Организация групповой деятельности школьников
Чем привлекательна групповая работа? Что она дает каждому ребенку?
1. Эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут включиться в общую работу класса.
2. Возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах.
3. Активизирует мыслительную деятельность каждого ученика.
Прежде чем вводить данную форму работы, необходимо сформировать навыки групповой работы.
Деление на группы заранее планируется учителем. В группах не более 3-4 человек.
Деление на группы должно быть разнообразным, интересным. Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие» и «худшие», а также работали одним составом, чтобы не выделился один лидер. Состав групп на разных уроках может меняться (группы сменного состава).
При изучении нового материала лучше объединять в пары ''сильного'' и ''слабого'' учеников, ''среднего'' и ''сильного''. При обобщении и закреплении материала лучше, чтобы дети в группе были равносильны. При проведении творческих работ можно разрешить детям объединяться по желанию.
Положительные моменты групповой работы:
· Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией.
· Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
· Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.
· Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике.
· При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника.
Нетрадиционные уроки
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков обучающихся, их познавательной активности. Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, т.к. они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать навыки учебной деятельности, оказывают эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую. Анализ педагогической литературы позволил выделить более двадцати типов нестандартных уроков.
Признаки нетрадиционного урока
· Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, место проведения.
· Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
· Эмоциональный подъем обучающихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.
Виды нетрадиционных уроков:
ü урок-путешествие;
ü урок-сказка;
ü урок-экскурсия;
ü урок-игра.
Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный) и по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый).
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к предмету.
Игры, игровые моменты
Игра имеет важное значение в жизни детей. Она способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребенка. Игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у обучающихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игры подразделяются на творческие (театральные, сюжетно-ролевые и др.), игры с правилами (дидактические, подвижные, игры-забавы и др).
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.
Так как игра должна служить средством развития интереса к предмету, то при ее организации следует придерживаться следующих требований:
1. Правила игры должны быть простыми. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.
3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
4. Подведение итогов игры должно быть справедливым и четким.
В форме игры может быть проведен или отдельный этап урока, или весь урок.