Условия эффективности упражнений
• Прочное усвоение теоретического материала учащимися.
• Тщательный инструктаж учителя и показ образцов выполнения работы.
• Сознательное отношение учащихся к их выполнению.
Значение упражнений
> Обучающий результат — проявляется в вооружении системой приемов, способов практического действия.
> Развивающий эффект — выражается в расширении возможностей творческого самовыражения детской личности и формирования различных способностей.
> Воспитательный эффект — систематическое выполнение упражнений укрепляет волю, воспитывает настойчивость, упорство, прилежание, самообладание.
> Диагностирующий эффект — всесторонне и объективно позволяет диагностировать прочность и глубину знаний учащихся.
Самостоятельная работа
;
Самостоятельная учебная работа— такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности учеников во всех ее структурных компонентах — от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения простейших видов работы к более сложным, носящим поисковый характер.
Цели самостоятельной работы
<я* качественное усвоение учебного материала; ф- выработка умений и навыков учебной деятельности;
<в- формирование познавательных способностей учащихся и интереса к изучаемому материалу; ф* формирование готовности к самообразованию; «= формирование самостоятельности как качества личности.
Преимущества самостоятельной работы
/ В полной мере учитывается стремление учащихся к действию и проявлению активности.
/ Учащиеся сознательно принимают участие в достижении цели урока.
/ Самостоятельная работа, как правило, вызывает интерес у большинства учащихся.
/ Процесс обучения становится более живым и увлекательным.
/ Есть возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ученику.
/ Есть возможность решать самые разнообразные образовательные и воспитательные задачи.
/ Способствует овладению учениками умениями подняться от усвоения простого правила до продуманных оценок и идей.
Виды самостоятельной работы
Классные | Внеурочные |
• активное восприятие объяснения учителя • самостоятельные задания под ру ководством учителя • самостоятельные дифференциро ванные задания • исследовательские и учебные зада ния и работы • на лабораторных и практических занятиях | • участие в предметных олимпиадах; • конкурсах • самостоятельное изучение отдель ных тем • подготовка к семинарам и практи ческим занятиям • подготовка к коллоквиумам, заче там и экзаменам |
Процессуальный компонент | Организационный компонент |
• особенности мыслительной сферы: самостоятельность, гибкость, опера тивность, креативность, способность к анализу, синтезу, обобщениям, наблюдательность • умение ставить и разрешать позна вательные задачи • владение разными типами чтения и фиксации прочитанного • умение подбирать и усваивать оп ределенное содержание • умения контроля и самоанализа | • умения планировать время и свою работу • умения перестраивать систему де ятельности • умения осуществлять информаци онный поиск, работать в библиоте ках, сетях Интернет, ориентировать ся в современных классификаторах источников • пользоваться оргтехникой, банками данных и современными информа ционными технологиями |
Управление самостоятельной работой
Sh Формирование побуждающих мотивов.
(Ь Постановка целей и задач.
8Ь Планирование. \\
£в Инструктаж и консультирование.
А Создание инструментария: рекомендации, руководства, пособия, алгоритмы,
программы, дидактические материалы. А. Разработка критериев результативности самостоятельной работы. А Групповая и индивидуальная коррекция самостоятельной работы. й> Разработка системы контроля и учёта результатов самостоятельной работы и
её осуществления.
Результаты самостоятельной работы
О обучающий — накопление фактического материала и опыта его личностного осмысления и оценки;
О развивающий — предельная активность и напряжение психических сил обучаемых, формирование умений и навыков самостоятельного труда;
О воспитательный — воспитание таких качеств как добросовестность, усидчивость, прилежание, дисциплинированность, ответственность и др.;
О диагностический — проявляет истинную картину усвоения обучаемым знаний, умений и навыков, развития их интеллектуальных и физических сил и способностей.
Методы стимулирования и мотивации учения
Методы стимулирования и мотивации учения— группа методов, направ
ленная на формирование и закрепление положительного отношения к
учению и стимулирование активной познавательной деятельности обуча
емых. \
I ПОДГРУППА
Методы стимулирования
и мотивации интересак учению
Воздействие осуществляется на эмоциональную сферу, направлено на формирование необходимых навыков в управлении своими чувствами, понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.
♦ Создание ситуаций новизны, неожиданности, актуальности
♦ Пробуждение эмоциональных нравственных переживаний
♦ Познавательные игры, драматизации и театрализации
♦ Дискуссии
♦ Анализ жизненных ситуаций
♦ Создание ситуаций успеха в обучении
II ПОДГРУППА Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности
Воздействие осуществляется на волевую сферу, направлено на развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умений владеть собой, совершенствование навыков самостоятельного поведения.
* Разъяснение личной и общественной значимости учения
* Требование
* Упражнение
* Поощрения
* Наказания
Методы контроля и самоконтроля в обучении
Методы контроля и самоконтроля в обучении— методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обуче-
ния.
Задачи
<й Установление готовности учащихся к восприятию и усвоению новых знаний.
i& Выявление причин их затруднений иошибок.
$Ь Определение эффективности организации, методов и средств обучения.
#Ь Получение информации о характере самостоятельной работы в процессе обучения.
йЬ Выявление степени правильности, объема, глубины знаний, умений и навыков.
(£я Выявление уровня развития психических новообразований.
Требования
<у объективность; с»» всесторонность; <э= систематичность; «= гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);
Основные недостатки
/ неправильное понимание функций контроля;
переоценивание ее роли в учебном процессе;
превращение в самоцель; использование однообразных методов и форм проверки и оценки знаний;
or индивидуализация;
Ф» дифференциация;
<&• учет специфики учебного предмета;
от разнообразие форм и методов.
/ субъективизм в выставлении отметок и в высказанных оценочных суждениях;
• отсутствие чётких обоснованных критериев.
Виды методов контроля
Устные методы, контроля | • Индивидуальный опрос • Фронтальный опрос • Уплотненный опрос • Тесты |
Письменные методы контроля | • Диктанты • Изложения • Сочинения • Рефераты • Письменные работы и т. п. |
Практические методы контроля | • Практические работы. • Опыты |
Графические методы контроля | • Графики • Схемы • Таблицы |
Программированные методы контроля | • Машинные * • Безмашинные |
Наблюдение | |
Самоконтроль |