Лабораторная работа 6. Создание фильмов средствами программы Windows Movie Maker.
1. Специфика применения учебных фильмов в образовательном процессе начальной школы.
2. Способы создания учебных фильмов, возможности программы Windows Movie Maker.
3. Технология создания фильма в программе Windows Movie Maker.
Практическая работа:
Создать фотофильм «Кошки» с использованием видеоэффектов, видеопереходов, звука или музыки.
Примерное содержание контрольной работы
Включает практические разработки, предусмотренные тематикой курса:
1. Аннотированный перечень интернет-ресурсов в помощь педагогу.
2. Дидактические раздаточные карточки, разработанные в Microsoft Office Word.
3. Информация об учащихся, представленная средствами Microsoft Office Excel.
4. Компьютерная игра, созданная средствами PowerPoint.
5. Учебный фильм с использованием видеоэффектов, видеопереходов, звука или музыки.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости:итоговая аттестация по модулю 3 – экзамен.
Экзамен проводится в форме теста.
Примерный итоговый тест мо модулю 3 - «Психолого-педагогические теории и технологии начального образования»
Тест включает 30 заданий разного типа: О – с открытым ответом, ОВ – одиночный выбор, т.е. один правильный ответ, МВ – множественный выбор, т.е. несколько правильных ответов, С – на соответствие и П – определение последовательности.
Тема программы | Тестовое задание | ||||||||||||
Дисциплина «Теоретические основы и технологии начального языкового образования» | |||||||||||||
1. Теоретические основы развития связной речи учащихся | СУстановите соответствие между элементами
правого и левого столбиков: | ||||||||||||
2. Технологии развития связной речи учащихся | СУстановите соответствие между уровнями развития речи и направлениями речевой работы:
| ||||||||||||
3. Технологии обучения грамоте учащихся | ОВ Какой метод обучения грамоте используется в современной традиционной школе: a. буквослогательный; b. звуковой; c. слоговой; d. звуковой аналитико-синтетический. | ||||||||||||
4. Технологии обучения морфологии учащихся | ОВ Какие части речи изучаются (теоретически и практически) в начальном курсе русского языка, в соответствии с традиционной программой: a. имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. b. имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, числительное, служебные части речи. c. имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, наречие, причастие, деепричастие. | ||||||||||||
5. Контроль знаний учащихся по русскому языку | ОВ Основными видами письменных проверочных работ по русскому языку являются: a. диктант, изложение, сочинение. b. контрольное списывание, диктант, контрольная работа по русскому языку, изложение. c. контрольная работа, диктант. | ||||||||||||
Дисциплина «Теоретические основы и технологии начального математического образования» | |||||||||||||
6. Методика изучения нумерации целых неотрица- тельных чисел | СУстановите соответствие между термином и понятием
| ||||||||||||
7. Методика изучения арифметических действий | МВКакие из предложенных заданий можно использовать на этапе изучения смысла действия умножения: a. 5×0; b. 32×2; c. 24×3; d. 1×13; e. 2×6? | ||||||||||||
8. Методика обучения решению задач | ППоследовательность действий при решении задач: 1. анализ текста задачи; 2. поиск решения задачи; составление плана решения; 3. решение собственно математической задачи – вычисление значения числового выражения; 4. проверка ответа. 5. истолкование результата вычисления, т.е. получение ответа на вопрос задачи; 6. интерпретация условия; | ||||||||||||
9. Методика изучения элементов геометрии | МВОсновными задачами изучения элементов геометрии в начальной школе являются: a. формирование у детей представлений и первичных понятий о таких геометрических фигурах, как точка, прямая, кривая, отрезок, ломаная, многоугольник, треугольник, квадрат, круг, окружность, луч, угол; b. развитие пространственных представлений; c. выработка у учащихся практических навыков измерения фигур с помощью инструментов и без них (на глаз, от руки), выработка первичных представлений о точности измерения и построения; d. формирование умений перевода длин, выраженных в единицах одного наименования в длины, выраженные в единицах двух наименований и наоборот. | ||||||||||||
10. Методика изучения элементов алгебры | ППоследовательность этапов в обучении умению устанавливать факт равенства или неравенства, читать его, записывать соответствующими знаками: a. сравнение числа и числового выражения; b. сравнение двух числовых выражений; c. сравнение чисел; d. сравнение предметных совокупностей (множеств). | ||||||||||||
Дисциплина «Теоретические основы и технологии начального образования по естествознанию» | |||||||||||||
11. Естествознание как учебный предмет в начальной школе | ОВ Образовательный компонент «Окружающий мир» включает две образовательные области: a. «Естествознание» и «Экология»; b. «Естествознание» и «Обществознание»; c. «Природоведение» и «Экология»; d. «Природоведение» и «Обществознание». | ||||||||||||
12. Формирование естественнонаучных представлений и понятий | СУстановите соответствие между правыми и левыми элементами столбцов:
| ||||||||||||
13. Методы обучения естествознанию | СУстановите соответствие между правыми и левыми элементами столбцов:
| ||||||||||||
14. Формы организации обучения естествознанию | МВК внеурочной работе по естествознанию относят: a. работу на учебно-опытном участке; b. домашнюю работу; c. работу в уголке живой природы; d. экологические праздники; e. походы. | ||||||||||||
Дисциплина «Теории и технологии художественно-эстетического образования в начальной школе» | |||||||||||||
15.Организация и планирование занятий | ОВ На занятиях по изобразительной деятельности с младшими школьниками не предусматривается: a. планирование работы; b. использование наглядности; c. организация выставки; d. обязательная экскурсия. | ||||||||||||
16.Организация и планирование занятий | МВОбъектами для рисования с натуры в начальной школе могут являться: a. простые бытовые предметы; b. сложный натюрморт; c. гипсовая голова; d. цветы и листья. | ||||||||||||
17.Виды и жанры изобразительного искусства | О…………. изобразительного искусства - исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения. В изобразительном искусстве определяется по предмету изображения. | ||||||||||||
18.Виды и жанры изобразительного искусства | ССоотнесите жанры изобразительного искусства с предметом изображения
| ||||||||||||
19.Особенности изобразительной деятельности младших школьников | ОВ Для детского «рентгеновского» рисунка характерно: a. фризовое построение; b. просвечивание тела сквозь одежду; c. яркие цвета; d. сложная композиция. | ||||||||||||
Дисциплина «Теории и технологии музыкального образования в начальной школе» | |||||||||||||
20. Музыкальная деятельность детей | ОВ Вид музыкальной деятельности, не предусмотренный для урока музыки в общеобразовательной школе, это: 1. пластическое интонирование»; 2. индивидуальное обучение сольному пению; 3. коллективное и групповое пение; 4. игра на детских музыкальных инструментах. | ||||||||||||
21. Отечественные и зарубежные системы музыкального образования | ОВ Согласно программе «Музыка. 1–4 классы» (разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского) структура школьного урока является: a. интегрированной; b. целостной; c. поэтапной; d. рассредоточенной. | ||||||||||||
22. Обзор современных программ музыкального образования | ОВ В программе «Музыка. 1-4 классы» (под общей редакцией Ю. Б. Алиева) предусмотрена: a. структура сквозных и этапных учебных тем; b. трехуровневая иерархическая структура учебных тем; c. концентрическая структура учебных тем; d. тематическая структура учебных тем. | ||||||||||||
23. Обзор современных программ музыкального образования | ОВ В программе «Музыка. 1–4 классы» (Авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) выдвигается задача обеспечить: a. наличие музыкально-ритмических заданий; b. наличие движений под музыку; c. наличие пластического интонирования музыки; d. наличие музыкально - импровизационных заданий. | ||||||||||||
24. Обзор современных программ музыкального образования | ОВ Согласно программе «Музыкальное искусство. 1-4 классы» (авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В. А. Школяр) ведущим в музыкальном образовании школьников является принцип: a. взаимосвязи музыки и жизни; b. межпредметных связей; c. доступности; d. опора на отечественную музыкальную культуру; e. деятельностное освоение искусства. | ||||||||||||
Дисциплина «Теоретические основы и технологии начального литературного образования» | |||||||||||||
1. Навык чтения и пути его формирования | ОВ Основные качества навыка чтения: a. правильность, беглость, сознательность, выразительность; b. ясность, громкость, точность, скорость; c. осознанность, самостоятельность; d. умение читать «про себя» | ||||||||||||
2. Работа по развитию речи на уроках литературного чтения | ОМетодический прием, используемый при обучении выразительному чтению: ученики делают в тексте специальные пометки, как будто составляют «ноты» выразительного чтения, - это … | ||||||||||||
3. Принципы анализа литературного произведения | С Соотнесите формулировки различных вопросов к тексту и тип вопроса:
| ||||||||||||
4. Методика работы над произведениями различных жанров | ОВ При анализе произведений этого жанра следует обращать внимание на наличие вымысла и своеобразие их композиции (зачин, повторы, концовка):
|
Критерии оценки:
«отлично» - даны верные ответы на 22-24 вопроса;
«хорошо»- даны верные ответы на 17-21 вопросов;
«удовлетворительно» - даны верные ответы на 12-16 вопросов;
«неудовлетворительно» - даны верные ответы менее, чем на 12 вопросов.
МОДУЛЬ 4
Психолого-педагогическое сопровождение начального образования
Дисциплина «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Тема 1. Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе.Особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Лекция (2ч.)
Человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в общественном сознании. Социальная модель инвалидности. Отношение государства и общества к людям с ограниченными возможностями. Эволюция представлений о правах человека в мировой истории. Аксиологические концепции отношения общества к инвалидам: концепция социальной полезности, концепция социального достоинства. Концепция независимого образа жизни.
Международные правовые документы о правах и свободах человека. Конвенция о правах ребѐнка (1989). Международные правовые документы в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Концептуальные положения Саламанкской декларации об образовании лиц с особыми потребностями (1994). Конвенция ООН «О правах инвалидов» (2006). Правовая защита людей с ограниченными возможностями здоровья в России.
Статистика о количестве в России людей с ограниченными возможностями здоровья. Социальные проблемы человека с ограниченными возможностями здоровья, возможности самореализации. Информирование населения о проблемах людей с ограниченными возможностями здоровья. Общественные организации, благотворительность, милосердие, волонтерское движение.
Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Особенности взаимоотношений педагогов, лиц с ограниченными возможностями здоровья и их родственников.
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети с особыми образовательными потребностями». Категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Особые образовательные потребности, общие для разных категорий детей с нарушениями в развитии.
Теоретико-методологические основы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Тенденции развития системы специального образования в России и их влияние на проблему социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика современной системы образования. Современная система специальных образовательных услуг. Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование детей с ОВЗ.
Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогические требования к формированию личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Возможность реализации личностных ресурсов лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Интеграция как социально-педагогический феномен.
Тема 2. Современное понимание инклюзии. Модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Лекция (2ч.)
Государственная образовательная политика в области обучения детей с ОВЗ. Гуманистический характер образования.
Современное понятие интеграции. Интеграция детей с ОВЗ как возможность совместной жизни и учения обычных детей и детей с ограниченными возможностями. Проблемы и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «инклюзия». Характеристика инклюзивного образования. Составляющие инклюзии. Правила инклюзивной школы. Результаты инклюзии. Проблемный ряд инклюзивного образования. Инклюзивное образование как реализация прав детей с ОВЗ на образование.
Теоретическая основа инклюзивного образования: концептуальные положения гуманистической педагогики о социальной ценности личности, необходимости включения каждого ребѐнка с ОВЗ в образовательное пространство. Концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н.В. Борисова, Гэри Банч, Тони Бут, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е.Р. Ярская-Смирнова).
Инклюзивное образование как специально организованное взаимодействие педагогов с обычными детьми и детьми с ОВЗ в пространстве общеобразовательного учреждения (Н.В Борисова, М. Кинг-Сирс, И.И. Лошакова, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, Б. Персон, Д. Попойнт, Г. Стангвик, Р. Тортора, М. Форест, Л.М. Шипицына, Е.Р. Ярская-Смирнова). Проблемы и трудности взаимодействия субъектов инклюзивного образования.
Ценностно-смысловые аспекты инклюзивного образования. Мировая практика инклюзивного образования. Ситуация с инклюзивным образованием в России. Функции разных социальных институтов в системе инклюзивного образования. Сущность понятия «сопровождение» в современных исследованиях, основы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации и формирования общей культуры личности лиц с ОВЗ. Поддержка и сопровождение инклюзивного образования мерами экономического, организационного, дидактического и методического характера.
Организационные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовании. Вариативные модели инклюзивного образования детей с ОВЗ. Тьюторство в системе инклюзивного образования.
Правовые и этические основы инклюзивного образования в России и за рубежом. Законодательная политика Российской Федерации в отношении инклюзивного образования. Нормативно-правовая база инклюзивной школы.
Проблема применения образовательных и коррекционных технологий, методик обучения для детей с разными категориями физических ограничений. Необходимость создания для обучения детей с ОВЗ специальных адаптивных технологий.
Структура организации разных моделей психолого-педагогического сопровождения процессов социализации лиц с ОВЗ в России и за рубежом. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования. Инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и успешной социально-психологической адаптации детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Тема 3. Образовательная среда для детей с ОВЗ. Практическое занятие (2 ч.)
Практические занятия по дисциплине «Инклюзивное образование» проводятся как в традиционной форме, так и в проблемно-диалоговой (интерактивной) форме с осуществлением таких методов и технологий как:
- работа в группах (мобильных и стационарных);
- групповые дискуссии с использованием ПОПС-формулы;
- решение ситуационных задач;
- элементы группового SWOD-анализа;
- рефлексивные технологии
- деловые игры.
Задания к практическому занятию:
1. Подготовить сообщения на темы:
Понятие «доступная среда». О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175).
Особенности взаимоотношений ребенка с ОВЗ и среды. Понятие «образовательная среда». Характеристики образовательной среды. Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды. Законы формирования активной развивающей образовательной среды (А.А. Бизяева).
Необходимые условия для обеспечения качественного инклюзивного образования. Взаимосвязь структуры образовательной среды и структуры образовательного и воспитательного пространств Воспитательная направленность образовательной среды. Взаимодействие образовательных учреждений системы специального образования с социальными партнерами.
Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения. Ассистирующие средства и технологии.
2. Подготовить презентацию технических средств обучения для разных категорий детей.
3. Подготовить обзор Интернет-ресурсов для образования лиц с ОВЗ.
4. Подготовить обзор средств дистанционного образования детей с ОВЗ.
5. Написать реферат «Современная инклюзивная школа».
План практического занятия
1. Заслушивание и обсуждение сообщений студентов.
Вопросы для обсуждения:
Понятие «доступная среда». О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 № 175).
Особенности взаимоотношений ребенка с ОВЗ и среды. Понятие «образовательная среда». Характеристики образовательной среды. Принципы, компоненты и этапы моделирования активной образовательной среды. Законы формирования активной развивающей образовательной среды (А.А. Бизяева).
Необходимые условия для обеспечения качественного инклюзивного образования. Взаимосвязь структуры образовательной среды и структуры образовательного и воспитательного пространств Воспитательная направленность образовательной среды. Взаимодействие образовательных учреждений системы специального образования с социальными партнерами.
Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения. Ассистирующие средства и технологии.
2.Составление проектов образовательной среды класса для детей с ОВЗ на основе реферативных сообщений«Современная инклюзивная школа».
3.Составление рекомендаций по использованию технических средств в образовательном процессе.
4.Обсуждение вопроса:
-Использование современных Интернет-технологий и ресурсов сети для образования людей с ограниченными возможностями здоровья. Значение ДОТ в расширении возможностей инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы и на дому. Организация процесса дистанционного обучения детей-инвалидов.
Тема 4. Педагог в системе инклюзивного образования. Практическое занятие (2 ч.)
Задания к практическому занятию:
1. Составить портрет педагога инклюзивного образования
2. Составить альбом «Профессиональные ценности педагога инклюзивного образования»
3. Провести самодиагностику профессионально-личностных качеств.
4. Подготовить краткие сообщения по вопросам:
Структура организации разных моделей психолого-педагогической поддержки педагогов инклюзивного образования в России и за рубежом.
Психологическая и профессиональная готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования. Проблемы эмоционального принятия ребенка с ОВЗ.
Условия успешного взаимодействия в педагогическом процессе. Анализ педагогической деятельности в пространстве инклюзивного образования. Аксиологические приоритеты деятельности педагогов инклюзивного образования на современном этапе. Ценностное отношение к профессионально-педагогической деятельности. Специфика деятельности педагога в условиях специального и интегрированного образования. Социально-групповые ценности, профессионально-групповые ценности педагога. Индивидуально-личностная система ценностей педагога. Ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности – качества в системе профессиональных ценностей педагога.
Изучение субъектов инклюзивного образования. Методы измерения и оценки личностного и профессионального развития. Сущность специальных технологий личностного и профессионального развития.
Обучающие технологии. Технологии игромоделирования. Технологии психоконсультирования. Технологии развития аутопсихологической компетентности. Акмеологические технологии помощи человеку в организации и оптимальном осуществлении им своего личностного и профессионального развития.
План практического занятия
1. Заслушивание сообщений слушателей
2. Обсуждение вопроса:
- Система профессиональных ценностей педагога инклюзивного образования.
- Методы качественной оценки и количественного измерения личностного и профессионального развития.
3.Коллективная игра «Портрет педагога инклюзивного образования»
4.Самодиагностика профессионально-личностных качеств будущих педагогов. Составления плана саморазвития.
5. Деловая игра «Модель информационно-методического сопровождения педагога инклюзивного образования». Тренинг развития профессионально важных качеств
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости:зачет в технологии «Шесть шляп мышления»
Примерные вопросы для обсуждения на зачете:
1. Отношение государства и общества к людям с ограниченными возможностями
2. Международные правовые документы о защите прав людей с ОВЗ
3. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
4. Особые образовательные потребности, общие для разных категорий детей с нарушениями в развитии
5. Современная система специальных образовательных услуг
6. Дифференцированное, интегрированное и инклюзивное образование детей с ОВЗ
7. Концепция специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья
8. Интеграция как социально-педагогический феномен.
9. Характеристика инклюзивного образования. Составляющие инклюзии.
10. Инклюзивное образование как реализация прав детей с ОВЗ на образование.
11. Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования.
12. Организационные и психолого-педагогические условия инклюзивного образования.
13. Понятие «образовательная среда». Требования к образовательной среде в инклюзивном образовании.
14. Оценка качества инклюзивного образования.
15. Технические средства реабилитации. Специальные технические средства обучения.
16. Социально-психологический аспект педагогического оценивания в условиях инклюзивного образования.
17. Формы и методы формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности у детей с ОВЗ.
18. Педагогическая оценка результатов обучения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании.
19. Психологическая и профессиональная готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования.
20. Педагогическая деятельность в пространстве инклюзивного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
1. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов/ – М.: АСТ; Астрель, 2008. – 222 с.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
Дополнительная литература
1. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 80 с.
2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехи) на. — М.: МГППУ, 2012. — 92 с.
3. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении : методические рекомендации. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2012. — 216 с.
4. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
5. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 84 с.
Справочники
Петровский А.В. Психологический словарь. М., 1990.
Дефектология: словарь-справочник / авт.-сост. С. С. Степанов, под ред. Б. П. Пузанова. - Москва : Сфера, 2005. - 208 с
Периодика
Дефектология. Обучение и воспитание детей с проблемами в развитии. Вопросы психологии. Специальная психология. Вопросы психологии.
Интернет-ресурсы:
Библиотека федерального портала «РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
http://www.edu.ru/
Педагогическая библиотека http://www.pedlib.ru/
Российская педагогическая библиотека –
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php
Электронная библиотека учебников по психологии –
http://studentam.net/content/category/1/15/24/
Российский интернет-портал для инвалидов - http://www.disability.ru
Альманах Института Коррекционной педагогики - http://almanah.ikprao.ru/
Библиотека Института психотерапии и клинической психологии: раздел Дефектология http://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=81
Коррекционная педагогика - http://kp.nspu.net/
Специальная психология - http://special.psypublica.ru/
Особое детство - http://www.osoboedetstvo.ru
Дисциплина «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Тема 1. Функционально-ролевая структура семьи и цикл ее развития. Лекция (2 часа)
Культурно-историческая природа семьи. Основные этапы развития брачно-семейных отношений в социогенезе (эндогамия, экзогамия, групповой дуально-родовой брак, парный брак, полигамия и полиандрия, моногамная семья). Факторы, определяющие эволюцию семьи. Определение семьи. Системный подход в описании семьи. Реализация потребностей человека в браке. Основные функции семьи (фелицитивная, экономическая, хозяйственно-бытовая, репродуктивная, воспитательная, эмоциональная, «психотерапевтическая», духовного общения, сексуально-эротическая, первичного социального контроля). Жизненный цикл развития семьи и характеристика его основных стадий (добрачный период, образование новой семейной пары, семья с маленькими детьми, семья с подростками, период «ухода» из семьи взрослых детей, семья в период старения и старости). Специфика задач, решаемых на каждой из стадий.
Тема 2. Психология супружеских и детско-родительских отношений. Лекция (2 часа)
Основные характеристики супружеских отношений: характер эмоциональных связей, мотивация брака, способность к разрешению проблем, сплоченность семьи и субъективная удовлетворенность браком. Адаптация супругов в семье. Основные методы изучения супружеских отношений (биографический метод, опросники и др.).
Любовь как основа построения современной семьи. Теоретические подходы к анализу любви как психологическому феномену (З. Фрейд, З. Фромм, К. Хорни, Э. Эриксон, Р. Мэй, Р. Стернберг, В.В. Столин, А.С. Кон).
Родительство как социокультурный феномен. Мотивы воспитания и родительства. Материнство как психологический феномен. Роль отца в развитии ребенка. Типы родительской любви. Понятие девиантного родительства.
Тема 3. Роль семьи в развитии личности Практическое занятие (2часа).
План проведения практического занятия
1.Сообщение цели и задач занятия.
2. Обсуждение теоретических вопросов:
Особенности детско-родительских отношений в детском, подростковом и юношеском возрасте. Родительская любовь как культурно-исторический феномен. Эмоциональное принятие и любовь родителем ребенка как условие полноценного личностного развития (Э. Эриксон, Я. Корчак, Т. Дрейкурс, Р. Кемпбелл). Причины эмоционального отвержения ребенка и отказа от ребенка. Основные задачи и пути коррекции эмоционального отвержения и индифферентности родителей.
Стиль общения и взаимодействия и его влияние на развитие ребенка. Авторитарный, демократический, авторитетный, разрешающий, либерально-попустительский, игнорирующий стили. Система родительского контроля (требования, запреты, форма контроля, санкции). Поощрения и наказания как способы регуляции поведения ребенка).
3.Практическая часть:
1.Изучите в рекомендуемых учебных пособиях и дополнительной литературе материал, посвященный роли семьи в развитии личности ребенка.
2.Создайте презентации по следующей тематике:
- «Принципы построения эффективной коммуникации в детско-родительских отношениях», «Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками», «Условия преодоления негативных следствий развития ребенка в условиях депривации общения с отцом». «Психологические особенности воспитания детей в нетрадиционных («двухкарьерных» семьях)».
- Проанализируйте предложенную к занятию литературу и подготовьтесь к групповой дискуссии на тему «Причины возникновения нарушений семейного воспитания Основные направления их коррекции. (А.Я. Варга, А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер).
3.Подведение итогов занятия.
Литература:
1. Варга, А.Я. Семейная психотерапия. - СПб., 2010.
2. Би, Хелен, Структура семьи /Х. Би // Би Хелен. Развитие ребенка /Х. Би.- СПб., 2004.- С. 590-595.
3. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицынв.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.- 325 с.
4. Дружинин, В.Н. Психология семьи/ В.Н. Дружинин.- М.: Питер, 2009.- 176 с.
5. Ермолаева, Т.В. Три главных условия счастливой семьи /Т.В. Ермолаева // Психолого-педагогический журнал.- 2008.- № 1.- С. 33-41.
6. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. -СПб., 2008.
7. Ковалевский. М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. – М. Либроком, 2011. – 152 с.
8. Ладыгина, О.М. Культура семьи как основа духовной культуры славян / О.М. Ладыгина // Образование в современной школе.- 2009.- № 1.- С. 28-36.
9. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 368 с.
10. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи.4 изд. СПб.,2008.- 672 стр. (серия « Мастера Психологии»).
Интернет-ресурсы:
1. Атоян А.Г. Межнациональные браки глазами молодых людей / А.Г. Атоян, Н.И. Медведева // Междунар. журн. эксперим. образования. 2010. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhnatsionalnye-braki-glazami-molodyh-lyudey
2. Бабочкин П.И. Кросскультурные браки в полиэтнической среде // Упр. мегаполисом. - 2008. - № 3. - С. 54 - 58 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://um-mag.ru/wp-content/uploads/2011/05/p_54-58.pdf
Тема 4. Нарушение и распад семейных отношений. Практическое занятие (2часа).
План проведения практического занятия
1.Сообщение цели и задач занятия.
2. Групповая форма работы. Подготовка и защита тематических проектов:
Факторы нарушения функционирования семьи: сверхсильные, длительные хронические, резкое изменение стереотипа и уровня жизни семьи, суммирование трудностей.
Развод как кризис в развитии семьи. Причины разводов, факторы риска разводов. Основные фазы развода. Особенности фазы постразвода для родителя, остающегося с детьми и родителя без детей.
Психологические особенности реагирования, переживания и преодоления негативных следствий развода в зависимости от возраста детей. Психологические условия профилактики и преодоления негативных последствий развода для детей и разведенных супругов.
3.Практическая часть:
1.Выбрать из предложенного ниже списка одну психодиагностику, рассказать о методике ее применения в процессе психологической работы с семьей.
2.Провести одну из предложенных психодиагностик с оформлением практического вывода:
1) Психодиагностика супружеских отношений:
- Опросник «Общение в семье» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская) измеряет доверительность общения в супружеской паре, сходство во взглядах, общность символов, взаимопонимание супругов, легкость и психотерапевтичность общения.
- Проективный тест «Семейная социограмма» (Э.Г. Эйдемиллер) направлен на диагностику характера коммуникаций в семье.
- Методика «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А.Н. Волкова) выявляет представления супругов о значимости в семейной жизни тех или иных ролей, а также о желаемом распределении их между мужем и женой.
- Методика «Распределение ролей в семье»