На тему «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите»
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание Человек –
Стоит, друзья, учиться!
Э. Асадов
День знаний – особенный праздник, добрый, светлый, оптимистичный. Это праздник, который задаёт настрой на весь учебный год и обучающимся, и их родителям, и педагогам. Это праздник, который дарит радость новых открытий, общения, совместной деятельности на благо общества. Поэтому так актуальна тема Первого урока, предлагаемая общеобразовательным организациям в 2017-2018 учебном году Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, – «Любите то, что учите, и учитесь тому, что любите».
Знания как источник творчества, вдохновения и неустанного поиска своего места в мире, знания как светоч для человека и общества, знания как путь к саморазвитию и самосовершенствованию, знания как инструмент для огранки таланта, знания как двигатель прогресса, знания как фундамент человеческой цивилизации – вот далеко не полный перечень возможных отправных точек для построения Первого урока.
На этом уроке важно задать правильные вопросы, пусть даже и не получив на них ответы, помочь обучающимся поставить правильные цели на ближайший учебный год, на весь оставшийся период обучения в общеобразовательной организации и, возможно, в организациях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, предложить как можно больше путей достижения этих целей. А гарантированно достичь их можно только тогда, когда человек чётко способен для себя определить, зачем нужно учиться, как нужно учиться и чему нужно учиться. Ведь современное общество не зря характеризуют как информационное: большинство его членов занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний. Безграмотными в XXI веке, как точно и ёмко определил американский философ Э. Тоффлер, считаются не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
В связи с этимцель Первого урока – развитие у обучающихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника; формирование положительной мотивации к самообразованию, содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном информационном пространстве.
Задачи:
ü воспитывать у обучающихся правильное отношение к учёбе, науке, литературе как источнику духовного развития личности, её социализации, культурного созидания;
ü воспитывать активную гражданскую позицию обучающихся, развивать их инициативность, целеустремленность, настойчивость;
ü стимулировать процесс самопознания, самовоспитания;
ü способствовать формированию образа грамотного, успешного, конкурентоспособного человека.
В соответствии с поставленными целями и задачами Первый урок может выполнять следующие функции:
- просветительскую – расширить круг тех знаний обучающихся, которые не нашли отражения в программах общего образования;
- ориентирующую – сформировать осознанное отношение к системе образования, образовательной организации, своему месту в ней; содействовать выработке правильной иерархии материальных и духовных ценностей;
- направляющую – реализовать практико-ориентированный подход к воспитанию, опираясь на жизненный опыт обучающихся, направить их деятельность в просоциальное русло;
- формирующую – формировать навыки самоанализа; выработать умение вести диалог, аргументировать своё мнение.
Первый урок должен продемонстрировать обучающимся ценность знания для личности, общества, государства, человечества. Аргументировать эту идею помогут данные о последних научных событиях, потрясших мировую общественность; нобелевских лауреатах, школьниках, совершивших научные открытия; о достижениях науки, благодаря которым учиться сегодня стало намного легче и интереснее; о возможных сферах применения человеческого знания; о том, что учиться всегда легче тому, к чему у тебя есть природные способности и таланты и т. д.
Эти аргументы и определяют содержательные линии,которые рекомендуется раскрыть педагогам, планируя Первый урок и выбрав одну из них как ведущую:
Ø воспитание положительной мотивации к обучению;
Ø способы эффективной организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;
Ø образование как пространство для развития способностей и талантов.
Однако это не значит, что следует ограничиться работой в рамках только одной из содержательных линий. Наполнять урок конкретным содержанием и конкретными видами деятельности следует, исходя из индивидуальных, прежде всего, возрастных особенностей обучающихся, ресурсов общеобразовательной организации, возможностей педагогического коллектива в целом и отдельного педагога в частности. Определить, какое содержание Первого урока окажется наиболее интересным, востребованным в каждом отдельно взятом классе, поможет предварительная психолого-педагогическая диагностика обучающихся – изучение их нравственных представлений, взглядов, интересов, желаний, суждений (с помощью анкет, бесед).