Предмет цели и задачи курса «методика преподавания юриспруденции в высшей школе»

Методика разработки учебных программ в вузе

Образовательная программа — согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов[1].

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени общего образования, высшего образования (по каждому направлению (специальности) и уровню) и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов[2]. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОС и обязаны ежегодно обновлять её с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

ФГОС ступеней общего образования определяют следующую структуру основной образовательной программы:

пояснительная записка

планируемые результаты

учебный план

программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени общего образования

программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в учебный план

программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени общего образования

программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа

программа коррекционной работы

система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы

план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы

система условий реализации основной образовательной программы[3]

Основная образовательная программа направления подготовки (специальности) высшего профессионального образования разрабатывается по каждому направлению подготовки (специальности), уровню высшего профессионального образования, профилю (магистерской программе) с учетом формы обучения и включает в себя:

учебный план

рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся

программы учебной и производственной практик

календарный учебный график

методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий

Для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения может применяться система зачетных единиц[4].

учебной программой называется план мероприятий, утвержденный Министерством Науки и образования Российской Федерации, который позволяет определить объем знаний и умений, подходящий для того или иного курса обучения в университете.

В соответствии с учебной программой преподаватели создают учебный план, то есть в письменной форме предоставляют информацию о том, чем на каждом курсе будут заниматься на парах студенты, какие знания и навыки получат, с какими новыми науками ознакомятся и насколько углубленно.

 

утверждает учебную программу в вузе министр Науки и образования РФ, а учебный план – декан или заведующий кафедры

по каким принципам происходит подбор программы:

Актуальность выбранных тем и предметов.

Социальное воспитание учащихся.

Развитие творческих способностей.

Последовательность изложения знаний

Связь изучаемых предметов

Педагогическая деятельность преподавателя

В круг задач лектора входят:

1. Установление и поддержание контакта с аудиторией

2. Создание у слушателей интереса к предмету лекции

3. Достижение убедительности речи

4. Эмоциональное воздействие на слушателей

5. Применение наглядных пособий (мультимедиа, фантомов, приборов и т.п.)

6. Соблюдение некоторых правил на трибуне

Начало лекции

Лектор должен сообщить чётко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность слушателям записать его.

Затем изложить вводную часть, в которой сказать:

· О роли и месте данной темы в курсе;

· Дать краткую характеристику литературы;

· Сообщить о распределении времени на тему;

· Если не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией.

Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы. Перед изложением каждого вопроса его надо называть.Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом. Большую помощь в обобщении и фиксировании материала оказывает сопровождение объяснен6ия демонстрацией материала с помощью мультимедиа аппаратуры.

Начало лекции имеет большое значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у слушателей интереса к теме. В этих целях можно использовать яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркнуть теоретическое и практическое значение данной темы в тематическом плане курса и в практической деятельности.

Поддержание внимания слушателей на протяжении всей лекции достигается:

· Логикой изложения материала.

· Глубиной содержания материала.

· Чётким формулированием положений.

· Использованием в лекции новых интересных данных.

· Использование мультимедиа.

· Включение в лекцию материалов из практической деятельности.

Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории, когда он ставит студентов в определённую ситуацию, дающую им возможность самим прийти к необходимым выводам.

Лектору следует избегать слов-сорняков и в то же время канцеляризмов в ходе чтения лекции.

Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом. Привязанность к тексту вследствие плохой подготовки, недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией. В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т.п.

предмет цели и задачи курса «методика преподавания юриспруденции в высшей школе»

Предмет - это совокупность методических приемов, средств обучения праву, формирования умений и навыков поведения в правовой сфере.

«Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» - важная учебная дисциплина, необходимая для подготовки студентов по магистерской программе, в которую включаются следующие основные разделы: методика преподавания юриспруденции как наука и учебная дисциплина; методы и формы обучения в образовательном процессе на юридическом факультете; методика подготовки и проведения лекции; методика подготовки и проведения семинарского занятия; методика подготовки и проведения практических занятий; инновационные формы и методы обучения юриспруденции; контроль качества усвоения знаний студентами юридического факультета; деятельность преподавателя по организации самостоятельной работы студентов; методика преподавания отдельных юридических дисциплин; организация деятельности преподавателя юриспруденции.

Основными целями изучения дисциплины «Методика преподавания юриспруденции в высшей школе» являются ознакомление студентов с основами педагогики и методикой преподавания; изучение закономерностей подготовки материалов для лекционных, семинарских и практических занятий; практическое освоение способов проведения различных видов учебных занятий. Задачи дисциплины вытекают из содержания основной образовательной программы подготовки магистра юриспруденции и связаны с необходимостью сопряжения профессионального образования с развитием гуманитарной, в том числе правовой культуры, формированием духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.

Задачами учебной дисциплины являются: - ознакомить студентов с содержанием, методами, формами и средствами преподавания юридических дисциплин; - сформировать навыки и умения управления педагогическими процессами в вузе; - сформировать культуру организации деятельности преподавателя юридических дисциплин.

2.Система высшего образования в РФ. Структура современного юридического образования.

Юридическое образование — составная часть единой российской системы образования. Правовой основой ее построения служат Федеральные законы Российской Федерации и нормативные акты государства в сфере образования. Система юридического образования создана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных образовательных уровней (образовательных цензов). Ее структура представляет собой совокупность трех взаимодействующих подсистем:

• преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; *

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Первая подсистема — образовательные программы и государственные образовательные стандарты. Образовательные программы отражают содержание учебных дисциплин, определяющих подготовку специалистов юридического профиля в зависимости от уровня профессионального образования (начальное, среднее, высшее). Объем содержания образовательных программ однородных учебных писшшлин каждого образовательного уровня обеспечивает преемственное! ь от низшего уровня к среднему, а от него к высшему. Этим достигается непрерывность в системе многоуровневого юридического образования. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы по предмету (для конкретной специальности и квалификации) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Государственные образовательные стандарты (ЮС) по специальностям «юриспруденция», «правоведение», «правоохранительная деятельность» и другим включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный или ведомственный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный и региональный компоненты определяют специальность выпускника, а компонент образовательного учреждения — квалификацию специалиста.

В структуре федерального и регионального компонентов определено три основных цикла учебных дисциплин:

• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• общие математические и естественно-научные дисциплины;

• общепрофессиональные дисциплины.

Компонент образовательного учреждения состоит из двух циклов учебных дисциплин.

В него входят:

• специальные дисциплины;

• дисциплины специализации104.

Для каждого уровня юридического образования разрабатываются свои государственные образовательные стандарты: начального, среднего и высшего юридического профессионального образования. Их обновление и утверждение проводится не реже одного раза в десять лет.

Вторая подсистема — сеть образовательных учреждений105, они реализуют государственные образовательные программы юридического профиля. В их числе могут быть: государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения, которые обеспечивают получение обучающимися юридического образования четырех образовательных уровней (образовательных цензов). Их структура представлена в табл. 8.1.

Сеть высших образовательных учреждений юридического профиля, независимо от их типов и видов, позволяет обучающимся получить образование трех ступеней, структура которого представлена в табл. 8.2.

Сеть образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального юридического образования обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и преподавателей юридического профиля (табл. 8.3).

Третья подсистема — управление системой юридического образования строится на демократических началах и носит государственно-общественный характер. Оно осуществляется сверху вниз ступенчато по иерархической лестнице: органами государственного управления целостной системой образования в лице государственной власти и центрального аппарата Министерства образования Российской Федерации; органами управления образованием субъектов Российской Федерации и самостоятельных ведомств (отраслей); органами местного самоуправления; органами управления образовательных учреждений различных уровней. Последним предоставлена определенная автономия, установленная подзаконными актами. Каждый их этих органов осуществляет управление образованием и несет за него ответственность в пределах своей компетенции, установленной законодательством106.

3.Правовые основы высшего образования в РФ.


В соответствии с Конституцией РФ (ст. 43) общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее образование является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.

Правовыми актами, регламентирующими получение образования, являются Федеральный закон «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования» и другие федеральные законы, акты Президента РФ, Правительства РФ, иных федеральных органов, а также органов законодательной и исполнительной властей субъектов Федерации по различным вопросам.

Предмет цели и задачи курса «методика преподавания юриспруденции в высшей школе» - student2.ru

4.Организационные основания высшего образования в РФ

Фед.гос.образ.стандарты (собственные- МГУ, СПБГУ и др.фед.учр-я, утверждаемые Президентом).
Локальные: акты:
учеб.план;

Каленю-учеб.график;
рабочая программа дисц-н;
оцен.-метод.материалы.

5. Формы получения образования и их влияние на методику

Существуют следующие формы получения высшего образования:

высшее образование может быть получено в очной (дневной, вечерней) или заочной (в том числе дистанционной) формах;

очная (дневная, вечерняя) форма получения высшего образования предусматривает постоянное личное участие обучающихся в регулярных учебных и аттестационных мероприятиях высшего учебного заведения;

заочная (в том числе дистанционная) форма получения высшего образования предусматривает преимущественно самостоятельную учебную работу обучающихся, лично участвующих только в ограниченном числе учебных мероприятий, а также в аттестационных мероприятиях, организуемых высшим учебным заведением;

периодическое образование используется для сотрудников больших организаций. Студенты посещают программы повышения квалификации, затем им выдается сертификат. Как обучающиеся получат определенное число сертификатов, им выдается государственный диплом о получении высшего образования

От формы получения образования зависит кол-во часов самостоятельной и аудит.работы(лекции, практики).

6. Общие требования к организации образовательного процесса в вузе

Образовательный процесс в высшем учебном заведении — это целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава; учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, студентов, обеспечивающая г подготовку квалифицированных специалистов по специальностям и квалификациям, предусмотренным рабочими учебными планами. Общие требования к организации образовательного процессав вузе I таковы:

• организация образовательного процесса регламентирована рабочим учебным планом, годовым календарным графиком учебного процесса и расписаниями занятий;

• вуз самостоятельно выбирает систему оценок, форму, порядок и периодичность промежуточной аттестации студентов;

• освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников;

• обязательное научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершению уровня образования.

Наши рекомендации