Способы принятия управленческого решения
•*• при недостатке отклика (предлагаемое решение не вызывает активного эмоционального отклика); •> по авторитарному принципу; •* большинством;
•» меньшинством при молчаливом согласии большинства; •» принятие единогласного решения; •fr принятие решения при консенсусе.
Bfl Условием эффективности выполнения решения является мониторинг.
Мониторинг— постоянное наблюдение (отслеживание) за ходом выполнения решения с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.
Принципы управления образовательными системами
0л демократизация и гуманизация;
0л системность и целостность;
0л взаимосвязь единоначалия и самоуправления;
0л научность;
0л компетентность;
0л оптимальность.
Управленческийтруд
в образовательном учреждении
Управление— системный процесс планирования, организации, мотивирования и контроля, позволяющий сформулировать и достичь целей функционирования организации.
■н Управлять — значит привести к успеху других.
Специфические особенности управленческого труда
■ представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности:
■ организационно-административной и воспитательной;
■ аналитической и конструктивной;
■ информационно-технической;
■ участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
■ предмет труда — информация;
■ средство труда — организационная и вычислительная техника;
■ результат труда — управленческое решение;
■ ключевые функции: планирование, организация, мотивация, контроль.
Информация в управлении образовательными системами (УОС)
Информация в управлении образовательными системами— строго определенный комплекс статистических, психолого-педагогических и качественных сведений, способствующих осуществлению целостного педагогического процесса в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями.
Требования к управленческой информации
сг= объективность; eg» своевременность;
<в- полнота и всесторонность; е- четкость формулировок;
е- достоверность; «= оперативность.
Специфика управленческого труда в образовательном учреждении
> каждое образовательное учреждение очень индивидуально в своей работе;
> управленческий труд не является обособленным;
> труду руководителя образовательного учреждения свойственно большое разнообразие составляющих его частей;
> большая напряженность ритма, возникновение неожиданных стрессовых ситуаций;
> специфичен объект управления;
> один из объектов управления (педагогический коллектив) является одновременно и субъектом управления;
> широк круг общения — педагоги, сотрудники, дети разного возраста, родители, общественность и др.;
> своеобразен труд педагога, трудно поддающийся жесткому программированию и объективной оценке;
> педагогический коллектив является трудовым коллективом особого типа и ДР-
Методы управления образовательными системами
♦ нормативные;
♦ организационно-административные:
♦ организационно-стабилизирующие,
♦ распорядительные,
♦ методы стимулирующего воздействия;
♦ педагогические;
♦ социально-психологические;
♦ экономические;
♦ психологические.
7*
Образовательное учреждение как объект управления и руководства
Образовательное учреждение— социальный институт, общественно-государственная или частная система, призванная удовлетворять образовательные запросы общества, личности и государства.
Принципы руководства
□ целостного взгляда на человека;
□ уважения и доверия к человеку;
□ индивидуального подхода и личного стимулирования;
□ обогащения и обновления работы учителя;
□ постоянного повышения квалификации;
□ сотрудничества (партисипативности);
□ коллективного принятия решений и делегирования членам коллектива отдельных управленческих функций;
□ автономизация.
Педагогическаяинноватика
Педагогические нововведения (инновации)— целенаправленное изменение, которое вносит в деятельность образовательного учреждения новые, относительно стабильные элементы, эффективно влияющие на его развитие и функционирование.