Другие формы организации обучения.

Экскурсии– форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Отличие от урока: проводятся вне класса, не имеют строгого разграничения во времени, могут проводиться не учителем, состав учеников может отличаться от состава класса.

Экскурсия в дидактическом плане может быть использована на любом этапе: и с целью введения в тему, и как способ получения новой информации, и для закрепления и углубления уже имеющихся знаний.

Учитель должен следить должен обращать особое внимание на то, чтобы в ходе экскурсии учащиеся усвоили сущность наблюдаемых вещей и явлений, делали записи, зарисовки, вели съемку.

В конце экскурсии или сразу же на месте, или по возвращении в класс проводится обобщающая беседа с целью выяснения, что и как поняли ученики, что необходимо уточнить, на что еще раз обратить внимание.

Домашняя учебная работа –самостоятельное выполнение учащимися заданий вне класса без непосредственного руководства учителя, но под его опосредованным влиянием.

Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навыков; усвоение вполне доступного материала и дополнительной информации своими силами; выполнение творческих и практических работ.

К организации домашних заданий предъявляют особые требования:

1. Задавание домашних уроков должно быть своевременным. То есть необходимо отводить достаточно времени для объяснения учащимся домашних заданий.

2. Домашние задания должны быть связаны с темой урока. Если же учитель по какой-то причине отказывается от этого, то он должен сказать об этом учащимся. В таком случае необходимо особенно тщательное разъяснение.

3. Организация домашнего задания должна быть ясной, понятной и точной.

4. Задавание уроков на дом должно быть доступным.

5. Учащиеся должны владеть необходимой техникой работы. Если нет, то её необходимо объяснить и поупражняться в ней.

Семинар –форма учебного процесса, построенная на самостоятельном изучении учащимися по заданию учителя отдельных вопросов , проблем, тем с последующим оформлением материала в виде доклада, реферата и совместного обсуждения.

Позволяет включить весь коллектив класса под руководством учителя в самостоятельную проработку материала.

Консультации и дополнительные занятия.

Назначение консультаций, групповых и индивидуальных дополнительных заданий заключается в том, чтобы одним школьникам помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, разделов программы, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета.

К современным формам можно отнести дистанционное обучение

Дистанционное обучение (ДО)[1] — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Дистанционные образовательные технологии с использованием Интернета применяются как для освоения отдельных курсов повышения квалификации пользователей, так и для получения высшего образования . Можно выделить следующие основные формы дистанционного обучения: в режиме онлайн и в режиме офлайн. Обучение через интернет обладает рядом существенных преимуществ:

§ Гибкость — студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;

§ Дальнодействие — обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться вне зависимости от места проживания;

§ Экономичность — значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.

ВОПРОС 18. Методы обучения.

Методы обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения. Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка.

Объекты, выполняющие функцию обучения, делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).

Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний. Основными являются: словесный ; практический; наглядный. Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.

Практический - данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся. Практические методы обучения могут быть представлены в виде: упражнений(выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве); лабораторных и практических работ, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин; дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.

Наглядные методы можно разделить на две группы:

1)Иллюстрации (рисунков, таблиц, карт); 2)Демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению. Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.

Проблемный. Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения. Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:

· поисковой практикой;

· навыками анализа;

· самостоятельной исследовательской деятельностью;

· компоновкой полученной информации.

Исследовательский. Суть данного метода заключается в том, что учитель не сообщает знания учащимся, они должны сами добыть их в процессе активного исследования поставленной проблемы. Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы. В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме. К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.

Репродуктивный. Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу.

Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его. Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.

Объяснительно-иллюстративный. Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.

Наши рекомендации