соединительного штриха. Перед началом работы на четвертой строке учитель просит учащихся сравнить запись на строке в тетради и запись, сделанную на доске О а. Важно, чтобы ученики сами заметили, что в тетради буквы соединены, а на доске написаны отдельно друг от друга. После этого целесообразно задать вопрос: «А как две буквы соединены друг с другом?» Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что с этого дня такую короткую линию, помогающую соединить буквы, они будут называть «соединительный штрих» и попросит ручкой зеленого цвета выделить соединительный штрих на образце. После этого учитель пишет на доске правильный образец соединения двух букв О а, а рядом показывает, каких вариантов надо избегать: к таким вариантам относится прогибание штриха рис. №1, слишком высокое проведение штриха рис. №2. Безусловно, учащиеся пишут сочетание букв отрывно, в несколько приемов: сначала заглавную букву О, потом соединительный штрих, потом овал – первый элемент буквы а, потом короткую линию с закруглением внизу – второй элемент буквы а. Учитель обращает внимание детей на одну особенность: после того, как они напишут первую букву и проведут соединительный штрих, они должны правильно рассчитать место точки начала написания второй буквы: если не сделать этого, вторая буква может получиться или слишком широкой, или чересчур узкой. Работа над следующим сочетанием букв также требует прежде всего акцентирования внимания учащихся на правильном написании соединительного штриха. Чтобы закрепить правильное написание и предупредить ошибки, лучше еще раз просить учащихся провести на образце соединительный штрих зеленым цветом. Не стоит забывать напоминать учащимся про правильный наклон тетради, про параллельность букв и про необходимость оставлять между группами букв одинаковое расстояние.

3. Письмо строчной буквы о.

Задания:

1) рассмотреть образец написания строчной буквы о, указать точку начала и направления движения;

2) потренироваться в написании строчной буквы о;

3) ответить на вопрос «Чем похожи буквы о – а?», обвести в той и другой букве овал как общий элемент;

4) ответить на вопрос «Чем отличаются буквы о – а?», обвести второй элемент буквы а;

5) прописать предложенные сочетания букв;

6) провести частичный звуковой анализ, вписать необходимые буквы;

7) найти заданную группу букв (с. 40);

8) выполнить задания на чистых строчках с. 40.

Третье и четвертое задания направлены на дифференциацию строчных букв а – о и являются очень важными для пропедевтики замен этих букв на письме.

Пятое задание направлено на отработку написания буквы о и её соединения с другими буквами. Важно обратить внимание на необходимость проведения после буквы о соединительного штриха для связи с последующей буквой. Учитель просит ребят определить, нужен ли соединительный штрих при написании сочетания букв ао, яо. Учащиеся должны обратить внимание на то, что важно не укорачивать второй элемент букв а и я, иначе две буквы сольются.

При выполнении шестого задания учитель заранее предупреждает, что в словах волк, кошка, нос, кот для связи с последующей буквой после буквы о необходимо провести соединительный штрих. Чтобы предупредить ошибки в тетрадях, перед вписыванием буквы о в слова сначала лучше показать на доске правильный способ выполнения и лишь потом просить ребят писать в тетради.

На свободных строках с. 40 можно предложить учащимся записать диктуемые учителем сочетания строчных букв: оо оа ао яо яа яо. В зависимости от уровня подготовленности класса можно одновременно выполнять запись на доске, комментируя особенности соединения в каждом из случаев (если в классе много учащихся, которым пока трудно дается письмо), или же предложить учащихся сначала самостоятельно выполнить задание, а потом сверить работу в тетради со сделанной учителем записью на доске.

4. Дифференцированная работа.

Сообрази

Звуковой анализ слов стол и столик.

Задания:

1) определить, какая схема на с. 37 учебника соответствует слову стол, а какая слову столик;

2) провести звуковой анализ этих слов;

3) определить, какое слово длиннее: стол или столик, какое слово короче, в каком случае говорят стол, а в каком столик.

Педагогическая поддержка

Закрепление зрительного образа буквы о. Тренировка в обозначении звука [о] буквами.

1) закрасить простым карандашом части рисунка, в которые вписана буква о;

2) провести звукобуквенный анализ двух слов, вписав буквы в нужные клеточки;

3) назвать слова, в которых только один гласный звук, рассказать, чем отличается от других слов слово хобот, чем похожи первые звуки всех этих слов, чем похожи последние звуки всех этих слов, чем похожи слова кот и хобот, чем похожи слова хвост и слон, чем похожи все эти слова.

Звукобуквенный анализ всех слов, предлагаемых на этой странице, — кот, слон, хобот, хвост — успеют выполнить не все ребята. Хорошо, если большая часть класса поработает с двумя словами. Вопросы третьего задания направлены на развитие внимания к звучащему слову.

Работа по учебнику

5. Называние слов с буквой о в начале, середине и в конце слова (по рисункам).

Задания:

1) рассмотреть картинки на с. 37.

2) рассказать, что обозначают схемы на с. 37 в самом низу;

3) определить, какие слова соответствуют первой (второй, третьей) схеме;

4) подобрать и назвать несколько слов, начинающихся на букву о, заканчивающихся буквой о, имеющих букву о в середине.

Уроки № 39–40

Тема урока   Содержание, методические приемы
Знакомство с буквой Ё, ё. Письмо заглавной и строчной буквы Ё, ё. 1.Звукобуквенный анализ слова клён. Знакомство с буквой Ё (ё) (Букварь ч. I с.38-39). 2. Поэлементный анализ заглавной буквы Ё. Тренировка в написании букв (Прописи № 1 с. 42). 3. Поэлементный анализ строчной буквы ё. Повторение изученных букв (Прописи № 1 с. 43). 4.Дифференцированная работа: Звукобуквенный анализ слов пёс, утёнок, котёнок; разгадывание кроссворда:отработка правил обозначения гласных звуков буквами в процессе разгадывания кроссворда (работа по Букварю ч. 1 с.39); Закрепление зрительного образа буквы ё; тренировка в обозначении звука [о] буквой ё после мягких согласных (работа в тетради «Я учусь писать и читать», с.23).

Методический комментарий

Работа по учебнику

1. Звукобуквенный анализ слова клён. Знакомство с буквой Ё (ё). Игра «Живые звуки».

Задания:

1) посчитать, сколько клеточек в схеме звукового состава; объяснить, можно ли назвать картинку словом дерево, словом ветер, словом листья, объяснить, почему ни одно из этих слов не подходит, догадаться, как правильно назвать картинку; «прочитать» слово клён, ведя указку по схеме звукового состава;

2) произнести слово клён так, чтобы отчетливо был слышен первый звук; определить, какой это звук, какой фишкой обозначить звук [к] (синей); назвать его мягкую пару ([к’]);

3) произнести слово клён так, чтобы отчетливо был слышен второй звук; определить, какой второй звук в слове клён, какой фишкой обозначить звук [ль], назвать его твердую пару;

4) произнести слово клён так, чтобы отчетливо был слышен третий звук; объяснить, какой третий звук в слове клён, после какого согласного стоит звук [о], можно ли после мягкого согласного звук [о] обозначить буквой о;

5) обозначить звук [о] после мягкого согласного звука буквой ё;

6) найти четвертый звук в слове клён; обозначить твердый согласный звук [н] фишкой синего цвета;

7) закончить правило: «Если в слове звук [о] находится сразу после мягко-

го согласного звука, он обозначается буквой ... ё»;

Если ученики не догадаются, что будут работать со словом клён, учитель показывает им лист клёна и спрашивает, как называется дерево, на котором вырос этот лист. Звуковой анализ проводят 4 ребенка с помощью учителя. Называя звук, ребенок дает ему полную характеристику с помощью вопросов учителя. Все звуки обозначаются фишками. Назвав согласный звук и охарактеризовав его, ребенок называет его пару. После разбора учитель обращает внимание детей на гласный звук, сам еще раз прочитывает слово с долгим произнесением звука [о] и спрашивает: «Какую букву мы должны поставить?» Может быть, дети назовут букву о. Далее педагог знакомит учеников с правилом написания буквы ё: если после мягкого согласного звука слышится звук [о], то он обозначается буквой ё. После этого заполняется таблица: под синей фишкой, твердым согласным звуком, ставится зеленая, обозначающая мягкий согласный звук, справа от этой фишки ставится буква ё.

синяя фишка а
зелёная фишка я
синяя фишка о
зелёная фишка ё

Игра со словом клён начинается с того, что учитель задает классу вопросы, ведя указкой по схеме: Сколько в слове гласных звуков? (1.) Сколько всего согласных звуков? (3.) Сколько твердых согласных звуков? (2.) Сколько мягких согласных звуков? (1.)

Учитель раздает звуки-фишки и букву детям, правильно ответившим на следующие вопросы: Какой в этом слове первый твердый согласный звук? ([к]) Какой в этом слове мягкий согласный звук? ([л’]) Какой второй твердый согласный звук? ([н]) Какой гласный звук? ([о])

После этого учитель вызывает к доске «звуки»: [л’], [о], [н], [к]; 1-й согласный звук, 2-й согласный звук, 3-й согласный звук, гласный звук.

Наши рекомендации