Практическое занятие 4. Коррекционно-педагогическая помощь при нарушениях эмоционально-волевой сферы
Задания для подготовки к семинару:
Задание 1. Составить каталог методов и приемов коррекционной работы при РДА. Подготовьтесь к проведению игротренинга. Примерная форма выполнения задания:
Направление коррекционной работы, задача | Описание метода или приема | Особенности реализации |
Преодоление трудностей организации целенаправленного поведения, осмысление происходящего | Метод «эмоционально-смыслового комментария»: постоянное комментирование деятельности ребенка, обозначая словами эпизоды в игре, на занятии, в быту. Обязательное проговаривание перед сном всех событий прошедшего дня. | Постепенно рассказ строится из неоконченных предложений, ребенок сам заканчивает его. Включаются эмоциональные детали, комментарии отношений, чувств, социальные правила. |
Задание 2. Составить рекомендации для организации коррекционной работы с детьми с РДА. Примерная форма выполнения задания: мультимедийная презентация, буклет, памятка для родителей (педагогов).
Задание 3. Составить каталог методов и приемов профилактики и коррекции детской тревожности и страхов. Подготовиться к участию в игротренинге на семинарском занятии. Примерная форма выполнения задания:
Направление коррекционной работы | Описание метода или приема | Особенности реализации |
Тематика докладов:
Условно-патологическое реагирование детского возраста (социальная дезориентация, негативное самопредъявление, семейная изоляция, хроническая неуспешность, уход от деятельности).
План занятия:
Вопрос | Форма работы |
1. Детская тревожность и страхи. Методы и приемы коррекционной работы. | Доклад. Игротренинг. Обсуждение |
2. Методы и приемы коррекционной работы при РДА | Составление каталога методов и приемов коррекционной работы при РДА. Игротренинг. |
3. Организация коррекционной работы с детьми с РДА | Презентация разработок. Составление методических требований к организации занятий с детьми с синдромом РДА. |
4. Условно-патологическое реагирование | Доклад. Составление рекомендаций по профилактике нарушений поведения у детей |
Литература:
11. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] : [метод. рекомендации] / Л. М. Шипицына [и др.] ; под ред. Л. М. Шипицыной. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 230 с.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
4. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов/- М.: АСТ; Астрель, 2008. - 222 с.
Практическое занятие 5. Инклюзивное дошкольное образование детей с ОВЗ.
Задания для подготовки к семинарскому занятию:
Задание 1. Составить обзор литературы по вопросу современного понимания интеграции и инклюзии в системе образования. Примерная форма выполнения задания:
Источник: название, автор | Основные определения интеграции, инклюзии, точка зрения автора |
Задание 2. Выделить позитивные и негативные стороны дифференцированного и инклюзивного образования дошкольников с ОВЗ.
Задание 3. Сформулировать требования к педагогической оценке в условиях инклюзивного образования.
Задание 4: Сформулировать правила инклюзивного детского сада.
Тематика докладов:
Человек с ограниченными возможностями здоровья в обществе
План занятия
Вопрос | Форма работы |
1. Человек с ограниченными возможностями здоровья в обществе | Доклад. Обсуждение моделей общественного сознания. Сравнение социальной и медицинской модели инвалидности. |
2. Современное понимание интеграции и инклюзии в системе образования. | Проверка самостоятельной работы. Обсуждение, уточнение понимания терминов «инклюзивное образование», «интегрированное образование». |
3. Социокультурная интеграция лиц с ограниченными возможностями. Инклюзивное дошкольное образование | Выдвижение доводов «за» и «против» инклюзивной формы дошкольного образования. Заполнение матрицы «Яма» по факторам способствующим или препятствующим организации инклюзивного дошкольного образования. Составление ПОПС-формулы «Возможности и перспективы инклюзивного дошкольного образования в России» |
4. Педагогическая оценка в системе инклюзивного образования | Обсуждение требований к оцениванию в инклюзивном детском саду |
5. Инклюзивный детский сад | Групповая работа: составление правил инклюзивного детского сада. |
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости:презентация выполненных учебных работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст] : [метод. рекомендации] / Л. М. Шипицына [и др.] ; под ред. Л. М. Шипицыной. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. – 230 с.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании / Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2011. – 144 с.
4. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов педвузов/- М.: АСТ; Астрель, 2008. - 222 с.
МОДУЛЬ 2
Дисциплина «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»