Профессии, наиболее распространенные среди ISFP.
1. Ремесла/искусство:
- модельер одежды; - художник (роспись по стеклу, дереву); плотник/столяр; дизайнер интерьеров; ювелир; повар; садовник; портной; парикмахер; скульптор.
2. Медицина:
- физиотерапевт; рентгенолог; массажист; медсестра.
3. Технические профессии:
- топограф/геодезист; механик; программист.
4. Сфера услуг:
- диспетчер телефонной связи; официант; кладовщик; косметолог.
5. Канцелярская работа:
- секретарь-референт; регистратор; администратор.
6. Другие специальности:
- лесник; ботаник; геолог.
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ
МЕТОДИКИ MYERS-BRIGGS (MBTI)
Вам предлагается 4 карточки. На каждой карточке имеется 9 пар утверждений, имеющих противоположный смысл. Слева от каждого утверждения имеется пустая клеточка.
Вам необходимо внимательно читать каждую пару утверждений. В каждой паре следует выбирать то утверждение, с которым Вы согласны в наибольшей степени, и отмечать его крестиком в расположенной слева клеточке.
Последовательно переходите от одной пары к другой, не пропуская ни одной пары. В каждой паре отмечайте крестиком только одно утверждение.
Заполнив все карточки, в левой и правой части каждой из них нужно подсчитать количество крестиков и внизу в клеточке слева от графы «Общее количество» записать полученный результат. Наконец, в каждой карточке следует подчеркнуть ту латинскую букву, которая соответствует наибольшей сумме крестиков.
Карточка 1. | |||
o | Обычно я общителен. | o | Обычно я сдержан и спокоен. |
o | Я чувствую прилив энергии, когда нахожусь среди людей. | o | Мне нравится тишина для концентрации. |
o | Я предпочитаю принимать решения немедленно. | o | Я предпочитаю сначала подумать, потом ответить. |
o | Тишина смущает меня. | o | Тишина мне приятна. |
o | Мне нравится высказывать мысли, чтобы понять их. | o | Мне нравится поразмышлять прежде, чем понять что-либо. |
o | Я обычно выступаю инициатором беседы в компании | o | Я обычно жду, когда меня о чем-то спросят в компании. |
o | В окружении своих друзей я склонен говорить больше остальных. | o | В окружении своих друзей я склонен говорить меньше других. |
o | Я предпочитаю быть знакомым с большим количеством людей. | o | Я близко знаком с небольшим количеством людей. |
o | Оказавшись в неловком положении, я обычно превращаю его в шутку. | o | Оказавшись в неловком положении, я обычно долго думаю, что же мне следовало сказать. |
o | Общее количество (Е) | o | Общее количество (I) |
Карточка 2. | |||
o | Скорее всего, я человек практического склада. | o | Скорее всего, я человек с богатым воображением. |
o | Я склонен работать в устойчивом темпе. | o | Я склонен работать на подъеме энергии. |
o | Я склонен, скорее, говорить о фактах. | o | Я склонен, скорее, говорить о теориях. |
o | Мне нравится думать о том, что происходит в настоящее время. | o | Мне нравится думать о том, что могло бы произойти. |
o | Я предлагаю непосредственные и своевременные решения. | o | Я предлагаю перспективные решения и возможности. |
o | Мне нравится полагаться в основном на здравый смысл. | o | Мне нравится полагаться в основном на интуицию. |
o | Я привык полагаться на уже существующие методы работы. | o | Я предпочитаю создавать новые и лучшие методы. |
o | Я склонен доверять проверенным фактам. | o | Я склонен доверять своим предчувствиям и вдохновению. |
o | Более высокая похвала человеку - признание его здравого смысла. | o | Более высокая похвала человеку - признание его способности к предвидению. |
o | Общее количество (S) | o | Общее количество (N) |
Карточка 3. | |||
o | Обычно я ценю логику выше, чем чувства. | o | Обычно я ценю чувства выше, чем логику. |
o | Это более важно - быть рассудительным. | o | Это более важно - быть индивидуальным. |
o | Я склонен, сначала, рассматривать объективные данные. | o | Я склонен, сначала, рассматривать человеческий фактор. |
o | Я больше полагаюсь на логический анализ. | o | Я больше полагаюсь на свои чувства и текущий контекст. |
o | Я предпочитаю быть лучше информирован относительно науки, технологии, политики или экономики | o | Я предпочитаю быть лучше информирован относительно искусства, литературы или гуманитарных наук. |
o | Я склонен быть скорее критичным. | o | Я склонен быть скорее мягкосердечным. |
o | Я склонен полагаться на собственную логику. | o | Я склонен руководствоваться своими эмоциями. |
o | Я отношусь скептически к новой информации. | o | Я склонен принимать новую информацию. |
o | Я чаще позволяю своей голове управлять своим сердцем. | o | Я чаще позволяю своему сердцу управлять своей головой. |
o | Общее количество (T) | o | Общее количество (F) |
Карточка 4. | |||
o | Когда заранее определено, что и когда я должен делать, я с удовольствием подстраиваюсь под эти планы. | o | Когда заранее определено, что и когда я должен делать, это несколько связывает мне руки. |
o | Принятые решения не следует менять. | o | Принятые решения легко можно изменить. |
o | Обычно я начинаю работу заранее, чтобы в конце осталось свободное время. | o | Обычно я предпочитаю делать все в последнюю минуту. |
o | Важно жить по установленному плану. | o | Важно быть гибким. |
o | Я раздражаюсь, когда меня что-либо расстраивает. | o | Я приспосабливаюсь, когда меня что-либо расстраивает. |
o | Я склонен определять детали своей работы перед тем, как приступить к ней. | o | Я склонен определять детали по ходу своей работы. |
o | Мне труднее приспособиться к постоянным изменениям. | o | Мне труднее приспособиться к однообразию. |
o | Мне нравится следовать установленному порядку. | o | Установленный порядок слишком ограничивает меня. |
o | Я предпочитаю заблаговременно назначать встречи, вечеринки и т.п. | o | Я предпочитаю не задумываясь делать то, что мне хочется, когда есть время. |
o | Общее количество (J) | o | Общее количество (P) |
Приложение 2.2.
ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ НА ЗНАКОМСТВО
Название игры | «Да здравствует команда!» |
Тип игры | знакомство, сплочение |
Тематика игры | построение команды, более тесное знакомство друг с другом, соревнование |
В игре участвуют | группа полностью |
Размер группы | минимум — 20, максимум — не ограничен. При меньшем количестве участников необходимо сократить количество ячеек в «Сетке команды». |
Длительность | от 25 минут (в зависимости от размеров группы) |
Подручные материалы | «Сетка команды» по количеству участников и 2 для тренеров (для экономии времени в игре можно давать уже заполненную характеристиками «сетку»). 1-3 небольших приза для победителей |
Правила проведения игры | Тренеры раздают всем участникам «Сетку команды» и объясняют задание. Участники должны бродить по залу и искать тех, кому подходит та или иная характеристика, написанная в ячейках «Сетки команды». Когда такой человек находится, он должен написать свое имя в этой ячейке. В отведенное время участники должны постараться заполнить как можно больше ячеек в своей сетке. Важно! Один участник может написать свое имя только в одной ячейке каждой сетки. Каждый участник по возможности должен стремиться дать разным собеседникам свои разные характеристики, не повторяться. На выполнение задания (для группы 20 человек) дается 10 минут. По истечении времени вся группа вновь рассаживается по местам. Тренеры подводят итоги. |
Интерпретация результатов | Теперь каждый участник должен постараться собрать слово «команда» в своей «сетке команды». Тренеры называют номер ячейки для буквы. Если в этой ячейке есть чье-то имя, букву можно вписать. Если ячейка не заполнена, буква не вписывается. Для каждой буквы слова «команда» называется свой номер ячейки. Тот, кто первый получит слово «команда» и скажет громко: «Да здравствует команда!» — победитель. Процесс может повторяться до выявления трех победителей. |
Возможные варианты игры | Если группа небольшая и есть время, можно попросить участников кратко рассказать о себе, используя характеристики из «сетки». Либо можно попросить участников сказать 2-3 характеристики о каждом участнике по порядку. Можно заполнить сетку, попросив участников написать на бумажке факт из жизни, свойство характера или привычку, о которой никто не знает; собрать бумажки и внести в ячейки «сетки». Можно вместо характеристик использовать предпочтения, например: «Какой/каким бы вы предпочли быть — лысым или немым?». Можно использовать характеристики для дальнейшей разбивки на малые группы. |
Рекомендации для ведущего | Номера для слова «команда» лучше определять случайным образом — вытаскивать бумажки с номерами или попросить об этом разных участников. |
Вспомогательные материалы | «Сетка команды» — таблица 5 × 5 ячеек, пронумерованная до 25 слева направо и сверху вниз. |
Название игры | «Вы еще не знаете, что я люблю» |
Тип игры | знакомство, «ледокол» |
Тематика игры | любая |
В игре участвуют | вся группа (поочередно) |
Размер группы | любой |
Длительность | зависит от размера группы (из расчета — 1 минута на участника) |
Подручные материалы | мячик или любой подручный предмет небольшого размера, который можно передавать |
Правила проведения игры | По кругу передается мячик (или иной любой предмет). Каждый участник продолжает фразу: «Вы еще не знаете, что я люблю (вариант — делать в свободное время) … (называется какой-то факт о себе, который большинству неизвестен)». Игра продолжается пока каждый участник не представится. |
Возможные варианты игры | Можно варьировать тематику того, что человек любит — делать в свободное время, делать в команде, есть, читать и т.д. |
Название игры | «Лавка талисманов» | |
Тип игры | диагностика | |
Тематика игры | построение команды, мотивация, распределение ролей в команде | |
В игре участвуют | группа полностью | |
Размер группы | 20 и более (оптимально — не более 30 человек) | |
Длительность | 20-60 минут (в зависимости от размеров группы) | |
Подручные материалы | 2 листа ватмана, маркеры | |
Правила проведения игры | Тренер обращается к группе участников со следующей речью: «Вашему городу сегодня особенно повезло — в него приехала лавка уникальных древних талисманов. Сотни лет я являюсь продавцом этой лавки и сейчас расскажу вам о необыкновенных товарах, которые вы можете приобрести в ней». Далее тренер рисует на ватмане символы (либо использует заготовку) и поясняет их значение (лучше выучить, а не читать по бумажке). «Но у нашей лавки особые правила: один человек может приобрести для себя только один талисман — самый нужный. Не беспокойтесь, один и тот же талисман могут выбрать несколько человек — хватит на всех». Тренер дает участникам минуту-две подумать и предлагает каждому озвучить свой выбор. Лучше всего на отдельной заготовке нарисовать таблицу из трех столбцов. Столбец 1 — имя участника, 2 — выбранный символ. Столбец 3 не заполняется, пока все участники не сделают свой выбор. «Как вы сами понимаете, если бы я отдавал мои товары всегда бесплатно, тоя бы давно разорился. Бизнес есть бизнес. Но у меня особые правила, так же как и товар не простой. За каждый талисман вы должны заплатить своим лучшим умением — что вы умеете делать лучше всего?». Здесь для участников следует особо подчеркнуть, что расплатившись за талисман, они не лишатся своего качества, а лишь научат/одарят им и торговца. Тренер-«торговец» решает, принимает или не принимает ли он в качестве оплаты то или иное умение: «лучше всех составлять пресс-релизы», «дар убедить в разговоре любого человека» и т.д. Следует ориентироваться на тематику тренинга, решая, имеет ли умение отношение к теме, для которой делается тестирование. Умения, принятые в качестве оплаты, записываются в третью колонку таблицы. | |
Интерпретация результатов | Интерпретация символов для тренера (символы можно добавлять): «Золотая монета с изображением солнца»: мотивация — материальная. «Серебряная ладонь»: мотивация — отношения в коллективе. «Алмазная лестница»: мотивация — карьерный рост. «Изумрудная книга»: мотивация — профессиональный рост. «Рубиновый факел»: мотивация — самореализация, отсутствие рутины. «Платиновые часы»: мотивация — гибкий график работы. | |
Возможные варианты игры | Игру можно использовать для определения потребностей в обучении, присвоив талисманам право наделять владельца тем или иным навыком (например, при планировании публичных акций — «способность оформлять тексты» и т.д.), тем самым вы получите информацию, какую работу человек готов выполнять при условии, если его дополнительно обучат. «Оплата» талисмана в данном случае также может быть учтена при планировании, если вы попросите расплатиться умением, которое имеет отношение к связям с общественностью. Это то, чему не надо учить — человек и так уже это прекрасно умеет и готов этим «платить». В принципе, игру (ее символы) можно адаптировать к любой тематике. Пример: «Роли в команде» В качестве «оплаты» принимаются умения и навыки, полезные при командной работе. | |
«Стрела в цель» — помогает не отклоняться от главной цели при работе в команде (Лидер Задания). | ||
«Улыбчивый ангел»— помогает вовлекать в дискуссию и принятие решений всех и каждого члена команды (Эмоциональный Лидер). | ||
«Ежик» — помогает не забыть о необходимости критического взгляда на идеи и действия, найти вовремя уязвимые места (Оппозиционер). | ||
«Открытая книга» — дает возможность снабжать команду необходимой информацией: как фактами, так и оценками (Снабжающий Информацией). | ||
«Викинг» — помогает моментально разрядить обстановку, переключить внимание (Разряжающий Обстановку). | ||
Рекомендации для ведущего | Если участник отказывается напрямую выбрать тот или иной символ — не давите, для вас это сигнал отдельно поработать с сотрудником. Нельзя позволять выбирать более одного талисмана сразу, как бы ни хотелось, человек должен сделать окончательный выбор, иначе картина будет смазанной. Игра для большой группы может занять слишком много времени. При планировании больших мероприятий и использовании игры для выбора наиболее эффективных умений сотрудников лучше разделить на несколько групп по 15-20 человек. Можно заранее сделать из плотного картона нужные символы. Но вам придется сделать каждый символ в количестве, равном числу частников игры, так как один символ может выбрать почти вся группа. Когда участник «расплатился» умением, ему вручается выбранный им символ. | |
Вопросы для обсуждения результатов с группой | При обучении группы менеджеров с помощью этой игры можно продемонстрировать основные ведущие мотивации: Можно ли сказать, что это единственная ваша мотивация? Если бы у вас была возможность выбрать еще один талисман какой бы вы выбрали? Были ли некоторые способности персонала, которыми с вами «расплатились», неожиданными для вас? Как вы можете использовать эту информацию в дальнейшей работе? | |
Вспомогательные материалы | Значения символов: «Золотая монета с изображением солнца» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать за свою работу наиболее высокое вознаграждение. «Серебряная ладонь» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать работу в комфортном, дружеском коллективе. «Алмазная лестница» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать работу, которая будет содействовать его карьерному росту. «Изумрудная книга» — этот талисман дает своему владельцу возможность на любой работе получать наиболее полезное обучение. «Рубиновый факел» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать и делать творческую работу. «Платиновые часы» — этот талисман дает своему владельцу возможность всегда получать возможность делать свою работу в наиболее удобное время. |
Название игры | «Вечеринка с подписями» |
Тип игры | знакомство, «ледокол», разбивка на рабочие группы |
В игре участвуют | группа полностью |
Размер группы | для больших групп |
Длительность | 10-15 минут |
Подручные материалы | Листы ватмана, маркеры/ручки |
Правила проведения игры | Перед началом мероприятия развесьте на стенах комнаты листы ватмана, озаглавленные буквами алфавита каждый. Предложите участникам вписать свое имя и комментарии/сообщение для других участников в соответствующий их фамилии лист. После того, как на листе оказалось, как минимум, 4-5 имен, попросите людей, образовавших мини-группу, найти три вещи, которые их объединяют. Группы кратко представляются. |
Возможные варианты игры | Может быть использована для деления на группы и более близкого знакомства участников в начале мероприятия. |
Название игры | «Вещь» |
Тип игры | знакомство, «ледокол» |
В игре участвуют | вся группа (по-очереди) |
Размер группы | любой |
Длительность | зависит от размера группы (из расчета — около 1,5-2 минут на участника) |
Правила проведения игры | Каждый участник отдает ведущему одну из своих вещей, которая каким-либо образом характеризует человека, представляет его. Все вещи складываются на столик (стул). Ведущий берет любую вещь и просит хозяина вещи выйти и рассказать, как эта вещь связана с ним, характеризует его. Участник рассказывает, затем берет следующую (любую) вещь и, тем самым, дает слово следующему участнику. Игра продолжается пока каждый участник не представится. |
Приложение 2.3
ВЕРЕВОЧНЫЙ КУРС
Верёвочный курс – это один из активных методов командообразования, способствующий не только улучшению коммуникаций между сотрудниками, но и воспитывающий доверие в коллективе, чувство плеча и взаимовыручку. Веревочный курс – это комплекс групповых заданий, выполнение которых зависит от слаженности работы коллектива, большинство заданий не выполнимы без участия всех членов команды. Своим названием веревочный курс обязан тому, что часть заданий проходит на высоте при использовании альпинистского снаряжения, а так же все участники работают вместе, словно связаны одной веревкой.
Веревочный курс имеет очень большую эффективность за счет того что в процессе выполнения задания участники получают реальный жизненный опыт, для успешного выполнения заданий необходимо применять качества необходимые и при выполнении работы в офисе. В отличие от офисной работы ошибки и недоработки при выполнении заданий веревочного курса всегда видны и заметны. Кроме того в веревочном курсе ярко прослеживаются лидерские способности сотрудников. Поэтому данный курс можно посоветовать менеджерам как один из инструментов оценки персонала.
Все упражнения веревочного курса можно разделить группы:
1. Упражнения для разминки и разогрева. Они, как правило, не требуют специального оборудования. Внутренний тренер компании, менеджер по персоналу, руководитель отдела может проводить такие упражнения перед началом совещаний, решением совместных задач, для создания рабочей атмосферы и внутренней мобилизации каждого из сотрудников для эффективной работы.
2. Основные упражнения. Некоторые упражнения также могут быть использованы во время совещаний, перерывов при длительной работе, корпоративных мероприятий.
3. Высокие упражнения индивидуального прорыва. Для их проведения требуются специальные тренерские навыки и опыт. Эти упражнения называются высокими, потому что их выполнение связано с личным преодолением страхов, в частности - страха высоты. Каждый участник здесь самостоятельно принимает решение.
4. Заключительные упражнения. Они проводятся координатором совместно для всех участников организации, проходящих тренинг, для всей команды организации. Такие упражнения также могут проводиться менеджером организации на корпоративных мероприятиях. Они объединяют все мини-команды, если количество участников было большое, и дают всей команде организации чувство общности, объединяя их перед командным вызовом. Это обязательное упражнение, которое дает ощущение команды для всех сотрудников организации
Базис веревочного курса составляют основные упражнения, в которых участники всей командой должны из пункта А перебраться через различные препятствия в пункт Б. На разных этапах каждого такого упражнения группа получает конкретный опыт взаимодействия, а тренеру дает необходимую информацию, на основе которой он выбирает следующие упражнения для отработки командных навыков, которые необходимы для эффективности именно этой команды. Получив задание, команда начинает вырабатывать свою стратегию для того, чтобы выполнить упражнение. На этом этапе тренер проводит диагностику отношений: тут хорошо видно, как изначально были распределены роли между участниками, кто является лидером команды, кто — генератором идей, а кто - идеальным исполнителем.
Создав стратегию, участники пробуют выполнить упражнение. Как правило, с первого раза они не могут этого сделать, потому что используют свои постоянные стереотипы и допускают те же ошибки, которые приводили их к конфликтам и недоразумениям во время работы. На этом этапе проб и ошибок хорошо видны слабости команды и направления, в которых команде нужно работать, например: доверие, концентрированность, готовность вместе выполнять упражнение до окончательного результата, точность в мелочах, самоконтроль, умение договариваться. В свою очередь, участники во время попыток начинают отмечать те пробелы во взаимодействии и в своем личном опыте, которые создают трудности и мешают выполнить задание. Они начинают менять свое поведение, чтобы достигнуть общего результата.
После нескольких неудачных попыток, как правило, тренер инициирует обсуждение. Во время этого обсуждения участники делятся своими ощущениями, мыслями и идеями, пытаются проанализировать ошибки, эффективность собственного поведения и поведения окружающих — насколько оно соответствует целям команды. Как правило, участники часто вспоминают, что именно такое поведение мешает им в их ежедневной работе в компании. Например, часто участники понимают и проговаривают, что несвоевременным или неправильно сформулированным советом они могут отвлечь человека, и тогда пострадает вся команда. После обсуждения команда создает новую стратегию, теперь уже больше зная о каждом своем участнике, о его возможностях и слабостях. Учитывая это, команда придумает свои механизмы, которые помогают ей при всех ее слабостях и возможностях сделать упражнение. Здесь важно то, что люди вместе создают новый опыт, для себя и для всей своей команды.
Следующий важный этап упражнения — это победа. Совместная победа команды, которая выполнила сложное задание, вместе достигла цели, и при этом каждый получил свой личный новый опыт общения в этой команде, становится очень важным командным переживанием и опытом. Умение увидеть, почувствовать успех и вместе, командой отпраздновать победу — это очень важное командное умение, которому в бизнесе часто уделяется совсем мало внимания. Люди, которые не умеют видеть реальных результатов своей работы, как правило, испытывают сложности с мотивацией. Поэтому команда учится ценить свои результаты и гордиться ими. После таких упражнений участники вместе с тренером обсуждают свой новый личный и командный опыт — те механизмы и инструменты взаимодействия в команде, которые помогли им победить, новые способы общения, свои личные переживания и ощущения.
Примеры основных упражнений веревочного курса
Упражнение «Вертикальная паутина».
Цель
Осознание важности постоянной заботы и доверия друг к другу как основы командной работы на результат, умения вовремя доверить личную безопасность своей команде.
Задачи
1. Оценить общее состояние команды и степень вовлеченности каждого из участников к выполнению упражнений.
2. Развить навыки предварительного планирования и командной подготовки к выполнению задания.
3. Мотивировать команду на оказание физической поддержки друг другу.
4. Создать между участниками более тесный физический контакт для повышения уровня доверия в команде.
5. Вместе с участниками найти те средства для мобилизации командного духа, которые будут действенными именно для их команды.
6. Дать участникам возможность осознать необходимость доверяться в нужный момент, возможность почувствовать доверие к команде, «полежать на руках команды».
7. Обозначить важность инициативы каждого из участников команды в оказании взаимопомощи при выполнении общего задания.
8. Выработать и закрепить навыки поиска дополнительных ресурсов команды и нестандартных решений.
Содержание упражнения
Описание
Между деревьями (столбами) натянута вертикальная паутина, которая отделяет пункт А от пункта Б. Участники находятся в пункте А.
Задание
Пробраться из пункта А в пункт Б сквозь ячейки паутины.
Правила
1. Сквозь каждую ячейку паутины может проникнуть только один участник.
2. Запрещается касаться нитей паутины любыми частями тела, одеждой, волосами и пр.
3. Запрещается привставать и становиться на плечи и головы друг друга.
Дополнительные условия:
• выполнение в полном молчании;
• ограничение по времени выполнения;
• ограничение по количеству попыток.