ВОПРОС 7. Обучение как целостная система.
Специфика процесса обучения состоит в том, что обучение протекает под руководством педагога; источниками знаний являются не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, средства массовой информации (фильмы, радио- и телепередачи, газеты, журналы), практические и лабораторные занятия; обучающиеся изучают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизированном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль; практика является средством совершенствования знаний и источником новых знаний; в единстве с обучением и на его основе формируются научное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся; развиваются умственные способности; теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.
Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и противоречив. Его движущими силами являются внутренние противоречия — источники развития и совершенствования:
· между постоянно возрастающими требованиями общества к образованию, которые диктуются социально-экономическим прогрессом, и возможностями процесса обучения в данных условиях.
· между познавательными задачами, которые выдвигаются процессом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между знанием и незнанием);
· между преподаванием и учением, требующим самостоятельности и активности обучаемых.
Существует ряд условий, при которых возникающие противоречия становятся движущими силами учебного процесса:
а) раскрытие значимости знаний для обучаемого и для общества в целом;
б) определение преподавателями познавательного уровня, интеллекта обучаемых;
в) умелая организация познавательной деятельности студентов; концентрация внимания на главном.
Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания — к знанию, от знания неполного — к знанию полному.
Естественнонаучной основой процесса обучения является учение о высшей нервной деятельности человека. Для дидактики особое значение имеет учение о пластичности нервной системы, динамическом стереотипе, сигнальных системах. Учение о типах высшей нервной деятельности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обучения, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) — правильно организовывать его.
Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую.
Образовательная функция — основная, определяющая. Главное назначение обучения — вооружение знаниями, формирование специальных и общенаучных умений и навыков. С философской точки зрения знание — это результат познания действительности в виде фактов, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно обновляются, их объем быстро растет. Требования к знаниям: полнота, систематичность, осознанность, действенность.
Воспитательная функция предполагает решение основных задач в процессе учения, формирование мировоззрения, духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, убеждений, взглядов, идей и т. п.
Развивающая функция обеспечивает процесс создания личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.
Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе комплексного планирования и решения задач образования, воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения.
Учение — активный познавательный процесс, в котором проявляются и формируются умственные силы обучаемого, моральные и волевые черты его характера, свойства личности и темперамента.
Существует несколько подходов к организации усвоения знаний. Среди них выделяют рефлекторно-ассоциативную теорию и теорию поэтапного формирования умственных действий. Первуюрассматривают известные психологи Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые предлагают такую утвердившуюся в отечественной дидактике структуру процесса усвоения знаний:
1. восприятие — отображение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств;
2. понимание (осмысление) — установление связей между предметами и явлениями, процессами, выяснение их строения, состава, назначения, вскрытие причин явлений или событий, т. е. анализ, синтез, сравнение и т. п.;
3. обобщение предполагает выделение и объединение существенных черт предметов и явлений действительности, изучаемых в данный период;
4. закрепление обеспечивает прочное запоминание, углубляет и расширяет знания, развивает учебно-познавательные умения и навыки;
5. применение — умение использовать полученные знания на практике в учебном процессе и жизни.
Принципом обучения называют исходные требования к процессу обучения, вытекающие из закономерностей его эффективной организации. В современной дидактике выделяют следующие принципы:
· гуманистическая целенаправленность (обучение и воспитание всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий);
· связь с жизнью, с задачами, которые решают общество, коллектив, личность в их единстве;
· сотрудничество преподавателя и студента, семьи и общественности, трудового (студенческого) коллектива в достижении намеченных задач обучения и воспитания;
· научность в организации обучения (разработка целей, отбор содержания, выбор методов и форм организации обучения, разработка новых технологий обучения);
· наглядность, единство абстрактного и конкретного, материально-предметного, наглядно-образного, словесно-знакового и др.;
· доступность в обучении, единство научного и эмпирического, учет индивидуальных уровней развития творческих способностей обучающихся;
· прочность, систематичность и последовательность в реализации содержания и использования новых технологий, методов, форм организации на разных этапах обучения;
· сознательное и активное отношение учащейся молодежи к обучению при руководящей роли преподавателя;
· сочетание различных форм, методов и средств обучения в зависимости от задач и содержания;