ВОПРОС 7. Обучение как целостная система.

Специфика процесса обучения состоит в том, что обучение протекает под руководством педагога; источниками знаний являются не только излагаемый преподавателем материал, но и книги, средства массовой информации (фильмы, радио- и телепередачи, газе­ты, журналы), практические и лабораторные занятия; обучающиеся изу­чают объективный мир в познанном, обобщенном и систематизирован­ном виде, воспринимают знания, выраженные в словесно-понятийной форме, а чувственное восприятие играет вспомогательную роль; прак­тика является средством совершенствования знаний и источником но­вых знаний; в единстве с обучением и на его основе формируются на­учное мировоззрение и нравственные принципы обучающихся; разви­ваются умственные способности; теория познания определяет сущность обучения, его воспитательный характер.

Как и процесс научного познания, процесс обучения сложен и проти­воречив. Его движущими силами являются внутренние противоречия — источники развития и совершенствования:

· между постоянно возрастающими требованиями общества к обра­зованию, которые диктуются социально-экономическим прогрес­сом, и возможностями процесса обучения в данных условиях.

· между познавательными задачами, которые выдвигаются процес­сом обучения, и уровнем знаний, умений, умственного развития обучаемых (между знанием и незнанием);

· между преподаванием и учением, требующим самостоятельности и активности обучаемых.

Существует ряд условий, при которых возникающие противоречия становятся движущими силами учебного процесса:

а) раскрытие значимости знаний для обучаемого и для общества в це­лом;

б) определение преподавателями познавательного уровня, интеллек­та обучаемых;

в) умелая организация познавательной деятельности студентов; кон­центрация внимания на главном.

Процесс обучения имеет свою логику движения: от незнания — к знанию, от знания неполного — к знанию полному.

Естественнонаучной основой процесса обучения является учение о высшей нервной деятельности человека. Для дидактики особое значе­ние имеет учение о пластичности нервной системы, динамическом сте­реотипе, сигнальных системах. Учение о типах высшей нервной деятель­ности дает педагогу возможность индивидуализировать процесс обуче­ния, а знание закономерностей движения основных нервных процессов (возбуждения и торможения) — правильно организовывать его.

Процесс обучения выполняет три основные функции: образователь­ную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция — основная, определяющая. Главное назначение обучения — вооружение знаниями, формирование специ­альных и общенаучных умений и навыков. С философской точки зре­ния знание — это результат познания действительности в виде фактов, выводов, закономерностей, идей, теорий, которыми располагает наука. Знания непрерывно обновляются, их объем быстро растет. Требования к знаниям: полнота, систематичность, осознанность, действенность.

Воспитательная функция предполагает решение основных задач в процессе учения, формирование мировоззрения, духовных, нравствен­ных, трудовых, эстетических представлений, убеждений, взглядов, идей и т. п.

Развивающая функция обеспечивает процесс создания личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.

Эти функции взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе комплекс­ного планирования и решения задач образования, воспитания и развития личности обучаемого с использованием разнообразных форм, методов и средств обучения.

Учение — активный познавательный процесс, в котором проявляют­ся и формируются умственные силы обучаемого, моральные и волевые черты его характера, свойства личности и темперамента.

Существует несколько подходов к организации усвоения знаний. Среди них выделяют рефлекторно-ассоциативную теорию и теорию поэтапного формирования умственных действий. Первуюрассматри­вают известные психологи Н. Менчинская и Д. Богоявленский, которые предлагают такую утвердив­шуюся в отечественной дидактике структуру процесса усвоения знаний:

1. восприятие — отображение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств;

2. понимание (осмысление) — установление связей между пред­метами и явлениями, процессами, выяснение их строения, соста­ва, назначения, вскрытие причин явлений или событий, т. е. ана­лиз, синтез, сравнение и т. п.;

3. обобщение предполагает выделение и объединение существенных черт предметов и явлений действительности, изучаемых в данный период;

4. закрепление обеспечивает прочное запоминание, углубляет и рас­ширяет знания, развивает учебно-познавательные умения и на­выки;

5. применение — умение использовать полученные знания на прак­тике в учебном процессе и жизни.

Принципом обучения называют исходные требования к процессу обучения, вытекающие из закономерностей его эффективной организа­ции. В современной дидактике выделяют следующие принципы:

· гуманистическая целенаправленность (обучение и воспитание всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий);

· связь с жизнью, с задачами, которые решают общество, коллек­тив, личность в их единстве;

· сотрудничество преподавателя и студента, семьи и общественно­сти, трудового (студенческого) коллектива в достижении намечен­ных задач обучения и воспитания;

· научность в организации обучения (разработка целей, отбор со­держания, выбор методов и форм организации обучения, разработ­ка новых технологий обучения);

· наглядность, единство абстрактного и конкретного, материально-предметного, наглядно-образного, словесно-знакового и др.;

· доступность в обучении, единство научного и эмпирического, учет индивидуальных уровней развития творческих способнос­тей обучающихся;

· прочность, систематичность и последовательность в реализа­ции содержания и использования новых технологий, методов, форм организации на разных этапах обучения;

· сознательное и активное отношение учащейся молодежи к обу­чению при руководящей роли преподавателя;

· сочетание различных форм, методов и средств обучения в зави­симости от задач и содержания;

Наши рекомендации